Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Детский фольклор как средство развития речи.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

В конце недели все дети активно и верно повторяли слова потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок!», легко имитировали голос петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Я попросила детей повторно выполнить задание: назвать петушка по изображению на картинке: «Кто это?» все семь детей подгруппы, с которой я работала, уверенно произнесли: «Петушок». Что говорит о том, что существительное петушок прочно вошло в активный словарный запас малышей.

 Таким образом,  мною было подтверждено, что систематическая работа  с произведениями детского фольклора способствует развитию словаря детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и методические рекомендации

 

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому обогащение словаря детей необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Одним из средств, способствующих развитию словаря детей, является фольклор. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

В ходе выполнения дипломной работы мною была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема формирования словаря детей раннего возраста актуальна и освещена достаточно полно. Педагоги не раз обращались к детскому фольклору как средству развития словаря.

 Необходимость проведения  специальной работы по развитию словаря посредством произведений детского фольклора была подтверждена результатами исследования уровня развития словаря детей, а также данными анкетирования родителей первой младшей группы ЦРР - МБДОУ детского сада №13 г. Гусиноозёрска.

В процессе НОД на базе данного образовательного учреждения мною была реализована цель, которую ставила в начале исследования. Я предложила систему работы по развитию словаря детей раннего возраста с использованием произведений детского фольклора, частично ее апробировала.

Таким образом, можно утверждать, что цель моей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2006.

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М., 2007.

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста//учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006.

Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, –2007. № 3.

Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика, – 2008. № 8.

Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание, – 2004. №9.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие словаря). – СПб.: Паритет, 2005.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. – 2009. №11.

Громова О.Е. статья «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» // Логопед. 2007. №4.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе «Радуга».– М.: Просвещение, 2005.

Дунаева Н. О значении художественной литературы вформировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. №6.

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010.

Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное  воспитание. – 2006. №9.

Кулагин И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. М.: Академия, 2003.

Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников. СПб: Детство-пресс, 2001.

Лямина Г.М. Развитие словаря ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.

Марусяк В. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем? – М.: Лабиринт Пресс, 2009

Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2007.

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие словаря и мышления. Методическое пособие. – М., 2005.

Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Мозаика-синтез, 2007.

Развитие словаря детей дошкольного возраста /под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 2004.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: Сфера, 2009.

Смирнова Е.О.,  Авдеева Н.Н.,  Галигузова Л.Н.Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет.  2005.

Смирнова Л.Н. Развитие словаря у детей 2-3 лет. – М., 2007.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – 5-е изд., – М.: Академия, 2001.

Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. – 2007.

Эльконин Б.Д. Психология развития. – 4-е изд., – М.: Академия, 2008.

Янушко Е. помогите малышу заговорить!: развитие словаря детей 1,5-3 лет. – 3-е изд., – М.: Теревинф, 2008.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Иллюстрации животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Протокол результатов анкетирования родителей воспитанников первой младшей группы от 18 февраля 2014 года

1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (лет, месяцев).

___________________________________________________

2.Как в ваш дом  в основном попадают книги для детского чтения?

– в семье есть домашняя библиотека;

– покупаем;

– приносят и дарят друзья и родные.

3.Как часто  вы читаете  ребёнку?

– стараемся каждый день;

– достаточно часто;

– к сожалению, редко.

4.Нравится ли ребёнку  процесс общения с книгой?

– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;

– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;

– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.

5. Задаёт ли ребёнок  вопросы, просит ли прочитать  ещё?

– да, довольно часто;

– иногда;

– очень редко, практически никогда.

6. Знаком ли ваш ребёнок  с произведениями фольклора (устного  народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?

– да: мы используем их довольно часто;

– почти не знаком;

– нет, не знаком:  мы их почти не используем.

7. Считаете ли вы, что  детей необходимо знакомить с  устным народным творчеством?

– да, это очень важно для развития ребёнка;

– наверное, не повредит;

– думаю, что это лишнее.

 

 

Приложение 3

Материал к непосредственно-образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Протокол непосредственно-образовательной деятельности

«Петушок, петушок»

Протокол результатов непосредственно-образовательной деятельности «Петушок, петушок» детей первой младшей группы от 18 февраля 2014 года

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Петушок, петушок»

Программные задачи:

– познакомить детей с фольклорным произведением;

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать  активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами  «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка,  показывать гребешок,  имитировать  голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Я: Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

Все: Этушок

Юра П.: Петушок

Леня А.: Этушок

Я: Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Юра П.: Петушок, петушок (задумался, дальше говорил с моей помощью) иди нам.

Соня В.: Этушок, этушок (замолчала, дальше говорила я)

Показываю игрушку петушка, дети рассматривают её.

Я:  Какой петушок: большой или маленький?

Все: Маненький.

–  Что у него на голове?

Лиза М.: Бешок

Женя Л.: Гибешок

Я: Гребешок

Все: Гебешок.

–  Какой у петушка хвост?

Все:басёй, касивый.

Я читаю потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

А давайте попросим петушка покричать нам:

Все: покичиетушок.

Покажите мне, как клюет зернышки петушок (показывают). А как ходит важно он (показываю вместе с ними). Покажите гребешок, как у петушка (показываю вместе с ними). А теперь ходим и показываем гребешок (делаю вместе с ними)

– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  5

Фотографии непосредственно-образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста