Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа
Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.
В конце недели все дети активно и верно повторяли слова потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок!», легко имитировали голос петушка: «Ку-ка-ре-ку!» Я попросила детей повторно выполнить задание: назвать петушка по изображению на картинке: «Кто это?» все семь детей подгруппы, с которой я работала, уверенно произнесли: «Петушок». Что говорит о том, что существительное петушок прочно вошло в активный словарный запас малышей.
Таким образом, мною было подтверждено, что систематическая работа с произведениями детского фольклора способствует развитию словаря детей раннего возраста.
Выводы и методические рекомендации
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому обогащение словаря детей необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Одним из средств, способствующих развитию словаря детей, является фольклор. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
В ходе выполнения дипломной работы мною была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема формирования словаря детей раннего возраста актуальна и освещена достаточно полно. Педагоги не раз обращались к детскому фольклору как средству развития словаря.
Необходимость проведения
специальной работы по
В процессе НОД на базе данного образовательного учреждения мною была реализована цель, которую ставила в начале исследования. Я предложила систему работы по развитию словаря детей раннего возраста с использованием произведений детского фольклора, частично ее апробировала.
Таким образом, можно утверждать, что цель моей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.
Список используемой литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2006. | |
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М., 2007. | |
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста//учебное пособие. М.: АСТ: Астрель, 2006. | |
Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, –2007. № 3. | |
Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика, – 2008. № 8. | |
Большакова М. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание, – 2004. №9. | |
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие словаря). – СПб.: Паритет, 2005. | |
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2005. | |
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. | |
Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. | |
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошкольное воспитание. – 2009. №11. | |
Громова О.Е. статья «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» // Логопед. 2007. №4. | |
Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе «Радуга».– М.: Просвещение, 2005. | |
Дунаева Н. О значении художественной литературы вформировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. №6. | |
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010. | |
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошкольное воспитание. – 2006. №9. | |
Кулагин И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. М.: Академия, 2003. | |
Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников. СПб: Детство-пресс, 2001. | |
Лямина Г.М. Развитие словаря ребенка раннего возраста. – М.: Айрис-Дидактика, 2005. | |
Марусяк В. Учим ребенка читать. Как? Когда? Зачем? – М.: Лабиринт Пресс, 2009 | |
Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2007. | |
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007. | |
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие словаря и мышления. Методическое пособие. – М., 2005. | |
Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Мозаика-синтез, 2007. | |
Развитие словаря детей дошкольного возраста /под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 2004. | |
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: Сфера, 2009. | |
Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н.Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. | |
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. 2005. | |
Смирнова Л.Н. Развитие словаря у детей 2-3 лет. – М., 2007. | |
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – 5-е изд., – М.: Академия, 2001. | |
Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. – 2007. | |
Эльконин Б.Д. Психология развития. – 4-е изд., – М.: Академия, 2008. | |
Янушко Е. помогите малышу заговорить!: развитие словаря детей 1,5-3 лет. – 3-е изд., – М.: Теревинф, 2008. |
Приложение
Приложение 1
Иллюстрации животных
Приложение 2
Протокол результатов анкетирования родителей воспитанников первой младшей группы от 18 февраля 2014 года
1.Фамилия, имя ребёнка; возраст (лет, месяцев).
______________________________
2.Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?
– в семье есть домашняя библиотека;
– покупаем;
– приносят и дарят друзья и родные.
3.Как часто вы читаете ребёнку?
– стараемся каждый день;
– достаточно часто;
– к сожалению, редко.
4.Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?
– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;
– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;
– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.
5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?
– да, довольно часто;
– иногда;
– очень редко, практически никогда.
6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?
– да: мы используем их довольно часто;
– почти не знаком;
– нет, не знаком: мы их почти не используем.
7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?
– да, это очень важно для развития ребёнка;
– наверное, не повредит;
– думаю, что это лишнее.
Приложение 3
Материал к непосредственно-
Приложение 4
Протокол непосредственно-образовательно
«Петушок, петушок»
Протокол результатов непосредственно-
Конспект непосредственно-
Программные задачи:
– познакомить детей с фольклорным произведением;
– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;
– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;
– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;
– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».
Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.
Я: Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?
Все: Этушок
Юра П.: Петушок
Леня А.: Этушок
Я: Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»
Юра П.: Петушок, петушок (задумался, дальше говорил с моей помощью) иди нам.
Соня В.: Этушок, этушок (замолчала, дальше говорила я)
Показываю игрушку петушка, дети рассматривают её.
Я: Какой петушок: большой или маленький?
Все: Маненький.
– Что у него на голове?
Лиза М.: Бешок
Женя Л.: Гибешок
Я: Гребешок
Все: Гебешок.
– Какой у петушка хвост?
Все:басёй, касивый.
Я читаю потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
– Как кричит петушок?
– Ку-ка-ре-ку!
А давайте попросим петушка покричать нам:
Все: покичиетушок.
Покажите мне, как клюет зернышки петушок (показывают). А как ходит важно он (показываю вместе с ними). Покажите гребешок, как у петушка (показываю вместе с ними). А теперь ходим и показываем гребешок (делаю вместе с ними)
– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!
Приложение 5
Фотографии непосредственно-
Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста