Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Vlianie_razlichnykh_faktorov_na_sots.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ  ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5

1.1 Понятие  социальной адаптации 5

1.2 Формы и  способы адаптации детей раннего  возраста 8

1.3 Факторы,  влияющие на социальную адаптацию  детей с ОПФР в раннем возрасте 10

1.4  Особенности  социальной адаптации детей с  ОПФР 14

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА С ОПФР 20

2.1 Диагностика  уровня социальной адаптации  детей раннего возраста с ОПФР  в ДОУ 20

2.2 Практическая  работа по развитию социальной  адаптации и интеграции в общество  детей раннего возраста с ОПФР 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 32

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В структуре общества наблюдается  устойчивое увеличение числа детей  с отклонениями в развитии. В настоящее  время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

В настоящее время можно  наблюдать парадоксальную, но в целом  вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется  наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка  на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени  государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается  их помещение в учреждения интернатного типа. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий.

Отсутствие благоприятной  среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение  их социокультурной мобильности, жизненных  шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и  адаптации детей с особыми  нуждами, соблюдения их конституционных  прав, доступности ресурсов окружающего  мира. Это подчеркивает необходимость  определения новых приоритетов  государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включения  лиц с ограниченными возможностями  в общество.

Актуальность  работы состоит в том, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста с особенностями психофизического развития, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Объект исследования: процесс адаптации ребенка раннего возраста к детскому учреждению

Предмет исследования: социальная адаптация ребенка раннего возраста с особенностями психофизического развития

Цель исследования: раскрыть влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего школьного возраста с особенностями психофизического развития

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие социальной адаптации.
  2. Рассмотреть формы и способы адаптации детей раннего возраста.
  3. Изучить факторы, влияющие на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР
  4. Выявить особенности социальной адаптации детей с ОПФР.
  5. Провести мониторинг социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР.

Методы исследования: литературно-библиографический анализ, наблюдение, эксперимент, общенаучные методы познания такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция.

Практическая  значимость: материалы исследования могут быть использованы в работе специалистов системы образования для педагогических целей.

Структура работы: Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников. Объем работы с приложениями -  34 страницы.

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие социальной адаптации

 

С поступлением ребенка в  дошкольное учреждение в его жизни  происходит множество изменений: строгий  режим дня, отсутствие родителей  в течение 9 и более часов, новые  требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль  общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая  без специальной организации  может привести к невротическим  реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая  регрессия и т.д.

Основоположником учения о стрессе, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» было опубликовано его письмо в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это сообщение положило начало учению о стрессе, хотя в отдельных, более ранних, научных трудах упоминание о проблеме стресса, с психологической точки зрения, находим в работах В. Вундта [3, с. 16], У. Джемса [6, с.  37]. Сам же термин «стресс» (напряжение) впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении поэта Роберта Маннинга «Handlying Synne»: «И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе». Г. Селье [16, с. 28] считает, что слово «стресс» пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог, полагает Селье, постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Однако, как пишет Ю.Г. Чирков [22, с. 76], кое-кто полагает, что слово «стресс» имеет более давнюю историю и происходит вовсе не от английского, а от латинского слова sttingere -затягивать. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кенноном - основоположником гомеостаза и учения о роли симпатоадреналовой системы в мобилизации функций организма для борьбы за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще в 1914г. предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции - нейроэндокринный процесс. Он исследовал феномен, который назвал реакцией «битвы-бегства». Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой надпочечников. Реакция «битвы-бегства» рассматривается им как мобилизация организма, подготавливающая мышцы к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.

Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные и хорошо известные стадии:

1) стадия тревоги, продолжающаяся  от нескольких часов до двух  суток и включающая фазы шока  и противошока (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);

2) стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости  организма к различным воздействиям;

3) стадия либо стабилизации  состояния (выздоровления), либо  истощения [8, с. 67].

По видам адаптацию  подразделяют на сенсорную (приспособительные  изменения органов чувств, соответствующие  действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение  в зависимости от новых социальных условий) и психологическую.

Успешность последней  определяется оптимальным соотношением сторон, составляющих активную деятельность индивида; преобразования («приспособления») себя и преобразования среды («приспособления к себе»), т.е. правильным пониманием того, как, насколько и ко всему ли возможно и необходимо приспосабливаться [5, с. 99]. В психосоциальном аспекте часто указывают на важность согласования с реальностью самооценки, уровня притязаний и возможностей субъекта.

Н.А. Милославова [10, с. 43] полагает, что «процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, приноровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)». На активную природу механизма социальной адаптации указывает и А.А. Реан, анализируя типы адаптационного процесса. Подчеркивая активность так называемого «пассивного» типа, он пишет: «...здесь речь идет об активном приспособлении личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного само изменения быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации». И далее резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность - пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного само изменения и активного само приспособления к среде» [14, с. 75].

Определение понятия адаптации, сформулированное на основе теоретических  и экспериментальных изысканий  Т.В. Середой [17, с. 32], которое объединяет на содержательном уровне оба исследуемых феномена (стресс и адаптацию): «Адаптация - это диалектический, системный процесс активного приспособления биосистемы к неадекватным условиям среды ценой дополнительных энергетических затрат, результатом которого является возможность биосистемы оптимально функционировать».

Адаптация по А.А. Ершову [7, с. 59] понимается как единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется законам не только сохранения равновесия, но и развития, экономии сил.

Для преобразовательной, творческой деятельности человека необходимы такая  регуляция и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально приспособиться, усвоить диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, активности, чтобы достичь свободы действия. Максимально активная личность оптимально приспособлена к среде. Цель адаптации - достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности. Всякая адаптация временна, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма заключены в генах, психофизиологическая адаптация к среде обусловлена возможностями темперамента, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно складывающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений [7, с. 59].

Таким образом, социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды].

1.2 Формы и способы адаптации  детей раннего возраста

 

С поступлением ребенка в  ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим  дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая  без специальной организации  может привести к невротическим  реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ  являются:

1.Тщаительный подбор педагогов  в формирующихся группах.

2.Предварительное ознакомление  родителей с условиями работы  ДОУ.

Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР