Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа
В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
3.Постепенное заполнение групп.
4.Гибкий режим пребывания
детей в начальный период
5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
6.Информирование родителей
об особенности адаптации
В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:
Комплекс специальных
упражнений поможет ребенку выработать
силу воли, увеличить чувствительность
и узнать много нового о своем
теле. Занятия укрепят и сделают
более эластичными мышцы, разработают
суставы, а движения станут более
красивыми и пластичными. Кроме
этого, с помощью телесно-
Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.
Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Занятия вводят ребенка в
сложный мир человеческих эмоций,
помогают ему прожить определенное
эмоциональное состояние, создать
свой собственный «эмоциональный фон»,
с помощью которого он сможет ориентироваться
в собственных чувствах и в
чувствах людей, которые его окружают.
Основной акцент делаем не просто на проработки
эмоций на уровне их узнавания по мимике,
жестам, поведению, словам людей и
сказочных персонажей. В этих занятиях
важно, чтобы ребенок проживал каждую
эмоцию на телесном уровне, наблюдал за
своими телесными ощущениями и оценивал
их. Таким образом, развивается произвольное
улавливание ощущений тепла, холода,
напряжения и расслабления мышц тела.
Все занятия - игровые, так как
игра - это основная деятельность ребенка,
в которой он сначала эмоционально,
а затем интеллектуально
Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.
Выполняя несложные задания
в процессе игр со звучащими игрушками,
детскими музыкальными инструментами,
дети различают звуки по высоте:
угадывают, кто кричит - корова или
котенок, курочка зовет цыплят или
они ей отвечают. Повторяя под музыку
постукивания по бубну, осваивают ритм.
Слушают звучание разных по тембру
детских музыкальных
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен
Следует отметить, что изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [19, c. 97].
Итак, чтобы избежать
стрессовых ситуаций, необходимо
грамотно подойти к одной из
проблем дошкольного
Возрастные особенности,
возможности детей, показатели, определяющие,
необходимо знать. Но следует
учитывать и индивидуальные
Часто причиной
Как правило, дети с ОПФР труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей ребенка с ОПФР в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
В разных ситуациях
один и тот же малыш может
повести себя по-разному,
Поведение ребенка с ОПФР под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет; если не знает, где взять игрушку - тоже плачет; не привык спать без укачивания - плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними [4, c. 94].
Незнание привычек
ребенка значительно осложняет
работу воспитателя. Его
В домашних условиях
ребенок привыкает к характеру
применяемых педагогических
Несмотря на то, что
режимы дня для детей разного
возраста, рекомендуемые “Программой
воспитания в детском саду”,
научно обоснованы, все же так
называемый возрастной режим
дня отдельных детей
Как уже говорилось,
особое значение в период
Опыт общения ребенка
с окружающими, полученный им
до прихода в детский сад,
определяет характер его
Непосредственно-
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые
гигиенические требования, целесообразно
уже в этом возрасте расширять
круг общения ребенка.
Воспитатель должен
установить контакт с ребенком
в первый же день. Но если
у ребенка не сформирован опыт
общения с незнакомыми людьми,
на все действия воспитателя
он реагирует негативно:
В таком случае целесообразно
разрешить маме побыть в
Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР