Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Vlianie_razlichnykh_faktorov_na_sots.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

3.Постепенное заполнение  групп.

4.Гибкий режим пребывания  детей в начальный период адаптации  с учетом индивидуальных особенностей  детей.

5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

6.Информирование родителей  об особенности адаптации каждого  ребенка на основе адаптационных  карт [4, с. 49].

В процессе адаптации ребенка  в ДОУ также используют такие  формы и способы адаптации  детей как:

  • Элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных  упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем  теле. Занятия укрепят и сделают  более эластичными мышцы, разработают  суставы, а движения станут более  красивыми и пластичными. Кроме  этого, с помощью телесно-ориентированной  терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Комплекс заканчивается  упражнениями на релаксацию, потому что  расслабление в такой же степени  необходимо для развития мышц, как  и тренировка. Нервная система  получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

  • Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.
  • Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
  • Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы [12, с. 49].

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Занятия вводят ребенка в  сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать  свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться  в собственных чувствах и в  чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и  сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как  игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает  систему человеческих отношений.

  • Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями  и пьесами, но и приучались более  точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.

Выполняя несложные задания  в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или  котенок, курочка зовет цыплят или  они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко [17, с. 56].

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий  развития, среди которых:

  1. становление орудийных действий;
  2. развитие наглядно-действенного мышления;
  3. развитие познавательной активности;
  4. формирование целенаправленности действий ребёнка  [3, с. 39].

Каждое из этих направлений  предполагает специальные игровые  материалы и особые характеристики игрушек.

  • Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок - взрослый” и “ребенок - ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения [12, с. 77].

Основная задача игр в  этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте

 

С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

 Ребенок должен приспособиться  к новым условиям, т.е. адаптироваться. Сложность приспособления организма  к новым условиям и новой  деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка  с ОПФР за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Следует отметить, что изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [19, c. 97].

 Итак, чтобы избежать  стрессовых ситуаций, необходимо  грамотно подойти к одной из  проблем дошкольного учреждения  - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

 Возрастные особенности,  возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует  учитывать и индивидуальные особенности  ребенка.

 Часто причиной неуравновешенного  поведения детей с ОПФР бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [13, c. 9-10]

 Как правило, дети  с ОПФР труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

 Игнорирование воспитателем  особенностей ребенка с ОПФР в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

 В разных ситуациях  один и тот же малыш может  повести себя по-разному, особенно  в период адаптации. Даже спокойный  и общительный ребенок при  расставании с близкими людьми  начинает плакать и проситься  домой, нелегко привыкает к  новым требованиям.

 Поведение ребенка  с ОПФР под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет; если не знает, где взять игрушку - тоже плачет; не привык спать без укачивания - плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними  [4, c. 94].

 Незнание привычек  ребенка значительно осложняет  работу воспитателя. Его педагогические  воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто  не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого  вновь поступившего ребенка сразу  узнать трудно, да они и не  всегда проявляются в новых  условиях. Воспитателю необходимо  помнить, что ребенок раннего  возраста с ОПФР, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

 В домашних условиях  ребенок привыкает к характеру  применяемых педагогических воздействий,  выраженных не только спокойным  ровным тоном, но и в тоне  строгой требовательности. Тем не  менее, строгий тон воспитателя  или няни может вызвать испуг.  И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

 Несмотря на то, что  режимы дня для детей разного  возраста, рекомендуемые “Программой  воспитания в детском саду”,  научно обоснованы, все же так  называемый возрастной режим  дня отдельных детей необходимо  изменять. Показателем к этому  является поведение и самочувствие  малыша [7, c.16-17].

 Как уже говорилось, особое значение в период адаптации  имеют индивидуальные особенности  детей с ОПФР в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

 Опыт общения ребенка  с окружающими, полученный им  до прихода в детский сад,  определяет характер его адаптации  к условиям детского сада. Поэтому  именно знание содержания потребностей  ребенка в общении является  тем ключиком, с помощью которого  можно определить характер педагогических  воздействий на него в адаптационный  период [21, c. 17-18].

 Непосредственно-эмоциональный  контакт между ребенком и взрослым  устанавливается, начиная с конца  первого - начала второго месяца жизни [7, c.18].

 Правильно поступают  те родители, которые уже на  первом году жизни ребенка  не ограничивают его общение  в узком кругу семьи.

 Соблюдая необходимые  гигиенические требования, целесообразно  уже в этом возрасте расширять  круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить  новому для него человеку подержать  его на руках или даже оставить  их одних.

 Воспитатель должен  установить контакт с ребенком  в первый же день. Но если  у ребенка не сформирован опыт  общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя  он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится  отдалиться, а не приблизиться  к воспитателю. Ему нужно более  длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед  воспитателем. Нервозность, слезы  мешают ему правильно и быстро  воспринять заинтересованное, доброе  отношение воспитателя.

 В таком случае целесообразно  разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается,  страх перед незнакомым взрослым  исчезает, ребенок начинает проявлять  интерес к игрушкам. Мать должна  побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [7, c. 19-20].

Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР