Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Vlianie_razlichnykh_faktorov_na_sots.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

1 - 1,5 баллов - низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток  к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

 

По результатам проведенных  наблюдений за испытуемыми детьми с  ОПФР есть возможность грамотно построить практическую работу по повышению уровня адаптированности детей к ДОУ.

2. Второй этап включал в себя коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

3. На третьем этапе  проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное наблюдение за испытуемыми детьми.

 

Результаты первого этапа были помещены в Таблицу 2.1. Первичные данные диагностики смотрите в Приложении 2 (Таблица 2.1.1)

 

Таблица 2.1

Результаты диагностики  детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)

 

Испытуемые дети

Уровень адаптированности (кол-во чел.)

Низкий

Средний

Высокий

Мальчики

-

5

-

Девочки

2

3

-


 

На основании первичной  диагностики можно сделать вывод, что испытуемые дети в целом имеют  средний уровень адаптированности близкий к низкому уровню. При этом эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако следует отметить, что при эмоциональной поддержке взрослого испытуемые дети проявляют познавательную и поведенческую активность, проявляют способности адаптироваться к новой ситуации. Таким образом, можно констатировать, что диагностика на этапе констатирующего эксперимента проведена успешно. По итогам наблюдений были определены направления в помощи испытуемым детям раннего возраста при прохождении ими адаптации.

2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР

 

На втором этапе были выявлены направления практической работы с  испытуемыми детьми для повышения  уровня их социальной адаптивности.  Следует отметить, что наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они  приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для  детей раннего возраста был сделан на сенсорные и моторные игры.

На этапе формирующего эксперимента с испытуемыми детьми проводились следующие игры:

 

Игра с кистями рук

Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять  их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках  ребенка, проводит сверху вниз линию  по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие  действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.

 

Покатаемся на лошадке

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка  на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и  говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослы добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.

Игра развивает речевую  активность.

 

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Ход игры: Воспитатель дует на маленький воздушный шарик  через соломинку, заставляя его  перемещаться по комнате. Дует на все  пальцы, затем на каждый по отдельности. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок  повторяет действия взрослого.

 

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок

Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры. На уровне лица ребенка  подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действия. Затем  взрослый дует на вертушку, чтобы она  завертелась, дудит в рожок, ребенок  повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

 

Книжка-угадайка

Материал. Записная книжка с  проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных  ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько  горизонтальных полосок, начиная с  левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается угадать, что  изображено.

Игра развивает воображение  и логическое мышление.

 

Забава с увеличительным стеклом

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое)

Ход игры. На прогулке воспитатель  дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и  ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно  исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет  ли там насекомых и т.д.

Игра развивает наблюдательность.

 

Прогулки по очертаниям разных фигур

Материал. Широкая плотная  лента (тесьма).

Ход игры. С помощью ленты  на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вмести с ним и поет на любой  мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним пятясь назад, бочком на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.

Игра способствует развитию представлений о предметах.

 

Вместе с мишкой.

Материал. Игрушечный медвежонок.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку  чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют  у ребенка навыки сюжетной игры.

 

Чертим разные фигуры

Материал. Принадлежности для  рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

Ход игры. Воспитатель садится  с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку  карандаш и водит его рукой  с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить  зигзагообразные линии и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку  действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель  берет карандаш другого цвета  – это поможет ребенку научиться  различать цвета.

Подобные игры способствую  развитию творческих навыков.

 

Игра с куклой

Материал. Кукла.

Ход игры. Дайте ребенку  его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где  у куклы голова, ноги, живот и  т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Собираем игрушки

Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом  с малышом, дайте в руки игрушку  и вместе с ним положите ее в  коробку. Затем дайте другую игрушку  и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете  игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки  собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем».

Дети 2-х 3-х летнего возраста еще не испытывают потребности в  общении со сверстниками. Они могут  с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и  при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого  ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения  закладываются именно в адаптационный  период.

 

Передай колокольчик

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях  полукругом. В центре стоит воспитатель  с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в  колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик  и приглашает другого ребенка, называя  его по имени (или показывая рукой).

 

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят  по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть.

С нами вместе поплясать

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются  и хлопают в ладоши. «Зайка»  встает и выбирает ребенка, называя  его по имени, а сам встает в  круг. Игра повторяется.

 

Позови

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем  говорит: «Я играла с Колей. Коля с  кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик  зовет: «Вова иди играть». После  игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный  период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить  по несколько раз в день. Также  следует создавать условия для  самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

 

Мяч в кругу

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся  на пол в круг и прокатывают  мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя  руками, чтобы он катился в нужном направлении.

 

Собирание сокровищ

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель  собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у  малыша наибольший интерес (это подсказывает дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

 

Делаем коллаж

Материал. Обрезки цветной  бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи  и т.п.

Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной  бумаги или картона. Кисточкой промазывает  клеем с одной стороны кусочек  пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его  на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный  коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

 

Таким образом, задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста с особенностями психофизического развития в период адаптации являются:

  • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
  • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
  • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении игр на занятиях учитывается специфика работы с маленькими детьми с ОПФР: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого педагога по выявлению их проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

 

По окончании второго  этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации  детей раннего возраста, а также  сравнительный анализ показателей  первичной и заключительной диагностик.

Результаты повторной  диагностики были помещены в Таблицу 2.2. Первичные данные см. в Приложении 3 (Таблица 3.1.1)

 

Таблица 2.1

Результаты диагностики  детей раннего возраста (констатирующий эксперимент)

 

Испытуемые дети

Уровень адаптированности

Низкий

Средний

Высокий

Мальчики

-

3

2

Девочки

-

1

4


 

На рис. 2.1 изображена диаграмма  динамики изменения уровня адаптированности детей раннего возраста с ОПФР.

 

Рисунок 2.1

Диаграмма динамики изменения уровня адаптированности

 

 

Руководствуясь наглядным  изображением на диаграмме можно  сделать вывод, что практическая работа принесла ощутимые результаты во время формирующего эксперимента. У большинства испытуемых детей преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Они во время проведения занятий активно контактируют со взрослыми, детьми и окружающими предметами. Их адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).происходит без затруднений и попыток сопротивления.

 

Выводы по второй главе

Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР