Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Vlianie_razlichnykh_faktorov_na_sots.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

 В этом случае для детей с ОПФР целесообразно использовать алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад, предложенный И.В. Лапиной:[12, c. 61]

1-й шаг- приход ребёнка  вместе с родителями только  на прогулку;

2-ой шаг - приход ребёнка  вместе с родителями в группу  во время свободной игровой  деятельности;

3-ий шаг- ребёнок остается  один на 1-2 часа во время прогулки  либо во время свободной игровой  деятельности;

4-ый шаг - ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;

5-ый шаг - ребёнок остается один с завтрака до обеда;

6-ой шаг - ребёнок остается на сон ,но сразу после сна его забирают родители ;

7-ой шаг - ребёнок остается один на целый день.

Таким образом, на социальную адаптированность ребенка и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР

 

Характеризуя процесс  вхождения ребенка с ОПФР в общество, необходимым является выделение особенностей социальной адаптации, раскрытие сущности понятия в теоретическом и практическом аспектах.

Выявление специфики процесса адаптации детей с ОПФР, причин ее обуславливающих и последствий, ей определяемых, возможно изначально путем анализа литературы по данной теме. Работа с имеющимися исследованиями показала, что в большей степени затрагиваются особенности процесса адаптации детей с ОПФР школьного, нежели дошкольного возраста. Подобный выбор обосновывается тем, что именно в период включения ребенка в школьную жизнь, наиболее отчетливо проявляются все параметры социализации. Однако, подобная точка зрения несовершенна, т.к. в означенный период развития ребенка мы можем видеть функционирование уже сложившихся механизмов социальной адаптации, в том время как наибольшую важность представляет путь формирования этих механизмов, их истоки, первичные условия, которые впоследствии и определяют всю специфику социального становления ребенка. Все это еще раз подтверждает, что факторы социального ряда нельзя рассматривать как фоновые, дабы избежать последствий негативного характера, как в теоретическом, так и в практическом плане [7, с. 35].

Применительно к контингенту  лиц с ОПФР часто употребляется термин социально-трудовая адаптация. Однако данная позиция оказывается несколько ограниченной, одноплановой, не соответствующей реальной широте, многогранности и сложности рассматриваемого процесса. Основной сферой протекания процесса адаптации является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия, Нормально протекание адаптации связывается с достаточным уровнем личностной зрелости индивида. Основной механизм адаптации - преодоление проблемных и конфликтных ситуаций. В связи с этим актуальна проблема фрустрации, особенно в ситуациях изоляции или неприятия личности в группе, что часто происходит с проблемными детьми [10, с. 24].

Подобная ситуация может  обостряться, и традиционные методы воздействия останутся безрезультатными в случае несформированного базиса вхождения в социальную среду, которым  являются знания и представления  об окружающем мире, обнаруживающие у  детей с ОПФР свою специфику. Данные знания с одной стороны являются источником. С другой - результатом социальной адаптации, но в обоих случаях имеют неоспоримую значимость.

Характеризуя осведомленность  детей с ОПФР в различных областях жизненных явлений, можно отметить небольшой объем знаний, неточность, диффузность, недифференцированность, бессистемность самых разнообразных представлений, неумение опереться на имеющиеся знания, пусть даже обедненные и однообразные. Все это приводит к бесспорным сложностям в адаптации [4, с. 94].

Условием нормального  врастания ребенка в цивилизацию  является единство двух планов развития - естественного (биологического) и социально (культурного). Рассматривая первый план становления ребенка помимо выделенных составляющих благополучия как в развитии психических процессов, так и в общем физическом развитии, невозможно упустить особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОПФР, в силу их объективной значимости для процесса социализации.

Этапы развития личности - это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной иерархизированной структуры личности. В процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим. Основным же негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляется во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Непосредственно в связи  с повышенной эмоциональной неустойчивостью  находится сниженный порог к  возникновению и закреплению  всякого рода страхов. Так, в целом  было установлено, что количество страхов  дошкольника с ОПФР в 1,5 раза превосходит данный показатель у дошкольника в норме (Н.В. Новикова, Л.В. Кузнецова, Е.В. Васильева). Более того, детям с ОПФР свойственны страхи, типичные для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, животных, темноты. Страхи таких детей характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию [27, с. 31].

Детям с ОПФР свойственны определенные трудности восприятия и понимания эмоций человека. В частности, было установлено, что дети с более выраженной задержкой и ОПФР, обусловленной социальной депривацией, хуже узнают эмоциональные состояния по мимике лица; многозначительным является тот факт, что дети с ОПФР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормально развивающиеся сверстники. (Т.З. Стернина) [13, с. 104].

Дети с ОПФР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. У детей с задержкой развития наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций: агрессия, бегство, репрессия т.к. ребенок не хочет быть большим и самостоятельным, это приносит ему одни неприятности отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации [10, с. 36].

Согласно позиции Д.Б. Кузнецовой в ситуации выбора партнера для общения дошкольники с  ОПФР наибольшее предпочтение отдают общим положительным качествам, личностным свойствам сверстника, т.е. данный выбор производится без осознанного мотива, которым должен быть интерес главной совместной деятельности - игре. Дети не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения.

Все описанное выше еще  раз подтверждает важность рассмотрения, в социальном контексте, особенностей психофизического развития детей и  восприятия этих особенностей самим  ребенком и его значимым окружением [15, c. 27].

К подобному значимому  окружению, к той среде, к которой  на самых ранних этапах развития приходится адаптироваться ребенку, относится, прежде всего, семья. Семья нетипичного  ребенка, ее роль в социальном становлении  ребенка - столь сложны и многогранны эти вопросы. Что могут стать темой отдельного исследования.

По мнению М.В. Соколюк преобладающий тип родительского отношения в его «чистом виде» встречается в редких случаях. Черты авторитарной гиперсоциализации чаще отмечается в семьях детей с ОПФР, в общих чертах он выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности, усиливающимися чувствами досады и раздражения. В контексте социализации подобный стиль отношения почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребенка, также как и внимание к его развитию. Результатом жесткого воспитания чаще всего может являться формирование конформных позиций по отношению к авторитарным взрослым, а также попытки компенсации своей несостоятельности усилением агрессии в отношениях со сверстниками [7, c. 88].

Более того, имеется прямая взаимосвязь между типом родительского  отношения и наличием у детей  интеллектуальной недостаточности: наличие  у детей отклонений в развитии становится причиной их отвержения родителями. Отвергающий стиль отношения  приводит к формированию у ребенка  чувства вины в ответ на постоянное раздражение матери. Все это имеет  крайне негативные последствия: ребенок  лишается адекватного объекта для  идентификации, формируется чувство  враждебности, агрессивности, усиливающееся  пропорционально степени отвержения.

Социальная адаптация, связанная  с восприятием социальных норм и  функционированием в соответствии с ними, моральное поведение дошкольников с ОПФР, кроме того, что соответствует более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, размытость моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется (чем свободнее и абстрактнее поведение ребенка, тем в большей степени оно аморально), видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону ее прагматичности.

Специфика социальной адаптации  детей с задержанным развитием  становится наиболее прозрачна, если рассматривать ее через призму тех особенностей, которые являются неотъемлемыми показателями данного типа дизонтогении [9, c. 65]. В частности, необходимо говорить об особенностях знаний и представлений таких детей относительно окружающей действительности и их места и роли в ней, о характере их деятельности и о взаимодействии с взрослыми и сверстниками, имеют место и особенности семейной социализации. Более того, уже на уровне личностных характеристик - завышенных самооценке и уровне притязаний - имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации поведения и деятельности, в овладении и реализации социального опыта [3, c. 40]. Известно, что социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с формированием у него социальных норм поведения. Дети с задержкой развития иначе, чем нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно [5]. В связи с этим проблема социализации детей с ОПФР приобретает особую актуальность.

Таким образом, особо следует акцентировать внимание на том, что в процессе адаптации не только ребенок со своими особенностями приспосабливается к среде, но и окружение должно особым образом видоизменяться, модифицироваться в отношении такого ребенка, т.е. встает проблема социального отношения к не типичности, отношения нормально развивающихся детей и взрослых к детям с проблемами в развитии.

В достаточной мере очевидной  становится мысль о том, что практически  все негативные особенности детей  с ОПФР не являются специфическими и вытекающими из интеллектуального дефекта при задержке психического развития. Они, скорее носят социальный характер. Это служит подтверждением высказанной Л.С. Выготским мысли о том, что «решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация» [7, с. 35].

 

Выводы по первой главе

 

Подытоживая изложенный материал, отметим, что социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды.

В процессе адаптации ребенка  в ДОУ также используют различные формы и способы адаптации детей, такие как сказкотерапия, групповые и индивидуальные игры, упражнения по релаксации, элементы телесной терапии и так далее.

На социальную адаптированность ребенка раннего возраста с ОПФР и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

У детей с ОПФР существуют бесспорные сложности в адаптации, которые зависят от небольшого объема знаний, неточности, диффузности, недифференцированности, бессистемности самых разнообразных представлений и неумения опереться на имеющиеся знания.

 

 

 

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР

2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ

 

Исследование проводилось  на базе ДОУ № 46 г. Минск, в котором  имеются группы детей с ОПФР. 

В исследовании принимали  участие 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек) в возрасте до 3х лет.(см. Приложение 1)

Практическая работа состояла из трех этапов.

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент.
  3. Контрольный эксперимент.

 

1. Первый этап включал в себя первичную диагностику согласно методики Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению [23].

Обработка диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению производится следующим образом: баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 - 3 балла - высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 - 2,5 баллов - средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР