Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается более 1 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды, численность которых постоянно растет. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями [13, с. 34].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Понятие социальной адаптации 5
1.2 Формы и способы адаптации детей раннего возраста 8
1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с ОПФР в раннем возрасте 10
1.4 Особенности социальной адаптации детей с ОПФР 14
ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОПФР 20
2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей раннего возраста с ОПФР в ДОУ 20
2.2 Практическая работа по развитию социальной адаптации и интеграции в общество детей раннего возраста с ОПФР 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

Файлы: 1 файл

Vlianie_razlichnykh_faktorov_na_sots.docx

— 106.49 Кб (Скачать файл)

Таким образом, практическая работа показала, что специально подобранные упражнения и правильная организация занятий позволяют детям с особенностями психофизического развития повысить уровень социальной адаптированности, При этом отмечается:

  • повышение уровня принятия задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности предметно-игровой деятельности, целеустремленности в выполнении задачи;
  • повысилась включенность детей в решение предметно-игровой задачи, глубина включенности в сам процесс деятельности;
  • активизировалась оценка ребенком продуктивности своей предметно-игровой деятельности;
  • улучшилась связь ребенка со взрослым, которая отражалась в самостоятельности в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления);
  • изменилось отношение к оценке взрослого и отношение к самой оценке результатов предметно-игровых действий;
  • улучшились (стали более частыми) контакты как с другими детьми, так и со взрослыми;
  • высокий уровень положительного эмоционального фона занятий привел к ощущению комфортности, защищенности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации. Социальная адаптация есть постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы.

Проблема социализации лиц  с особенностями психофизического развития и интеграции их в обществе на современном этапе социально-экономических  преобразований приобретает особое значение. Признание ценности каждого  ребёнка, направлений  развития его  индивидуальности, формирование личностных качеств - это отражение гуманистических тенденций, которые, к сожалению, не нашли ещё полного понимания в обществе.

Нарушение социально-коллективных связей, обусловленных наличием особенностей развития детей, создаёт предпосылки  для иного подхода к выбору форм, средств и методов обучения таких детей. Как показывает практика, приходится всё более широко применять социальные формы воспитания и обучения, основанные на процессе непосредственного включения детей с особенностями психофизического развития на взаимодействие между собой, с другими людьми, налаживания взаимодействия.

Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограничениями  направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию и интеграцию в общество, сделать интеграцию максимально успешной и благополучной.

Одна из главных задач  педагогов, работающих с такими детьми - создать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему  от природы. Инвалидность не должна становиться  причиной исключения человека из жизни.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
  2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.- 144с.
  3. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 485 с.
  4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Л.: Наука, 1988.- 260 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 464 с.
  6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 352с.
  7. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
  8. Гордин, А.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1971. - 200 с.
  9. Данилова, С.Е. Адаптация / С.Е. Данилова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999.
  10. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
  11. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии/ Н.С. Жукова., Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1993. - 456 с.
  12. Забранная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей/ С.Д. Забранная - М.: ВЛАДОС, 1993. - 534 с.
  13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
  14. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов/ В.П. Кащенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.
  15. Коноваленко, С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности/ С.В. Коноваленко. - М.: « Издательство ГНОМ и Д» , 2000. - 164 с.
  16. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр « Академия», 2001. - 160 с.
  17. Левитов, Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. - 1955. - №3. - С. 48-52.
  18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Academia, 2004. - 352 с.
  19. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
  20. Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. - Л., 1975. с. 143.
  21. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 479 с.
  22. Особенности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната. - М., 2002. - 320 с.
  23. Остроухова, А. Как измерить адаптацию/ А. Остроухова// Обруч, 2000. - №3. - С. 12 - 20.
  24. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 марта 2003 г. № 17 «Об утверждении Положения о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения». По состоянию на 30 марта 2007 года.
  25. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М. - Воронеж НПСИ: Модек, 2000. - 303 с.
  26. Реан, А.А. Кудашев, А.Р., Баранов, А.А. Психология адаптации личности А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.
  27. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ: Серия экономики, философии, психологии, права. - СПб, 1995. № 3. с. 75.
  28. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси, 1989. - 150 с.
  29. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  30. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2002. - 400 с.
  31. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.
  32. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/  Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2005. - 304с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Список детей, принимающих участие в практической работе

Имя ребенка

Полный возраст, лет

1

Герасимов Петя

2,8

2

Антипова Аня

2,8

3

Жерлова Вика

3

4

Гуща Антон

3,2

5

Рик Виталик

2,9

6

Иванов Саша

3

7

Серафимович Дима

3,1

8

Воробьева Маша

3,2

9

Петроченко Женя

2,8

10

Вольвач Инна

2,9


 

 

Приложение 2

Диагностика уровня адаптированности

ребенка к дошкольному  учреждению

(констатирующий эксперимент)

 

Фамилия, имя ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Итого

Общий эмоциональ-ный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной  ситуации

Познаватель-ная и игровая деятельность

Взаимоотно-шения с взрослыми

Взаимоотно-шения с детьми

   

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Инициативен

Принимает

инициативу взрослого

Уходит от взаимоотноше-ний, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке  взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Принятие

Тревожность

Непринятие

 
 

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

 

1

Г .Петя

 

+

     

+

 

+

     

+

 

+

 

1,6

2

А. Аня

   

+

 

+

</


Информация о работе Влияние различных факторов на социальную адаптацию детей раннего возраста с ОПФР