Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
изучить особенности внимания как познавательного психического процесса
охарактеризовать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
экспериментально изучить особенности развития и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
составить комплекс заданий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
Психофизиология развития внимания 6
Сущность понятия «внимание»
1.2.1.Определение понятия «внимание» 9
1.2.2.Виды и свойства внимания 12
1.2.3.Нарушения внимания 17
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР» 20
1.3.2. Варианты ЗПР 24
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР 29
Выводы 32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей внимания
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР 38
Выводы 44
Заключение 45
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
1.2.1.Определение понятия «
1.2.2.Виды и свойства внимания
1.2.3.Нарушения внимания
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР»
1.3.2. Варианты ЗПР
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР
Выводы
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства РФ (1995), 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.
Как показывают исследования, среди неуспевающих учащихся есть школьники с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, неярко выраженными сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями, причинами которых являются остаточные поражения центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Для их обучения созданы специальные учебные заведения-школы и классы выравнивания (в последние годы-классы коррекционно-развивающего обучения).
Исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы, была сформулирована проблема: каковы особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объектная область исследования - возрастная психология и педагогика, специальная психология и специальная педагогика
Объект исследования – внимание у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – формирование внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
Для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, эмпирические методы (наблюдение, беседы с учителем начальных классов), диагностические методы, методы обработки данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Первая глава посвящена изучению проблемы внимания в отечественной и зарубежной психологии, теоретическим основам изучения возрастных особенностей детей младшего школьного возраста с ЗПР, изучению особенностей развития внимания и его нарушений у младших школьников, а также изучению социальных условий возникновения неблагополучного поведения младших школьников.
Вторая глава посвящена описанию проведения экспериментального исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР с анализом его результатов и комплекса заданий по коррекции внимания детей с ЗПР.
В приложении представлены бланки диагностических методик (таблицы с цифрами к методикам и ряд букв).
В списке литературы представлено 22 источника.
1.1. Психофизиология развития внимания
Без внимания для духа ничего нет…
образования.
Г. В. Ф. Гегель
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-историчесой концепции их формирования. Он писал, что история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать внутри, а вне личности ребенка.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».
Для решения проблемы воспитания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы полученные в фундаментальных исследованиях сведения о влиянии сенсорно-перцептивной депривации и более общих форм ограничения опыта (социальной и культурной изоляции) на психическое развитие и социальную адаптацию. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии детей со сложными сенсорными нарушениями предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием ребенка.
В соответствии с концепцией традиционной психофизиологии внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс. в противовес этому представлению С.Л.Рубинштейн полагал, что внимание лишено своего содержания и является «динамической характеристикой протекания познавательной деятельности» В современной системной психофизиологии внимание трактуется не как результат определенных межсистемных отношений в ЦНС, которые обеспечивают эффективность деятельности индивида.
Внимание - сложный психофизиологический процесс, реализуемый рядом нейрофизиологических механизмов. Изучение закономерностей и механизмов внимания – центральная теоретическая проблема в исследования когнитивных процессов.
Практическая значимость исследований внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень сформированности внимания обуславливает возможности развития познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.
Нейрофизиологические механизмы внимания
В соответствии с концепцией М.Познера в мозге существует система внимания, которая анатомически изолирована от систем обработки поступающей информации. Систему внимания составляют разные анатомические зоны, образующие сетевую структуру. Она имеет несколько подсистем, механизмы которых реализуют следующие основные функции: ориентацию на сенсорное событие; обнаружение сигналов для их сознательной обработки; Поддержание бодрствующего состояния или бдительности.
Разные виды внимания обеспечиваются механизмами разных отделов мозга. В экспериментальных исследованиях установлено, что модально – неспецифические виды внимания связаны с механизмами модулирующей системы мозга. Эта система включает активирующие и инактивирующие центры мозга. Она регулирует процессы внимания, создавая генерализованные и локальные эффекты активации и инактивации в ЦНС. Модулирующая система мозга (ретикулярная формация ствола и лимбическая система) – восходящая неспецифическая система активации. Ретикулярная формация ствола обеспечивает генерализованную активацию коры и глобальные изменения состояния бодрствования. Неспецифические ядра таламуса (диффузная проекционная таламическая система) по восходящим путям в ассоциативные зоны коры оказывают на нее возбуждающие и тормозные влияния. Восходящая неспецифическая активирующая система тесно связана с фронтальными областями коры.
Возбуждение этой системы по восходящим путям передается во фронтальные области. При определенном уровне возбуждения фронтальных отделов по нисходящим путям осуществляется тормозное влияние на ретикулярную формацию в таламус. Таким образом, фронтальная кора как высший регуляторный центр на основе двусторонних связей модулирует активность ретикулярной формации и таламуса.
В младшем школьном возрасте формируются механизмы предстимульного внимания при решении сенсорных задач (зрительных, слуховых и т.д.). В такой ситуации формируются функциональные объединения корковых областей, что обеспечивает оптимальные условия избирательного вовлечения мозговых структур в решение задачи.
Итак, младший школьный возраст – сенситивный период в формировании произвольного внимания. На основе произвольного внимания совершенствуются ориентировочно – исследовательская деятельность в процесс обучения.
1.2.1. Определение понятия «внимание»
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нем.[9]
Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом. В выделении объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: внимание к одному есть одновременно невнимание к другому.
Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разного вида. В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания. [20]
Внимание само по себе не есть такой психический процесс, каким является, например восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание – это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый, творят ли композитор, художник, писатель, непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Каждый учитель знает, что без специальной организации внимания учащегося на уроке, без повседневной систематической работы по развитию внимания у школьников невозможно полноценное усвоение учебного материала. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут проблемы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян.[12]
Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития