Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
изучить особенности внимания как познавательного психического процесса
охарактеризовать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
экспериментально изучить особенности развития и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
составить комплекс заданий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
Психофизиология развития внимания 6
Сущность понятия «внимание»
1.2.1.Определение понятия «внимание» 9
1.2.2.Виды и свойства внимания 12
1.2.3.Нарушения внимания 17
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР» 20
1.3.2. Варианты ЗПР 24
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР 29
Выводы 32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей внимания
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР 38
Выводы 44
Заключение 45

Файлы: 1 файл

Внимание у детей с ЗПР.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Каков прогноз для детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает в свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи фокусировали свое внимание на гиперактивности как главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с импульсивностью. Гиперактивностью имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия принесут свой результат.

  Когда ребенку с нарушенным  вниманием дается задание, то  оно не должно быть сложным  и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с нарушенным вниманием запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому ребенку не стоит давать более одного указания зараз.

Учащиеся младшего школьного возраста часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает радио или телевизор. На самом же деле особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при подготовке домашних заданий, являются как раз телепередачи. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.[19]

Наблюдение и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев, тиканье часов и другие слабые звуки не только не разрушают внимание, но иногда даже усиливают его. Еще великий русский физиолог И.М.Сеченов пришел к выводу, что абсолютная, «мертвая» тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать   внимание ребенка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необходимо. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.1. Определение понятия  «ЗПР»

ЗПР (задержка психического развития) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включаться в школьную деятельность, воспринять школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Детей с временным ЗПР нередко ошибочно считают умственно отсталыми, отличия этих групп детей определяется особенностями.[2]

У детей с ЗПР трудности с овладением элементарной грамотой, счетом сочетается с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.[14]

Такое сочетание для умственно отсталых детей не характерно. Дети с временным ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий.

Это показывает, что они обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т.е. будут способны впоследствии выполнять самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога.

Длительное наблюдение за детьми с временным ЗПР показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков.[3]

Основной причиной отставания является слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофического расстройства, травмы, которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебрально-органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагоприятные условия воспитания, дефицит информации, усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивности, тревоги, агрессии, что также свидетельствует об органической недостаточности ЦНС.

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, т.к. этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.[18]

В медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышению отвлекаемости, быстрой утомляемости, понижению работоспособности.

У детей с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непрерывном ракурсе, контурных и схематичных изображений, особенно если они перечеркнуты или накладываются друг на друга.

Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.[15]

В качестве причин, приводящих к задержке психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены следующие.

Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

  • Болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
  • Хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
  • Токсикозами, особенно во второй половине беременности;
  • Токсоплазмозом;
  • Интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
  • Несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

 

 

 

Патология родов:

  • Травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;
  • Асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

  • Педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.2. Варианты ЗПР

В качестве отличительной характеристики детей, испытывавших трудности в усвоении знаний и представлений на начальном этапе обучения по общеобразовательным программам, была рассмотрена незрелость эмоцинально-волевой сферы по типу инфантилизма.

 Данный термин был заимствован у французских психиатров Лорана и Лассега. В конце XIX в. они ввели его для обозначения особой задержки психофизического развития, которая возникает под воздействием различных инфекций и интоксикаций  проявляется в облике страдающих данной патологией. Таким образом, инфантилизма можно определить как «целостную структуру физических и психических признаков незрелости».[21]

Инфантилизм отчетливо проявляется в условиях, когда ребенок должен выполнять новые для него требования, в частности при переходе от дошкольного детства к школьному.  Инфантильные дети двигатель расторможены, непоседливы, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированы четки. В классе такие дети ведут себя наивно, непосредственно, играют в принесенные с собой игрушки. Они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не включаются в общую работу и прекращают ее при малейшем затруднении.

Такой инфантилизм называется гармоническим, черты эмоционально-волевой незрелости при этой форме вступают в наиболее чистом виде.

При расширенном изучении школьников, стойко не успевающих в массовой школе, было обнаружено, что наибольшее число среди них составляют дети, у которых психофизический инфантилизм осложнен и другими недостатками в развитии.[1]

В 1966г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:

      • психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
      • психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
      • психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
      • психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Более поздний вариант классификации ЗПР, предложенный К.С.Лебединской, отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.

Были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

      • конституционального;
      • соматогенного;
      • психогенного;
      • церебрально-органического.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной принадлежности и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков – соматических, энцефалопатических, неврологических.

Представленные клинические типы ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

[14]

 

 

Выделяют следующие варианты:

I. Задержка психического развития конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевой сферы находятся на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.

[3]

II.Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

- хроническими инфекциями;

- аллергическими состояниями;

- врожденными и приобретенными  пороками развития соматической  сферы (например, сердца);

-детскими нервозами;

- астений.

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с осуществлением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждая от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.

Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития