Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
изучить особенности внимания как познавательного психического процесса
охарактеризовать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
экспериментально изучить особенности развития и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
составить комплекс заданий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
Психофизиология развития внимания 6
Сущность понятия «внимание»
1.2.1.Определение понятия «внимание» 9
1.2.2.Виды и свойства внимания 12
1.2.3.Нарушения внимания 17
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР» 20
1.3.2. Варианты ЗПР 24
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР 29
Выводы 32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей внимания
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР 38
Выводы 44
Заключение 45

Файлы: 1 файл

Внимание у детей с ЗПР.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание.

 Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления.

 Внутреннее внимание – внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособленных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

С первого года обучения учитель приучает школьника быть внимательным, тренирует детей во внешнем проявлении внимания. «Смотрите все на меня»; «Сядьте, как следует» - подобные обращения целесообразны, но особенно увлекаться такой тренировкой не следует, т.к. отдельные ученики невольно привыкают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях поза, сосредоточенное выражение лица ученика не соответствует действительному состоянию его внимания – мысли ученика могут быть далеки оттого, что происходит в классе.

Если у человека сформировалась привычка быть всегда внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной его особенностью, которая называется внимательностью. Внимательность – важное качество личности. Внимательный человек отличается наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и трудится гораздо успешнее, чем  человек, не обладающий этим свойством личности.

Внимание связано с другими чертами личности. Идейная направленность, мировоззрение, убеждения – эти свойства личности определяют, что надо сделать основным и поставить в центр внимания человека.

Внимательность человека проявляется и как моральная черта личности, как выражение привычных норм поведения в отношении к другим людям - чуткости, отзывчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Виды внимания

Классификация основных типов внимания обычно производится путем разделения его реакции на: а) генетически и социально обусловленные;

                                    б) непосредственные или опосредованные;

                                     в) происходящие автоматически или требующие волевого усилия и контроля.

В первом случае можно выделить «природный»,  естественный тип внимания, связанный обычно с проявлением инстинктов размножения и самосохранения или с саморегуляцией организма. Социально-обусловленное внимание – продукт обучения и воспитания. Например, голый человек, появившийся среди бела дня на центральной улице большого города привлечет к себе внимание не как субъект сексуального влечения (естественный тип внимания), а скорее, как нарушитель социального запрета, «табу», поддерживаемого основной массой населения. [16]

Выделяют, как правило, три основных вида внимания - непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и постпроизвольное. Термин «произвольное» образован от слова «воля».

Непроизвольное внимание свойственно животным. Произвольное внимание – специфически человеческая форма внимания, исторически оно возникло в трудовой деятельности человека.

Это внимание вызывается любым новым, ярким, интересным для человека объектом. Именно такие объекты запечатлеваются в памяти, часто всплывая независимо от нашего желания. Фиксация внимания на таких объектах также не зависит от нашей воли, а иногда даже противоречит стремлениям людей. Примером могут служить сосредоточение на неприятных, но громких звуках, от которых трудно отвлечься, направленность на эмоционально насыщенный разговор, содержание которого не доставляет удовольствия.

Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий, называют непроизвольным. [4]

Когда ученик слушает интересный рассказ, смотрит захватывающий его кинофильм, читает занимательную книгу, у него возникает сосредоточенное, устойчивое внимание – ему для этого не надо ставить перед собой специальную цель и заставлять себя усилием воли быть внимательным.[17]

Большую роль стимуляции непроизвольного внимания школьников играют интересы. У школьника проявились большой интерес и любовь к животным. У него возникает потребность удовлетворить этот интерес в деятельности с животными и желание больше знать о жизни животных. Поэтому  у школьника возникло обостренное внимание ко всему, что связано с животным миром. С развитием интереса создается устойчивое внимание: школьник долго может стоять и наблюдать за жизнью, повадками животных.[8]

Большое значение имеет и соответствие раздражителя внутреннему состоянию человека, его потребностям. Например, проголодается человек, невольно обратит внимание на запах пищи; плеск воды привлечет внимание человека, испытывающего жажду.

Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий, называют произвольным. В процессе учебной деятельности школьнику требуется произвольное внимание, ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий.

В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания, тесно связанные между собой.

 

Свойства внимания

Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределенной, так как существуют различные проявления, качества или свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжено, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удается отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, то есть устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты – насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение. И, наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания – в произвольном, непроизвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте?

 Все зависит от двух обстоятельств: от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект и от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, не изменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5секунд, после чего начинает отвлекаться. 

Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности еще до начала работы создается установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необходимо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное устойчивому вниманию, - частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты – называют неустойчивостью внимания. Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности.

Объем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть охватываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения объема внимания пользуются специальными приборами – тахистоскопами, которые дают возможность показать человеку несколько объектов.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания. Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю и ученику во время учебной деятельности.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Трудно назвать деятельность, которая не требовала бы такого переключения. Ведь, объем внимания человека не очень велик. И только способность переключать внимание дает ему возможность познавать окружающий мир во всем его многообразии.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие медленно и с трудом. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Непроизвольная переключаемость может свидетельствовать о его неустойчивости.

Однако это не всегда негативное качество, так как оно способствует временному отдыху организма и анализатора, сохранению и восстановлению нервной системы и работоспособности организма в целом. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Нарушения внимания

Причины нарушения внимания интенсивно изучаются многими учеными - психологами и педагогами. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию. Действительно, отравление свинцом или связанное с алкогольной интоксикацией, родовая травма и асфиксия, неблагоприятное течение беременности, задержка созревания лобных структур рассматриваются как причины дефицита внимания.

Диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью устанавливается ребенку в возрасте до 7 лет в том случае, если на протяжении 6 месяцев у него отмечались непоседливость, постоянное ерзание на стуле, беспокойные движения рук и ног, многословие, привычка перебивать, недослушав собеседника, вторжение в чужие игры и их дезорганизация, невозможность соблюдения тишины, очередности, неспособность довести начатое дело до конца, непонимание опасных ситуаций, постоянные поиски нужных вещей. Этот синдром настолько часто встречается в рамках ЗПР, что не диагностируется как самостоятельная патология.

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии такие дети нуждаются в психологической и педагогической помощи.

В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. Такой ребенок  может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку или в коррекционных классах.

Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказания, но и с помощью меньшего вмешательства в его деятельность.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимание на высказывание собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке.

Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития