Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
изучить особенности внимания как познавательного психического процесса
охарактеризовать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
экспериментально изучить особенности развития и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
составить комплекс заданий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
Психофизиология развития внимания 6
Сущность понятия «внимание»
1.2.1.Определение понятия «внимание» 9
1.2.2.Виды и свойства внимания 12
1.2.3.Нарушения внимания 17
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР» 20
1.3.2. Варианты ЗПР 24
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР 29
Выводы 32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей внимания
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР 38
Выводы 44
Заключение 45

Файлы: 1 файл

Внимание у детей с ЗПР.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

проведения эксперимента нужно иметь 5 таблиц размером 25x25 см. с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25(Приложение 2). На каждой таблице числа расположены по-разному. Кроме того, для проведения эксперимента нами были использованы секундомер и небольшая указка.

При оценке результатов, прежде всего, выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40-42сек.

Результаты представлены в следующем графике:

 

           Время                                                                                                  


 

 

    

 

 

 

 

 

 

                                                                 Номер карточки


                                                                                Рис. 2. Анализ таблиц Шульте

В результате полученных данных можно судить о том, что динамика работоспособности испытуемых средняя.

Динамика работоспособности характеризуется определенным уровнем врабатываемости и психической устойчивости детей.

При анализе полученных результатов можно судить  о том, что врабатываемость у группы испытуемых средняя, то есть они недостаточно быстро и эффективно вникают в суть задания и это видно из графика №2; психическая устойчивость находится на низком уровне. Дети достаточно эмоционально переживают, когда не могут найти на карточке ту или иную цифру, сопровождая каждую цифру («неудачу») различными фразами.

 

Для исследования объема внимания у младших школьников с ЗПР мы использовали методику «Точки». Детям показывались карточки с точками. Им необходимо внимательно смотреть на них и рисовать такие же точки  на том же месте на своей карточке. Карточек с точками – 8 штук

(Приложение 3).

В результате правильно воспроизведенных карточек – 5 (это карточки №1, №2, №3, №4, №5). Это говорит о том, что у исследуемой группы учащихся – средний объем внимания.

Так как объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть направлено внимание, то на основе этих данных можно сделать вывод, что объем внимания у ребенка ограничивается 3-5 объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Комплекс заданий  по коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

   Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен  хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на  котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением  в целом и вниманием в частности.

Целью комплекса заданий является подбор упражнений по коррекции и развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Задачи комплекса:

    1. Подобрать эффективные упражнения для повышения уровня работоспособности у младших школьников с ЗПР;
    2. Повысить уровень устойчивости внимания у младших школьников с ЗПР;
    3. Увеличить объем внимания у младших школьников с ЗПР.

Средства:

    • игры;
    • письменные работы;
    • игровые упражнения;
    • рисование.

 

Комплекс заданий

Игры:

Игра «Назови»

Цель: положить один на другой 7 - 8 предметов. Предложить детям назвать их снизу вверх и сверху вниз. Рассмотрев предметы (20 -30 сек.), отвернуться и назвать их в том же порядке (детей опрашивать по очереди).[22]

 

Игра «Не глядя»

Цель: не смотря больше на предметы, назвать, какого они цвета.[22]

 

Игра «Ищи безостановочно»

Цель: посмотрев вокруг 15 – 20 сек., найти предметы одного цвета

           (одной  формы), назвать их. При групповой  работе  выигрывает тот,  кто  назовет последний предмет.[6]

 

 

 

 

 

Игра «Поставь в шеренгу»

Цель: 5 – 6 человек стоят в шеренге. Водящий смотрит на строй (40 – 50сек.), затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Вариант: дети меняются местами (2 – 3 чел.  или все), надо восстановить шеренгу.[6]

 

Игра «А я вижу»

Цель: один учащихся называет что – либо, рассказывает об этом предмете, называет его цвет, определяет, на какой звук начинается слово (можно оговорить и другие задания: на какой звук заканчивается, из скольких слогов состоит и т.д.).[10]

 

Игра: «Ничего не вижу»

Цель: с закрытыми глазами выполнить какое – то знакомое действие (постелить постель, подмести пол, убрать со стола, переставить предмет с одного места на другое).[6]

 

Игра: «Ходьба по букве»

Цель: группа учащихся цепочкой идут по написанной букве, затем без рисунка по заданию педагога проходят «как если бы было написано», затем сами задумывают букву и «проходят ее».[22]

 

Игра: «С закрытыми глазами»

Цель: с завязанными глазами подойти к доске, взять мел, написать слово, вернуться на свое место. Посмотрев на написанное, с открытыми глазами подойти к доске и стереть написанное.[6]

 

 

 

Упражнения:

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: тренировать переключение и распределение внимания.

Содержание: дети должны быстро и точно в предложенном тексте зачеркивать одну и ту же букву вертикальной чертой, а другую - горизонтальной.[10]

 

Упражнение «Наблюдательность»

Цель: выявить связи внимания и зрительной памяти

Содержание: ученикам предлагается по памяти подробно описать школьный двор или путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Они делают это устно, дополняют рассказы друг друга, называя пропущенные детали.[15]

 

Упражнение «Коррекатура»

Цель: развивать внимание младших школьников

Содержание: ведущий (может быть  как учитель так и ученик) пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки фломастером. Затем он передает лист другому ученику, который исправляет оставленные ошибки фломастером другого цвета.[6]

 

Упражнение «Самый внимательный»

Цель: развивать внимание младших школьников

Содержание: участники встают полукругом, выбирают водящего. Водящий запоминает, как стоят игроки. Затем по звуку гонга он отворачивается и называет игроков по порядку. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.[22]

Упражнение «Муха»

Цель:  развивать устойчивость, концентрацию внимания, воображение и                   пространственность

Содержание: перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи команд, которые она выполняет. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны следить за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Пример, можно использовать как рисование.[17]

                       

Упражнение «Камень, ножницы, бумага»

Цель: развивать устойчивость и концентрацию внимания

Содержание: участники должны разделиться на пары, и сидели друг против друга. На счет «три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень – кулак, ножницы – два пальца, бумага – открытая ладонь.

                         Правила: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть камень. И так до полной победы одного из игроков.[10]

 

Упражнение «Пальцы»

Цель: развивать сосредоточенность внимания

Содержание: участники садятся в круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. По команде «стоп» прекратить упражнение.[6]

                     

Упражнение «Идентификация с именем в прошлом, настоящем, будущем»

Цель: развивать сосредоточение внимания, устойчивость

Содержание: ребенку предлагается нарисовать себя в прошлом, настоящем и будущем и подписать портреты. После этого он называет имя ребенка в 3–ёх вариантах и просит показать к какой карточке оно больше подходит. Обсуждение: каким был, есть и будет ребенок.[22]

 

Упражнение «Селектор»

Цель: развивать сосредоточение внимания, целостность восприятия

Содержание: один участник игры – «приёмник». Остальная группа – «передатчики» - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. Приемник держит в руке жезл и молча слушает. Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик» он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.[22]

 

Упражнение «Счет с помехой»

Цель: тренировать распределение внимания

Содержание: ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листке бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения и число ошибок.[15]

 

 

 

Выводы

Нами были использованы в процессе исследования особенностей внимания у младших школьников различные методики, которые направлены на выявление нарушений внимания.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школы-интерната №3 в 4 «А» классе коррекции.

В целом о внимании испытуемых можно сказать следующее:

          • степень устойчивости внимания соответствует норме у некоторых испытуемых (трое учащихся);
          • средний коэффициент эффективности работы испытуемых – низкий.
          • степень врабатываемости – средняя. Учащиеся не достаточно быстро и эффективно вникают в суть задания (проследить эту врабатываемость можно на графике №2);
          • уровень объема внимания, то есть количество объектов на которое может быть направлено внимание одновременно, ограничивается 3 – 5 объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психологи до сих пор так и не определились с трактовкой понятия «внимание».

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходит и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.

Успешность тренировки внимания в значительной  мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности.

Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, то есть навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности.  

Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития