Внимание у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
изучить особенности внимания как познавательного психического процесса
охарактеризовать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
экспериментально изучить особенности развития и формирования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР
составить комплекс заданий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования внимания у
детей с ЗПР
Психофизиология развития внимания 6
Сущность понятия «внимание»
1.2.1.Определение понятия «внимание» 9
1.2.2.Виды и свойства внимания 12
1.2.3.Нарушения внимания 17
Психолого-педагогическая характеристика
детей с ЗПР
1.3.1. Определение понятия «ЗПР» 20
1.3.2. Варианты ЗПР 24
1.3.3.Особенности (характеристики) детей с
ЗПР 29
Выводы 32
Глава 2. Экспериментальное исследование внимания у
детей с ЗПР
2.1. Исследование особенностей внимания
учащихся 4 «А» класса школы – интерната №3 34
2.2. Комплекс заданий по коррекции внимания
у детей с ЗПР 38
Выводы 44
Заключение 45

Файлы: 1 файл

Внимание у детей с ЗПР.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.[14]

III. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующих правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.[3]

IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной  задержке развития.[3]

Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус – конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.[14]

Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности.

Дифференциальная диагностика детей, с трудностями в обучении, до сих пор остается сложной психолого-педагогической проблемой. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнесение их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как «группу риска». В то же время незнание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей, делает невозможным использование адекватной психолого-педагогической коррекции.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы ум, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.[3]

Особенности внимания у детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышению отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.[7]

 

 

 

 

 

 

1.3.3.Особенности (характеристики) детей с ЗПР

К детям с задержкой психического развития (ЗПР) относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). Трудности, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Перечисленные выше характеристики не препятствуют освоению детьми общеобразовательных программ развития, но обусловливают необходимость определенной их адаптации психофизическим особенностям ребенка.

Следует помнить, что к категории детей с ЗПР не относятся те дети, для которых кроме задержки психического развития характерно также наличие выраженных отклонений в развитии: умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения взаимодействия с окружающей ребенка средой в форме аутизма.

 

 

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:

1. Ребенок с ЗПР уже на первый  взгляд не вписывается в атмосферу  класса массовой школы своей  наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает  и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшей формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником  и не понимая мотивов учебной  деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельно развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень  работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них не доступно обучение  по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок  впервые начинает осознавать  свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.[3]

 

 

 

 

 

 

Стойкие трудности в усвоении учебного материала, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием

 отдельных психических процессов  – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности. Для них характерны низкая работоспособность, ограниченный запас знаний об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно - познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах и видах деятельности при отвлечении от всего остального.

Выделяют три основных вида внимания:

  1. Непроизвольное (непроизвольность, легкость возникновения и переключения);
  2. Произвольное (направленно в соответствии с задачей и требует волевых усилий, утомляет);
  3. Послепроизвольное (сохраняется целенаправленность, снимается напряжение).

Различают следующие свойства внимания:

Сосредоточенность – удержание внимания на конкретном объекте при отвлечении от всего остального

Устойчивость – длительное сосредоточение на объекте или предмете

Объем – определяется количеством объектов, на которые может быть направлено внимание одновременно

Распределение – одновременное выполнение двух и более видов деятельности

Переключение – способность переключения внимания с одного объекта или вида деятельности на другой

Концентрация – определяется степенью сосредоточения внимания на объекте или деятельности

Существуют также и нарушения внимания, это, как правило, рассеянность (неспособность сосредоточиться на чем – либо) и колебания внимания (непроизвольное переключение внимания с одного объекта на другой, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека).

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.

Существуют различные варианты классификации ЗПР. Были выделены четыре основных клинических типа ЗПР.

 Это задержки психического  развития следующего происхождения:

    • конституционального;
    • соматогенного;
    • психогенного;
    • церебрастенического.

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Исследование особенностей  внимания  учащихся 4 «А» класса школы- интерната №3

 

В процессе исследования особенностей внимания у младших школьников с ЗПР мы использовали различные методики, которые направлены на выявление нарушений внимания.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в том, чтобы составить и апробировать комплекс заданий, направленный на развитие и коррекцию внимания у детей с ЗПР.

Для исследования особенностей внимания у детей с ЗПР мы поставили перед собой следующие задачи:

а) определить уровень устойчивости внимания у младших школьников с ЗПР;

б) выявить динамику работоспособности у младших школьников с ЗПР;

в) исследовать объем внимания у младших школьников с ЗПР.

В опытно-экспериментальной работе нами были использованы следующие методики:

1. Таблицы Шульте для исследования подвижности, утомляемости и выявления динамики работоспособности внимания.

2.  Проба Мюнстерберга, направленная  на исследование устойчивости  внимания и его прочности.

3. Методика «Точки», целью которой  является исследование объема  внимания.

  Эксперимент проводился на базе Школы-интерната №3 в 4 «А» классе коррекции. Для определения уровня устойчивости влияния у младших школьников с ЗПР использовалась проба Мюнстерберга. Детям предлагалась карточка с набором букв в 6 рядов. Среди этих букв им необходимо найти слова и подчеркнуть их (по горизонтали). Норма: 10 слов за 5 минут, всего 15 слов (Приложение 1).

 

Результаты представлены в следующем графике:   


         Кол-во слов                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Время, мин.


                                                                                                                      Рис. 1. Проба Мюнстерберга

 

кол-во детей

время затраченное на работу (мин.)

кол-во слов

3

7

11

2

3

6

1

5

10

2

8

10


 

Анализируя полученные результаты можно судить о том, что степень устойчивости внимания у некоторых испытуемых соответствует норме, учащиеся могут организовать свое внимание, т.е. обладают умением длительного сосредоточения на чем-либо. Другие учащиеся легко отвлекаемы и с легкостью переключаются с одного вида деятельности на другой, не закончив предыдущий и не завершив до конца начатое дело.

Для выявления динамики работоспособности у младших школьников с ЗПР нами были использованы таблицы Шульте. На этих таблицах числа от 1-25 расположены не по порядку. Детям предлагается назвать все цифры по порядку от 1-25. Постараться это делать без ошибок и быстрее. Для

Информация о работе Внимание у детей с задержкой психического развития