Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Светские  феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в  овладении семью “рыцарскими  добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи  в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе  сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом  при жене феодала, а затем с 14 лет  до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери  феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где  их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и  рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно  светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось < счету, чтению и письму на родном языке. Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.

Педагогика  и школа в эпоху Возрождения

XIV—XVI века, вошедшие в историю под  названием эпохи Возрождения,  характеризуются появлением внутри  феодального общества зачатков  капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного  тогда класса — буржуазии,  которая возродила культуру -античного мира, в частности греческую культуру периода ее расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.

В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду  того что в культуре XIV—XVI вв. центром  внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова humanus—человеческий).

Гуманизм  эпохи Возрождения представлял  собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией Сравнительно узкого образованного круга лиц  и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами “культ человека распространялся только на представителей социальной верхушки общества и не имел в виду трудящиеся массы, которые жестоко эксплуатировались феодалами и нарождавшейся буржуазией.

Педагоги-гуманисты  ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они  уделяли большое внимание физическому  и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими  знаниями. Гуманисты считали, что  обучение должно быть основано на наглядности  и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждала характерную  для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно  подходить к ребенку, уважать  его как личность.

Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты  выдвигали, безусловно, передовые для  своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как  и все культурное движение гуманизма  эпохи Возрождения, не была связана  с борьбой за интересы широких  народных масс. Ее влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и  состоятельных родителей.

Блестящим проявлением возрождения человеческого  духа явились труды ранних социалистов-утопистов  Т. Мора (1478—1535) и Т. Кампанеллы (1568—1639).

Томас Мор в своей знаменитой “Золотой книжке, столь же полезной, как и  забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове  Утопия (1516) первым из европейских мыслителей высказал два важнейших и принципиальных положения: о вреде частной собственности  для процветания человеческого  сообщества и об обязательном для  всех граждан участии в производительном труде. В государстве Утопия, созданном фантазией автора, все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. В этом государстве всеобщим и обязательным является также и обучение будущих граждан, причем и здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. “У всех мужчин и женщин,— писал Т. Мор, есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших . к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают”. Характерно, что от обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно  на родном языке, о преимущественно  естественнонаучном содержании получаемого  ими образования.

Большое значение Мор придавал физическому  воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании  наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. Для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т. д.

Педагогические  идеи Томазо К а м п а н е л л ы, выраженные им в книге “Город Солнца”, в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в том числе и Т. Мора.

“Город  Солнца”— это государство, которое  подобно Утопии построено на принципах  общественной собственности, обязательного  и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал  систему воспитания детей в совершенном  обществе. Он считал, что государство  должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтобы “сочетание мужчин и  женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что  мы, заботясь усердно об улучшении  пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой”.

С двух лет, считал Кампанелла, следует  начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить  их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все  стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись  усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже  начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует  сочетать с регулярным посещением различных  мастерских, чтобы дать воспитанникам  технические знания и возможность  сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны  женщины могли участвовать в  ней вместе со своими детьми-подростками.

Педагогические  идеи ранних социалистов-утопистов  оказали существенное влияние на дальнейшее формирование прогрессивной  педагогической теории.

 

Педагогические  взгляды Джона Локка

  Педагогические взгляды

Свои педагогические взгляды  Локк изложил в книге “Мысли о  воспитании (1693).

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми  или злыми, полезными или нет—благодаря  своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать  не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково  и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного  дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.

. Джентльмен должен получить  физическое, нравственное и умственное  воспитание, но не в школе, ибо  школа, считал Локк,— это учреждение, где собрана “пестрая толпа  дурно воспитанных порочных мальчиков  всякого состояния”. Настоящий джентльмен  воспитывается дома, ибо “даже  недостатки домашнего воспитания  несравненно полезнее приобретаемых  в школе знаний и умений”.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье  необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”,— говорил  он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени  систему. Необходимо, считал он, с раннего  детства закалять ребенка, добиться того, . чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,— писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он,—  это тот, кто умеет достичь  собственного счастья, но в то же время  не препятствует в этом другим. Поведение  джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять  себя велениям рассудка Но в трактовке Локка “буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...”. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут “страх и уважение”, а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать “любовь и дружба”.

Главными воспитательными  средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. “Примите за несомненную истину,—  говорил Локк,— что... наибольшее влияние на его поведение будет  все-таки оказывать компания, в которой  он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним”.

Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных  привычек. “Если вы считаете необходимым  приучить их к чему-нибудь, укорените  это посредством практики всякими  раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай”. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат  дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала  одну, а затем уже перейти к  воспитанию другой привычки.

Для достижения положительных  результатов в воспитании следует  внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать  за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы “заметить его преобладающие  страсти и господствующие наклонности”; надо выявлять у детей различные  качества, “сообразно различиям этих качеств должны различаться и  ваши методы”, писал Дж. Локк.

Он считал необходимым  бороться с детскими капризами и  ленью, ни в крем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.

Локк выступал противником  телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский  характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени  Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное  — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к  богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить  выработке необходимых деловому человеку качеств. “Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих  дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами”,— говорил  он. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.

Необходимость трудового  воспитания он мотивировал главным1 образом тем, что труд на свежем воздухе  полезен для здоровья,; а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность. вредной праздности.

Чтобы привлечь ребенка к  занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным.

Большое значение имеют детские  вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и  уклончивых ответов. Необходимо развивать  у детей способность к самостоятельным  суждениям.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме