Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

В 1774 г. в Нейгофе он организовал “Учреждение для бедных”, в котором собрал несколько десятков бедных детей разных возрастов, в том числе и дошкольного. Песталоцци обучал их чтению, письму и счету. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильной и ткацких мастерских. Песталоцци самоотверженно отдался работе в приюте, впоследствии он писал: “Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей; я делил с ними в бедности мой хлеб; я сам жил как нищий, для того чтобы научить нищих жить по-человечески”.

Организуя “Учреждение для  бедных”, Песталоцци предполагал, что  в результате соединения обучения с  трудом у детей разовьются физические и умственные силы и впоследствии они . смогут создать себе необходимые жизненные условия.

Стремление Песталоцци добиться улучшения жизни путем воспитания и обучения детей, не колебля основ  существующего строя и права  частной собственности, было, конечно, утопическим, но сама идея создания воспитательных учреждении, в которых обучение детей  сочеталось бы с их трудом в сельском хозяйстве и промышленности, была очень важной и перспективной.

Воспитание детей в  Нейгофском приюте имело, однако, су-щественные недостатки. Соединение обучения с производительным, трудом носило чисто механический характер: дети пряли и одновременно следили за тем, что учитель писал на доске. При такой организации занятий они не могли получить глубокие знания. Кроме того, Песталоцци ошибочно полагал, что его “Учреждение для бедных сможет существовать на началах самоокупаемости, т. е. сбыта на рынках изделий детского труда.

Но в условиях рыночной стихии и конкуренции это было бы возможно только, если бы дети работали с чрезвычайным напряжением всех физических сил. Песталоцци же был принципиальным противником эксплуатации детского труда, следовательно,

эта идея тоже оказалась несбыточной.

После того как Песталоцци исчерпал на содержание приюта свои личные средства, он был вынужден закрыть  его в 1780 г. В последующие годы Песталоцци написал социальный романы “Лингард и Гертруда”, где в литературной форме высказал. свои заветные мечты об искоренении народных бедствий при помощи правильно поставленного воспитания. Роман, идеи которого были созвучны настроениям передовых людей, сделал имя писателя очень популярным. В 1792 г. Песталоцци в числе 18 выдающихся иностранцев был удостоен Законодательным собранием революционной Франции почетного звания французского гражданина как человек, служивший делу Свободы.

Когда в Швейцарии в 1798 г. произошла буржуазная революция, правительство вновь организованной республики поручило Песталоцци руководство  детским приютом в местечке Станц, где незадолго до этого было подавлено спровоцированное контрреволюционерами крестьянское восстание и осталось много сирот.

В здании бывшего монастыря  было собрано около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет, состояние их как в  физическом, так и в моральном  отношении было очень тяжелым. Песталоцци один, без всяких помощников, с огромным энтузиазмом взялся за дело, но его  успешная воспитательная работа была, однако, прервана властями через полгода: в помещении приюта они разместили госпиталь.

Для Песталоцци это было большим  ударом, но, мечтая о широкой воспитательной деятельности в интересах народа, он все же принялся за разработку рациональной методики начального обучения детей  в народной школе. Свой эксперимент  он стал. проводить в школе для малолетних детей г. Бургдорфа, где учились мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. В этом по существу дошкольном учреждении Песталоцци разработал теорию элементарного образования, а также методику изучения детьми форм предметов, развития у, них элементарных математических представлений и речи. Городские власти поддержали Песталоцци, и с осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством Песталоцци был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Вскоре этот институт был переведен во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое название — Ифертен), где просуществовал до 1825 г. и приобрел мировую известность.

В средней школе Ивердонского института Песталоцци было свыше 100 учащихся из состоятельных слоев населения. Помимо швейцарцев, в нем были учащиеся из России, Германии, Франции; Англии, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели и другие выдающиеся люди того времени. Однако успех этого учебного заведения мало радовал Песталоцци, мечтавшего работать с крестьянскими детьми.

На свои личные средства, полученные за издание его сочинений, Песталоцци открыл в 1818 г. школу для  бедных, которая должна была готовить и народных учителей. Но деньги были небольшие, и школа вскоре прекратила свое существование. Песталоцци вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее произведение “Лебединая песня”, в котором сожалел о несбывшихся надеждах вывести народ из темноты и бедности. Он так и не понял истинных причин своих неудач. Считая, что воспитание и образование могут изменить жизнь тружеников и потому они должны быть достоянием всех людей, Песталоцци не помышлял, однако, о каких-либо иных способах уничтожения социального неравенства и установления таких общественных отношений, при которых могли быть обеспечены действительные возможности для развития способностей детей трудящихся.

Кроме названных выше работ  “Лингард и Гертруда и “Лебединая песня”, Песталоцци были написаны получившие широкую известность книги “Как Гертруда учит своих детей”, “Книга матерей”, “Письмо к другу о пребывании в Стонце”.

Цели и задачи воспитания

Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел “для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и  нравственных способностей”. Он считал, что общая цель воспитания — проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического раз-вития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. В народной школе Песталоцци отводил большое место подготовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели — формированию человека.

Воспитание, считал Песталоцци, должно носить природосо-образный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. При этом он не идеализировал, как Руссо, детскую природу, а полагал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. “Глаз,— говорил Песталоцци,— хочет смотреть, ухо — слышать, нога —ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить”. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания Песталоцци считал необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии.

В основе теории элементарного  образования лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов, постепенно и последовательно  подходить ко все более сложному.

Физическое и трудовое воспитание

Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные  физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и  навыки и таким путем обеспечить общий подъем его физических сил. Песталоцци справедливо указывал, что  физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его  ума, нравственных чувств и волевых  качеств.

В основе физического воспитания детей, считал Песталоцци, лежит их естественное стремление к движениям, которые осуществляются посредством  движения суставов. Эти движения развиваются  в играх, во всех разнообразных проявлениях  физических сил ребенка. Начала физического  воспитания, по Песталоцци, закладываются  еще в семье, когда мать, помогая  малышу вставать, делать первые шаги, проводит с ним тем самым “естественную  домашнюю гимнастику”. Выработке у  ребенка умения самостоятельно производить  все движения суставов способствует также его участие в простейших видах домашнего труда (девочка  по поручению матери укачивает младенца, помогает одеваться и обуваться  сестренке или братишке, заслуживая этим благодарность своих ближних,—  при этом она развивается одновременно и в физическом, и в нравственном отношении).

Для полноценного физического  развития ребенка, считал Песталоцци, необходимы подвижные игры. Он справедливо  требовал, чтобы учение и игра взаимно  дополняли друг друга и учителя  умели использовать детские игры в воспитательных целях.

На основе естественного  физического воспитания, полученного  ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной “элементарной гимнастики”. Он предлагал  учителям упражнять и развивать  физические силы ребенка путем выполнения им тех простейших движений, которые  он производит когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести, т. е. движений, которые он производит повседневно в быту, в несложном самообслуживании. Песталоцци мечтал о создании особой азбуки умений, в которой физические упражнения, как-то: нести, бросать, толкать, бороться, махать и т. д., будут включены в простейшие виды трудовой деятельности. Он надеялся, что ребенок, овладевший подобной азбукой, разовьется физически, станет ловким и одновременно приобретет некоторые трудовые умения, которые он в дальнейшем с успехом использует в жизни. Таким образом, Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, которому придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств.

Песталоцци решительно возражал против узкой профессиональной подготовки детей трудящихся, обычно сводившейся  к выработке у них односторонних  умений и навыков. Он говорил об особом “образовании для индустрии”, которое  давало бы будущим рабочим необходимые  знания, развивало бы их способности, прививало навыки, необходимые для  производственной деятельности, способствовало воспитанию у них высоких моральных  качеств. Песталоцци предлагал на базе “элементарной гимнастики проводить  особую “индустриальную гимнастику”.

Нравственное воспитание

Цель нравственного воспитания, по Песталоцци, заключается в развитии у детей деятельной любви к  людям. Простейшим элементом нравственного  воспитания он, читал любовь ребенка к матери Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней, которые, все более и более укрепляясь, приводят к установлению тесной духовной связи межу/ ними. Задачей воспитания является перенесение этого естественно возникающего чувства на окружающих ребенка люден, сначала членов семьи, а затем и на других.

В дальнейшем нравственное воспитание ребенка, считал Пес-талоцци, осуществляется в школе, где отношения учителя и учеников должны строиться на основе отеческой любви взрослого к детям. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую старается создать учитель, должно привести к тому, что он осознает себя частью великого человеческого целого и распространит свою деятельную любовь на всех людей.

Большое значение для нравственного  воспитания детей Песталоцци придавал личному примеру воспитателя  и упражнениям самих детей  в нравственных поступках, требующих  от них самообладания и волевой  закалки. Песталоцци развивал у своих  воспитанников нравственные понятия  о долге, о праве, справедливости, исходя из простых, доступных им наблюдений, из их знания окружающей среды.

Очень ценным в учении Песталоцци о нравственном воспитании было его  указание на тесную связь между физическим развитием ребенка и его нравственным ростом, требование добиваться нравственного  поведения детей не только моральными наставлениями и беседами, но более  упражнением их в нравственных поступках. Однако, стремясь воспитать у детей  гуманные чувства, Песталоцци не помышлял о том, чтобы у них возникла мысль о протесте против общественного  зла, желание бороться с ним. Нравственное воспитание у Песталоцци было тесно  связано с религиозным. Он отрицательно относился к церковникам, разоблачал корыстное духовенство, но в то же время считал религию основой нравственности.

Задачи, содержание и методика элементарного образования

Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой  господствовали догматизм, механическое запоминание и не только не развивались, но притуплялись умственные способности  детей. Песталоцци же считал задачей  обучения не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.

Признавая исходным моментом познания восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств, он считал, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях, и объявил наглядность высшим принципом обучения. Однако первоначальные наблюдения ребенка, обычно беспорядочные, и приобретенные в. результате их представления о внешнем мире бывают неясными, неотчетливыми. Обучение должно упорядочить и уточнить их, доведя до ясных понятий. Воспитатель  должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить  учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. По словам Песталоцци, благодаря искусству  обучения “наши познания из беспорядочных делаются определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными”.

Стремясь упростить процесс  обучения, Песталоцци установил, что  существуют простейшие элементы всякого  знания, усваивая которые человек  познает мир. Указывая, что все  предметы имеют число, форму и  название, Песталоцци определил как  простейшие элементы знания число, форму  и слово, свел, таким образом, элементарное обучение к умению ребенка считать, измерять и говорить. При этом простейшим элементом числа он считал единицу, простейшим элементом формы —  прямую линию, простейшим элементом  слова — звук.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме