Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

В трудах основоположников марксизма  мы встречаем ценные суждения об особенностях детского мышления. В одном из своих  ранних произведений Маркс дал следующую  меткую его характеристику. “Если, однако,— писал од,— теоретическое  мышление ребенка имеет количественный характер, то суждения ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка—это первая связь, которая соединяет его с миром. Практические органы чувств, преимущественно нос и рот, являются первыми органами, при помощи которых он оценивает мир .

Отмечая конкретный, чувственный характер мышления, детей, Маркс и Энгельс считали  необходимым развивать у них  способность к логическому мышлению, умение переходить от первичных представлений  о конкретном явлении к раскрытию  его сущности, вскрывать ту систему  связей и отношений, в которые  включено данное единичное явление.

Физическое воспитание

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли  вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.

Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе  производства силы рабочего не могут  нормально развиваться, так как  “при своей волчьей жадности к  прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего дня... Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом .

В гимнастике Маркс и Энгельс видели одно из важнейших средств, которое  укрепляет физические силы человека и в то же время способствует преодолению  того одностороннего развития, на которое  его обрекает господствующая на капиталистической  фабрике система разделения труда. Основоположники марксизма предлагали сочетать гимнастические упражнения с  военным обучением. В этом сочетании  они видели также необходимое  условие для подготовки рабочей  молодежи к грядущим революционным  боям. С этой целью Энгельс, советовал  пролетарской молодежи использовать всеобщую воинскую повинность, а тем молодым  людям, которым приходится ее отбывать, уже имея образование, он рекомендовал приобрести в течение года военной  службы подготовку, необходимую для  командира.

В социалистическом обществе, как полагали Маркс и Энгельс, будут созданы  все условия, обеспечивающие нормальное физическое развитие всех его членов. Оно будет осуществляться в единстве с полноценным развитием их умственных сил, с формированием у них  сильной воли и характера.

Политехническое образование

Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение  молодежью знании об общих научных  основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с  машинами.

Огромная  заслуга основоположников марксизма  состоит в том, что они обнаружили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ  и установили, что, как бы ни отличались друг от друга машины, используемые в различных отраслях производства, и совершающиеся в этих отраслях технологические процессы, все они  построены на применении одних и  тех же законов механики, физики, химии. “Технология,— по словам Маркса,— открыла.... те немногие великие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты,— подобно тому как механика, несмотря на величайшую сложность машин, не обманывается на тот счет, что все они представляют собой постоянное повторение элементарных механических сил . Отсюда следует, что знание основных законов природы и техники необходимо для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется.

Маркс и Энгельс полагали, что люди, обладающие должными общеобразовательными знаниями и общетехнической культурой, не только смогут разобраться в конструкции  самых разнообразных машин, но и  сравнительно легко и быстро научатся управлять ими.

Основоположники марксизма понимали, что требование вооружить рабочих полноценными технологическими знаниями встретит решительное  сопротивление со стороны буржуазии  и потому, естественно, сможет быть осуществлено лишь после свержения  капиталистического строя. Только “неизбежное  завоевание политической власти рабочим  классом завоюет надлежащее место  в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так  и практического .

Политехническое образование, согласно учению Маркса и  Энгельса, даст возможность рабочему, который при капитализме является простым придатком к машине, стать  в условиях социализма полновластным  хозяином производства. Они предвидели, что люди, всесторонне развитые, хорошо ориентирующиеся во всей системе  производства, понимающие устройство машин и умеющие управлять  ими, получат при разумном общественном строе широчайшие возможности для  развития своей инициативы и творческой мысли, а это будет способствовать повышению производительности труда  рабочих и подъему всего социалистического  производства.

Воспитание  пролетарской морали

Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения  определенных моральных представлений  и соответствующего нравственного  поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое  было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о  морали как одной из форм общественного  сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом  исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают  классовый характер. Они разоблачили  сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес  накопления капитала — “голый чистоган”.

Маркс и Энгельс разработали теоретические  основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое  поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде  лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными  интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий  Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому  пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.

В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим стра-

нам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического  общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”; он “будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии . Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.

Важной  стороной. пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.

Основоположники марксизма не только разработали  теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического  поведения. Она была целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.

Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой  дружбы, основанной на общности интересов  и полном единстве взглядов.

Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил  время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских  играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, “его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные .

Эстетическое воспитание

Маркс и Энгельс считали , что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством,— писал Маркс,— то ты должен быть художественно образованным человеком . Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.

 

Взгляды «революционных»  марксистов Августа Бебеля и  Клары  Цеткин на воспитание

Август Бебель о воспитании

Август  Бебель (1840—1913) был одним из основателей  социал-демократической партии Германии и выдающимся деятелем международного рабочего движения конца XIX — начала XX в. Его деятельность протекала  в период расширения организованного  рабочего движения, распространения  и развития марксизма.

Убежденный  сторонник марксистского учения о социализме, Бебель, будучи первым депутатом от социалистов в рейхстаге, пропагандировал идеи социализма. Он неустанно боролся за женское  равноправие и вместе с тем  доказывал, что полное раскрепощение  женщины возможно только в социалистическом обществе и что полное освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения  является непременным условием социального  равенства женщины. В своих устных выступлениях в рейхстаге и печатных работах он критиковал немецкую школьную систему, вскрыл ее классовый характер, показал, в каком жалком положении  находятся общеобразовательные  учреждения для народа. Бебель разъяснял  народным массам, что господствующие классы фальсифицируют знания, обрекая  трудящихся на невежество и темноту.

Позиция Бебеля в области политики и педагогики сформулирована в его замечательном  труде “Женщина и социализм (1878), который завоевал всеобщее признание  и еще при жизни автора (до 1909 г.) был переиздан в Германии 50 раз (в России впервые вышел в 1895 г.).

Проанализировав современное ему положение женщин, Бебель показал все, возрастающий процесс включения их в общественное производство (не только пролетарок, но и представительниц интеллигенции, средней и мелкой буржуазии), расширения их общественных интересов.

В связи с этим, считал он, постепенно будут сокращаться не только хозяйственные, но и воспитательные функции женщины.

Указывая  на исторический факт и причины разрушения семьи в разных слоях капиталистического общества, Бебель особенно подчеркивал  бедственное положение семей  трудящихся, чье развитие сознательно  задерживается буржуазией, поставившей  их в нечеловеческие условия жизни  и так организовавшей систему  школ, чтобы они удовлетворяли  интересы капиталистов: чем бестолковее  масса, тем, легче господствовать над  ней и управлять ею, “самый глупый рабочий для нас самый лучший”.

Показав потребности трудящейся женщины  и семьи, Бебель вскрыл социальное значение развития общественных институтов, особенно дошкольных учреждений, как необходимых  средств раскрепощения женщины, приобщения ее к участию в борьбе за построение лучшего общества. Полагая  также, что маленькие дети “легче всего воспитываются в детском  обществе”, он подчеркивал необходимость  организации учреждения для них  как важного средства формирования всесторонне развитых людей. Доказывая, что семья не имеет ни времени, ни условий, ни знаний, необходимых  для осуществления ответственной  задачи воспитания маленьких детей, Бебель считал нужным передать это  дело в руки специалистов-дошкольников.

Разоблачив  порочность современной ему буржуазной школы (где главными воспитательными  средствами были палка и религия), проповедовавшей покорность и терпение, Бебель требовал создания единой светской, начиная от детского сада, равной для  обоих полов государственной  школы, где детям были бы предоставлены  все условия для полного развития их способностей. Особое внимание он уделял разработке проблемы организации продуктивной трудовой деятельности учащихся, ее связи  с обучением.

Развивая  марксистские положения, прогрессивные  мысли педагогов прошлого, Бебель пришел к убеждению, что при социализме “в системе воспитания произойдут такие же изменения и улучшения, как и в области производства: будет устранено множество устарелых, излишних, тормозящих духовное и физическое развитие методов и учебных предметов”. Располагая несравненно большим  временем, чем при капитализме, родители смогут уделять своим детям больше внимания. Дети же с малолетства будут играть в общие игры, и воспитатели будут заботиться об их физическом и духовном развитии; в школе занятия гимнастикой, разнообразные спортивные соревнования будут чередоваться с умственным трудом, ознакомление с различными науками, учение переплетется с трудовыми занятиями в различных отраслях практической деятельности: с садоводством, земледелием, фабричным делом, техникой производственного процесса. Новая школа в новом обществе создаст новых людей.

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме