Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой—. особенностями развития данной страны.
Воспитание детей в Спарте.
Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Файлы: 1 файл

коллоквиум.docx

— 380.47 Кб (Скачать файл)

Просвещение взрослых

Помимо  учреждений для детей дошкольного  и школьного возраста, созданных  в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения. В “Новом институте по вечерам обучали неграмотных; там регулярно проводились музыкальные вечера; родителям давались консультации по воспитанию детей.

Через несколько лет Нью-Ланарк стал неузнаваем. Р. Оуэн, по словам Энгельса, превратил его “в совершенно образцовую колонию, в которой пьянство, полиция, уголовные суды, тяжбы, попечительство о бедных, надобность в благотворительности стали неизвестными явлениями. И он достиг этого просто тем, что поставил людей в условия, более сообразные с человеческим достоинством, и в особенности заботился о хорошем воспитании подрастающего поколения .

Заинтересовавшись опытом Р. Оуэна, в Нью-Ланарк, который приобрел мировую известность, приезжали высокопоставленные государственные деятели, капиталисты и ученые. Сам Оуэн широко пропагандировал свои достижения в печати, на собраниях.

Однако  примерно около 1817 г. в его взглядах произошел перелом. Он пришел к убеждению, что посредством той филантропической деятельности, которой он до сих пор занимался, нельзя коренным образом изменить общественные отношения, и, подвергнув резкой критике капиталистический строй, встал на путь пропаганды коммунистических идей.

Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна в период организации коммунистических колоний

Пока Оуэн выступал в роли благотворителя, филантропа, он; пользовался почетом и уважением, его деятельность прославлялась. Когда же он открыто заявил о своих коммунистических взглядах, официальные общественные круги Англии стали его. преследовать, и ему пришлось покинуть родину.

В декабре 1824 г. он со своими единомышленниками направился в Америку, где в штате Индиана основал коммунистическую колонию “Новая Гармония”. Все ее члены обязаны были трудиться для общего блага, собственность в колонии объявлялась общественной, распределение продуктов труда происходило в соответствии с затраченным трудом. Все члены колонии имели право на одинаковую пищу, одинаковую одежду, одинаковое жилище и одинаковое воспитание. Установленный в колонии порядок отражал взгляды Оуэна на новое, коммунистическое общество.

В своих произведениях этого периода, из которых главным является “Книга о новом нравственном мире (1842—. 1844), Р. Оуэн подверг критике “троицу  зол”, преграждающих, по его мнению, путь человечества к счастью. Ими  он считал частную собственность, религию  и буржуазный брак. Р. Оуэн требовал, чтобы частная собственность  была заменена коллективной, религия  — знаниями, основанными на фактах, современное ему семейное воспитание, в результате которого дети вырастают  эгоистами и собственниками,—  воспитанием общественным.

Оуэн  справедливо критиковал порочность буржуазной семьи, построенной не на склонности супругов, а на материальном расчете, и развивал идею воспитания детей с раннего возраста в  условиях коллектива. Видя перед собой  только примеры буржуазной семьи, он ошибочно отрицал воспитательные возможности  семьи вообще.

Существенные  изменения, которые произошли в  мировоззрении Р. Оуэна во второй период его деятельности, сказались  и на его педагогических взглядах и деятельности. Так, целью воспитания теперь он считал содействие тому, чтобы  человечество избавилось от “безумия”, каким ему представлялся капиталистический  строй, и было в полной мере подготовлено к жизни в коммунах, где оно  обретет счастье.

Оуэн  полагал, что при коммунизме благодаря  развитию техники и использованию  достижений науки в производстве будет создано изобилие всяких продуктов; будет покончено со старым разделением  труда, превращавшим людей в живые  машины, и в полной мере осуществлено “широкое сочетание умственных и  физических сил каждого работника”.

Свои  теоретические положения Оуэн стремился  претворить в жизнь в колонии  “Новая Гармония”. В созданные там  школы ему удалось привлечь квалифицированных  учителей; среди них были последователи  Песталоцци. Школы колонии, в которых  к середине 1826 г. обучалось около четырехсот учащихся, составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. Эта система напоминала нью-ланаркскую, однако в ней было и новое. Так, в “Новой Гармонии дети уже с двух лет принадлежали не семье, а общине. Воспитатели заботились о том, чтобы малыши с самого раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и приобщались в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали более широкое, чем в Нью-Ланарке, общее образование с уклоном в естественные науки; оно было полностью безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом детей. Мальчики овладевали в мастерских токарным, столярным, плотницким, сапожным и другими ремеслами, учились на полях, в саду и огороде сельскохозяйственным работам; девочки занимались главным образом домоводством: кройкой, шитьем, кухней и т. д. Учащиеся школ третьей ступени принимали деятельное участие в общем труде-колонии, а по вечерам приобретали теоретические знания, посещали квалифицированные лекции по химии, истории и другим наукам. В обязательном порядке они проходили сельскохозяйственную практику. Регулярное участие подрастающего поколения в трудовой деятельности Р. Оуэн считал важным фактором, способствующим его физическому, умственному и нравственному развитию.

Небольшая и весьма неоднородная по своему составу  коммунистическая колония, находившаяся в капиталистическом окружении, в 1827 г. распалась. Оуэн вернулся в Англию. Лишившись почти всего своего состояния, он, по словам Энгельса, “обратился прямо к рабочему классу, в среде которого он продолжал свою деятельность еще тридцать лет . Он организовывал кооперативные товарищества, профессиональные объединения рабочих, развертывал пропаганду социалистических идей среди рабочего населения промышленных округов Англии. С середины 30-х годов XIX в. Оуэн и его последователи создали сеть культурно-просветительных учреждений (“Дома науки”), издавали научно-популярную литературу, вели антирелигиозную пропаганду. Эта деятельность оказала несомненное влияние на развитие в Англии в конце 30-х — начале 40-х годов XIX в. массового рабочего движения, известного под названием чартизма. Все общественное движение в Англии, все его достижения, по словам Энгельса, связаны в это время с именем Роберта Оуэна.

В 1839 г. он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и “индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет.

В отличие от “Новой Гармонии в “Гармони-холл существовало несколько фабрично-заводских предприятий, что давало возможность сочетать обучение детей и подростков с участием не только в сельскохозяйственном, но с четырнадцати лет и в промышленном труде. В колонию были приглашены квалифицированные специалисты в области сельского хозяйства и индустрии, они преподавали в “индустриальной школе, в которой большое место занимали реальные знания. В колонии делались некоторые попытки связать работу учащихся на полях и огородах с изучением ими химии и агрономии, а их труд в области промышленного производства с занятиями по математике и черчению.

В 1845 г. колония прекратила свое существование.

 

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании

К. Маркс и Ф. Энгельс — основоположники  научной педагогики пролетариата

Марксизм  возник в 40-х годах XIX в., когда в  Западной Европе широко развернулась классовая борьба европейского пролетариата против буржуазии. К. Маркс (1818—1883) и  Ф. Энгельс (1820—1895) подняли стихийное  движение рабочих на уровень сознательной борьбы против капитализма. Они открыли  в пролетариате ту могучую революционную  силу, которая призвана историей свергнуть буржуазный строй и построить социалистическое общество. Маркс и Энгельс вооружили пролетариат передовой научной теорией, они создали философию революционного пролетариата — диалектический материализм и учение о законах общественного развития — исторический материализм, которые дали возможность вскрыть подлинные законы развития природы и общества и превратить таким путем социализм из утопии в науку. Марксизм, появление которого было подготовлено всем предшествующим развитием научной мысли, гениально предугадал пути дальнейшего исторического развития. Установив, что капитализм обречен на гибель и должен быть заменен высшей формой общественного развития — социализмом, он стал действенным научным оружием в руках рабочего класса в его борьбе против буржуазии.

“Учение Маркса всесильно, потому что оно  верно. Оно полно и стройно, давая  людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой  реакцией, ни с какой защитой буржуазного  гнета”,— писал В. И. Ленин .

Органической  частью теории научного коммунизма является учение Маркса и Энгельса о воспитании. Оно знаменует коренной переворот  в развитии педагогической мысли. Впервые  вопросы воспитания были неразрывно связаны с революционной борьбой  пролетариата за уничтожение эксплуатации и классового общества, с борьбой  за коммунизм.

Учение  Маркса и Энгельса о воспитании возникло, разумеется, не в стороне от развития предшествовавшей ему прогрессивной  педагогической теории. Но только в  свете марксизма смогли быть принципиально  по-новому поставлены и разрешены  важнейшие социально-педагогические проблемы, на которые не в состоянии  была дать правильный ответ домарксистская педагогика. Применение последовательного  философского материализма и марксистского диалектического метода в педагогике дало возможность освободить ее от господствовавших в ней ранее идеалистических и метафизических концепций и обнаружить действительные закономерности воспитания.

Сущность воспитания. Классовый  характер воспитания в классовом  обществе

Огромную  роль в установлении научных основ  педагогики сыграло гениальное открытие Маркса, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

В отличие от предшествующих теоретиков, неправомерно трактовавших воспитание как самостоятельную силу, направляемую волей и сознанием воспитателей, основоположники марксизма установили, что воспитание обусловлено господствующи ми в данное время общественными отношениями, которые в свою очередь определяются способом производства. Воспитание не является неизменной категорией, оно имеет исторический характер и изменяется вместе с изменением общества.

Большую роль в становлении педагогики как  науки сыграло открытие Марксом  и Энгельсом классового характера  воспитания. Они пришли к выводу, что со времени возникновения  классового общества эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего господства. Возражая современным им теоретикам, которые  пытались оспаривать классовую природу  буржуазного воспитания, основоположники  марксизма писали в “Манифесте Коммунистической партии”: “А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно  не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспиание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса .

Революционную борьбу пролетариата за лучшее воспитание и образование подрастающего  рабочего поколения Маркс рассматривал как часть его политической борьбы против капитализма. С удовлетворением  он заявлял, что “наиболее передовые  рабочие вполне сознают, что будущее  их класса и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего  рабочего поколения.

Маркс и Энгельс говорили, что воспитание, которое будет осуществляться после  пролетарской революции в новых  социальных условиях и основываться на самой передовой научной теории, станет играть большую роль в строительстве  социализма. Его задачей станет формирование новых людей, которые будут подготовлены к жизни и активной деятельности в социалистическом обществе. Таким  образом, основоположники марксизма  вскрыли социальную природу воспитания, его место в общественном развитии, ту роль, которую оно выполняло при капитализме и будет играть в социалистическом обществе.

Умственное воспитание

В формировании всесторонне развитых людей Маркс отводил ведущее  место умственному воспитанию. Это  вытекало из его отношения к науке, которая была для него, по словам Энгельса, “исторически движущей революционной силой”.

Создав  подлинно научное и в то же время  подлинно революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс дали тем самым  возможность разрешить на новой  методологической основе проблему умственного  воспитания подрастающего поколения. Задачей умственного воспитания они считали сообщение детям  подлинных знаний о природе и  обществе и выработку у них  на этой основе последовательного материалистического  мировоззрения, необходимого им для  успешного участия в деятельности, в революционной практике.

Марксистское  требование научности образования  предполагает его полную светскость, освобождение сознания трудящихся от религиозного дурмана.

Основоположники марксизма предъявляли серьезные  требования к содержанию образования  и его усвоению учащимися. Они  считали необходимым дать им широкий  круг общеобразовательных знаний, причем преподносить. их в строгой последовательности и системе, и решительно осуждали поверхностный подход к изучению учебных предметов. Маркс и Энгельс требовали, чтобы подрастающее поколение овладело в школе основами математики, химии, ботаники, зоологии. Большое значение они придавали изучению родного языка, в котором видели средство познания мира и развития мышления.. Очень важным они считали обучение подрастающего поколения и иностранным языкам для установления интернациональных связей пролетариата.

Маркс указывал на те трудности, которые приходится преодолевать человеку на пути к овладению знаниями. “В науке, - писал он,— нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам .

Информация о работе Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции и Риме