Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в  школе:

- смена режима сна и питания;

- смена воздушного режима: необходимость  пребывания в помещении в течение  более длительного времени, чем  в детском саду;

- увеличение времени, проводимого  без активного движения, сидя  за столом; непривычно высокий  уровень шума и «толчея» на  перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще  не покидать класс в это  время) ;

- смена стиля общения с взрослыми:  учитель зачастую не ориентирован  на опеку, заботу и защиту, на  установление индивидуальных личных  контактов, и ребенок может  чувствовать себя на новом  месте на первых порах беспомощным  и одиноким;

- необходимость полного самообслуживания  в одевании и раздевании, еде,  пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических  навыков вполне может никто  не следить. Необходим полный  самоконтроль;

- необходимость организовывать  свое рабочее место на парте,  собрать и достать пособия  и учебники из портфеля и  аккуратно уложить их обратно  «в сжатые сроки»;

- необходимость правильно реагировать  на условные сигналы – звонок  на урок и на перемену –  и подчинять свое поведение  им, а также правилам поведения  на уроке – сдерживать и  произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

- коллектив из незнакомых сверстников;  необходимость установления контактов  с ними;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной  нагрузки.

Все жизненные ситуации, связанные  с поступлением в школу, и их переживания  требуют от ребенка пересмотра созданной  им картины мира, а иногда ее серьезной  корректировки.

Даже при наличии у ребенка  необходимого запаса знаний, навыков  и умений, уровня интеллектуального  и волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой  готовности к социальной позиции  школьника. Неготовность ребенка к  школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной тревожности. [7, с.18]

Сознательное отношение к школе  связано с расширением и углублением  представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Большинство будущих первоклассников  хочет идти в школу, но у них  складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это  счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает  руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так  как видел, что мама купила для  него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая  может оказаться совсем не такой  привлекательной, если не превратится  со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. [8, с.69]

Отношение ребенка к школе формируется  до того, как он в нее пойдет. И  здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. [8, с.82]

Иногда родители используют образ  школы как устрашение, не задумываясь  о последствиях: «За такое поведение  тебя в школе сразу в хулиганы запишут! », «Ты же двух слов связать  не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать? ».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при  оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в  конце концов, добиваются того, что  ребенок вообще не предпринимает  никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно  понять его боязнь и тревогу, связанную  с предстоящим обучением в  школе. [9, с.38]

Подготовить ребенка к  школе – это значит воспитать  у него осознание положительное  отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать  школьником, возбудить симпатию к  ученикам, стремление быть похожим  на них, уважение к личности и профессии  учителя, понимание общественно  полезной значимости его труда; развить потребность в книге; стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей  к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает  своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к  тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой  игры незаслуженно принижается. А между  тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. [10, с.24]

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками и  со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Однако не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению  у них замыслов, перерастающих  в творческую игру. Чтобы вызвать  ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует  уделять таким явлениям, которые  воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках, возбуждать желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают в лагере. [11, с.29]

Методы и приемы, применяемые  педагогом для ознакомления детей  со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять  и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая  им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Наблюдения за играми позволяют  педагогу определить, какие события  школьной жизни более всего волнуют  детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как  проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и  походу создания игрового образа. Такие  наблюдения помогут воспитателю  намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.

Поддерживая интерес к  играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем  занимаются ученики в школе, с  помощью наводящих вопросов восстанавливать  в их памяти известные им факты  и случаи, вносить предложения, советовать.

Если школьники – частые также гости в подготовительной к школе группе, то, выполняя роли учеников в игре, они по ходу ее знакомят ребят с порядками в классе, требованиями учителя. [12, с.56]

Игра выявляет отношение  детей к изображаемому и в  то же время содействует закреплению  и развитию такого отношения. Детям  нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес  к играм «Первое сентября», «Праздник  букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование  на стадионе». В течение года они  отражают эти события в играх  разного содержания, причем наблюдается  не просто фотографическое отображения, знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

В игре происходит своеобразная переработка полученных детьми впечатлений, их осознание, осмысление, углубление. Игры в школу организуются обычно в течении всего года, и каждый раз при «школе» открывается то библиотека и читальный зал, то музей и уголок животных, то комната для гостей, то выставки поделок учеников, т.е. то, что в данный момент более всего занимает детей, то, что они хотели бы увидеть в настоящей школе.

В ходе игры дети часто чувствуют  недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих  экскурсий, бесед и встреч со школьникам они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в лагере, о занятиях в кружке. [13, с.44]

У детей старшего дошкольного  возраста со словом школа связывается  выполнение определенных требований и  к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно  выяснить, как они относятся к  этой профессии, как понимают ее знание, что считают наиболее характерным  для труда учителя и его  отношения к ученикам.

В своих суждениях об учителе  дети всегда отмечают его высокую  требовательность, сравнивают его с  воспитателями и родителями.

Чтобы уточнить представления  дошкольников о труде и общественно  полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в  школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится  к ученикам, испытывает радость и удовольствие от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется, прежде всего, при выборе ими исполнителя этой роли в игре.

Роль учителя привлекает многих детей, но выполняют ее большей  частью одни и те же – наиболее активные и инициативные. Как же вовлечь  в игру застенчивых детей, сделать  их исполнителями главных ролей? Часто у ребенка есть интерес  к действиям учителя, но робость  не позволяет ему предложить себя на эту роль, а товарищи сами не замечают его возможностей. Педагог должен обратить внимание играющих на достоинство каждого ребенка. [14, с.61]

В играх в школу дети отражают следующие линии общения. Много внимания уделяется отношению  учителю к ученикам, на отношение  учеников к учителю, отношение родителей  к учителю и ученикам.

В играх в школе большое  воспитательное значение имеет стремление ребят подражать любимым героям, желание быть похожими на них. Подражая школьникам, дети эмоционально воспринимают и действенно овладевают нормами  поведения, которые лежат в основе взаимоотношений ученика с учителем, учеников между собой. Нормы поведения, обязательные в игре и диктуемые  ролью, проявляются и в других видах деятельности.

Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и  заниматься сообща. В играх на школьные темы проявляются творческие способности  и художественные интересы ребят. Они  самостоятельно выбирают темы для рисования  и лепки, подбирают песни и  пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков». [15, с.29]

 

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольника

 

Старший дошкольный возраст обозначают в психологии как возраст формирования психологической  готовности к школьному обучению и становлению ее предпосылок. Этот период характеризуется кризисом 6-7 лет, описанный в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца. 
Так, Л.С. Выготский отмечал, что старшего дошкольника характеризуют капризность, вертлявость, паясничание. Он начинает строить из себя шута, говорит «не своим голосом», гримасничает, и в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм. [16, с .35]

Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется  совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются  пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим  при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются  взаимосвязи восприятия с речью  и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется. Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу. [17, с. 42]

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе