Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Выводы  по первой главе

 

Переход от дошкольного детства  к школьному характеризуется  решительным изменением места ребенка  в системе доступных ему отношений  и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим остро стоит  проблема готовности ребенка к школьному  обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка  к обучению является уровень его  умственного развития.

Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. 

 

Все эти три линии одинаково  важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

К концу дошкольного возраста ребенок  становится готовым к принятию новой  для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется  психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения  психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

 

Глава 2. Условия воспитания у старших  дошкольников интереса к школе

      1. Изучение уровня интереса к школе у старших дошкольников

Условие — состояние системы, при котором есть, существует возможность события.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Интерес  — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. [32, с.17]

Родоначальником научного подхода  к теоретическому и практическому  решению проблемы интереса считается  Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать  обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической  педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес  и усердие, положительное и эмоциональное  отношение обучающихся к знаниям  и понимания полезности и необходимости  их». [33, с.42]

В общепедагогическом смысле интерес определяется (от лат. interests – имеет значение, важно) как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривается  как внешний стимул процессов  воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения. [34, с.38]

Сущность педагогического  подхода к решению проблемы познавательного  интереса заключается в следующем:

- в выделении в педагогическом  процессе объективных возможностей  интересных сторон, явлений окружающей  жизни;

- в поиске оптимальных  путей постоянного поддержания  у детей состояния активной  заинтересованности окружающими  явлениями, моральными, эстетическими,  научными ценностями;

- в целенаправленном формировании  всей системой обучения и воспитания  познавательного интереса как  ценного свойства личности. [35, с.18]

Развитие интереса к обучению —  сложный многогранный процесс. С  одной стороны, дети по природе своей  любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при  обучении в школе, проявляют небольшой  интерес к школьным предметам. Попробуем  разобраться почему. Какова роль родителей  в развитии интереса ребенка к  учебе?

В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство  родителей почему-то считают, что  их ребенок будет отличником. Когда  оказывается, что ребенок не справляется  со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными  и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.

Это одна из причин, удерживающая ребенка  в игровых фантазиях, не позволяющая  взрослеть, прочно закрепляющая страх  перед преодолением трудностей и  познанием нового. 

Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и  познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел —  увы. Ребенок начал говорить о том, что учиться – это совсем не интересно и скучно. Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! Познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки. [36, с.66]

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

- формирования мотивационной готовности к школе,

Основная  задача взрослого - показать ребенку, что  очень много неизвестного и интересного он может узнать о школе. [37, с. 42]

Таким образом, результаты педагогических исследований подтверждают, что развитие интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Он обусловлен социальным окружением; сферой и характером деятельности не только самого ребенка, но и людей  его окружающих; процессами обучения и воспитания, располагающими особыми  стимулами возбуждения интереса; активностью самой личности, ее позицией. Зависимость интересов не только от окружающих объектов, но и от людей, направляющих, переключающих, коррегирующих их, подтверждает сложность интереса как психолого – педагогического явления. [38, с.56]

Цель исследования - выявить эффективность ознакомления дошкольников со школой, как средства воспитания интереса к школе. Проведение исследования осуществлялась на базе ДОУ №79 «Мечта» с детьми подготовительной к школе группе в возрасте от 6 – 7 лет (список детей приложение 1)

Для исследования была определена одна группа детей, в количестве 20 человек.

Задачи исследования

1. Провести психолого-педагогическое  исследование на базе  ДОУ №79 «Мечта» с детьми подготовительной к школе группы в условиях детского сада.

2. Определить методику психолого-педагогического исследования.

3. Сделать сравнительный  анализ результатов на начало  и конец исследования.

Нами  были проведены следующие методики:

- беседа «Расскажи о школе» (на  основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова); 
- методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения»; 
- методика М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе»; 
- наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых играх 

Исследование состояло из трёх этапов. В ходе I этапа исследования решались следующие задачи:

1. Определение состояния  проблемы развития интереса к  школе у детей подготовительной  к школе группы в ДОУ

2. Выявление с помощью  диагностики уровня желания ребенка  идти в школу

3. Определение характера  внутренней позиции ребенка подготовительной  к школе группы

Для изучения и выявления  желания ребенка идти в школу  нами использована методика «Беседа  о школе» Т.А. Нежновой.

Цель - исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Дети в группе  взятые для исследования имели идентичное развитие знаний, умений и навыков, соответствуют возрастным требованиям данной возрастной группы. В ходе этого исследования определили, в чём заключается интерес у детей к школе, какой уровень подготовки к обучению у каждого ребёнка, какие типы уроков больше привлекают детей.

Полученные нами результаты в ходе исследование предоставлены  в таблице 1 (Приложение 2). Анализируя ответы детей, определили, к какой  группе относится ребёнок:

К высокому уровню (9- 10 баллов) относятся дети, которые обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе.

К среднему уровню (5 – 8 баллов) относятся дети, которые обладают средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности.

К низкому уровню (0 – 4 балла) относятся дети, которые обладают низким уровнем интереса к школе, ориентированы на дошкольные виды деятельности и на формальные стороны обучения.

Результаты исследования занесли в таблицу 1 (Приложение 2), что позволило нам составить  диаграмму:

Рис.1 Уровни характера ориентации на школьно – учебную деятельность в беседе «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова)

Высокий уровень – 5 человек

Средний уровень – 14 человек

Низкий уровень – 1 человек

Данные результаты свидетельствуют  о том, что 70% дошкольников обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе, 25% дошкольников обладают средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности и 5% (1 ребёнок) обладает низким уровнем интереса к школе, ориентирован на дошкольные виды деятельности и на формальные стороны обучения.

Таким образом, в данной группе преобладает количество детей со среднем уровнем интереса к школе. По результатам мы видим, что предложенная нами методика по воспитанию интереса к школе и развитию желания идти в школу через систему занятий по ознакомлению со школой является формирующей, то есть действенной и результативной.

Следующая методика, которую  мы использовали, была методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения».

Целью данной методики являлось выявление относительной выраженности различных мотивов, побуждающих  к учению детей старшего дошкольного  возраста.

В ходе этого исследования мы определили, какой мотив преобладает  у каждого ребёнка. В данной диагностике  были предложены 6 небольших рассказов, каждый из которых содержит определённый мотив. Всего было 6 мотивов : внешний мотив, учебный мотив, позиционный мотив, социальный мотив, отметка, игровой мотив. После прочтения каждого рассказа детям было предложено ответить на 3 вопроса, после чего эти ответы заносились в таблицу и подсчитывались. Запомнить рассказы детям помогали картинки.

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе