Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа
Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников
Выводы по первой главе
Переход от дошкольного детства
к школьному характеризуется
решительным изменением места ребенка
в системе доступных ему
В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития.
Выделяют три основные линии , по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие . К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.
Глава 2. Условия воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Условие — состояние системы, при котором есть, существует возможность события.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. [32, с.17]
Родоначальником научного подхода
к теоретическому и практическому
решению проблемы интереса считается
Я.А. Коменский. Он впервые представил
интерес как эмоционально окрашенное
внимание, способствующее стремлению
к знаниям, и предложил рассматривать
обучение на основе интереса в качестве
дидактического принципа демократической
педагогики с целью облегчения процесса
преподавания: «Необходимо сочетать
серьезное и занимательное, интерес
и усердие, положительное и эмоциональное
отношение обучающихся к
В общепедагогическом смысле интерес определяется (от лат. interests – имеет значение, важно) как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как внешний стимул процессов воспитания и обучения, как средство активизации познавательной деятельности ребенка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление, обеспечивают легкость и прочность усвоения. [34, с.38]
Сущность педагогического подхода к решению проблемы познавательного интереса заключается в следующем:
- в выделении в педагогическом
процессе объективных
- в поиске оптимальных
путей постоянного поддержания
у детей состояния активной
заинтересованности
- в целенаправленном
Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам. Попробуем разобраться почему. Какова роль родителей в развитии интереса ребенка к учебе?
В дошкольном возрасте ребенок задает много вопросов. За день родители слышат многократно: «что?», «как?», «почему?», «зачем?». В связи с этим большинство родителей почему-то считают, что их ребенок будет отличником. Когда оказывается, что ребенок не справляется со школьными требованиями, многие родители чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую голову обрушивается град упреков: «неусидчивый», «не стараешься», «растяпа». Но ведь не только родители, но и сам ребенок предполагал, что будет хорошо учиться. Ребенок тяжело переживает, если не оправдывает ожидания родителей. Желание учиться, узнавать что-то новое пропадает с первых же дней обучения, появляется тревожность.
Это одна из причин, удерживающая ребенка в игровых фантазиях, не позволяющая взрослеть, прочно закрепляющая страх перед преодолением трудностей и познанием нового.
Как же так происходит? Куда подевалось желание учиться и познавать новое? Ведь хотел идти в школу, а когда пошел — увы. Ребенок начал говорить о том, что учиться – это совсем не интересно и скучно. Он сознает, что безмятежно играть, как раньше, ему больше не дадут — ни в школе, ни дома. Родители ежедневно повторяют: «Ты сделал уроки? Садись за уроки!» Все это кажется ребенку постоянным кошмаром. И он начинает мечтать о беззаботном дошкольном времяпрепровождении, вспоминает все, что было — мир игр и увлекательных приключений! Познавательная активность у детей в этом возрасте формируется медленными темпами и только в том случае, если усвоение ребенком учебной программы не вызывает больших сложностей. Познавательная деятельность ребенка очень медленно вытесняет игровую. Поэтому чаще всего мы видим не очень радостную картину: дети продолжают активно играть вместо прилежных занятий школьными предметами! В школьный портфель вместе с учебниками не забывают положить любимые игрушки. [36, с.66]
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
- формирования мотивационной готовности к школе,
Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать о школе. [37, с. 42]
Таким образом, результаты педагогических
исследований подтверждают, что развитие
интереса – не замкнутый в себе
автономный процесс. Он обусловлен социальным
окружением; сферой и характером деятельности
не только самого ребенка, но и людей
его окружающих; процессами обучения
и воспитания, располагающими особыми
стимулами возбуждения
Цель исследования - выявить эффективность ознакомления дошкольников со школой, как средства воспитания интереса к школе. Проведение исследования осуществлялась на базе ДОУ №79 «Мечта» с детьми подготовительной к школе группе в возрасте от 6 – 7 лет (список детей приложение 1)
Для исследования была определена одна группа детей, в количестве 20 человек.
Задачи исследования
1. Провести психолого-
2. Определить методику психолого-педагогического исследования.
3. Сделать сравнительный анализ результатов на начало и конец исследования.
Нами были проведены следующие методики:
-
беседа «Расскажи о школе» (на
основе материалов Л.И.
- методика М.Р. Гинзбурга «Определение
мотивов учения»;
- методика М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное
отношение к школе»;
- наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых
играх
Исследование состояло из трёх этапов. В ходе I этапа исследования решались следующие задачи:
1. Определение состояния
проблемы развития интереса к
школе у детей
2. Выявление с помощью
диагностики уровня желания
3. Определение характера
внутренней позиции ребенка
Для изучения и выявления желания ребенка идти в школу нами использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой.
Цель - исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Дети в группе взятые для исследования имели идентичное развитие знаний, умений и навыков, соответствуют возрастным требованиям данной возрастной группы. В ходе этого исследования определили, в чём заключается интерес у детей к школе, какой уровень подготовки к обучению у каждого ребёнка, какие типы уроков больше привлекают детей.
Полученные нами результаты в ходе исследование предоставлены в таблице 1 (Приложение 2). Анализируя ответы детей, определили, к какой группе относится ребёнок:
К высокому уровню (9- 10 баллов) относятся дети, которые обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе.
К среднему уровню (5 – 8 баллов) относятся дети, которые обладают средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности.
К низкому уровню (0 – 4 балла) относятся дети, которые обладают низким уровнем интереса к школе, ориентированы на дошкольные виды деятельности и на формальные стороны обучения.
Результаты исследования занесли в таблицу 1 (Приложение 2), что позволило нам составить диаграмму:
Рис.1 Уровни характера ориентации на школьно – учебную деятельность в беседе «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова)
Высокий уровень – 5 человек
Средний уровень – 14 человек
Низкий уровень – 1 человек
Данные результаты свидетельствуют о том, что 70% дошкольников обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе, 25% дошкольников обладают средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности и 5% (1 ребёнок) обладает низким уровнем интереса к школе, ориентирован на дошкольные виды деятельности и на формальные стороны обучения.
Таким образом, в данной группе преобладает количество детей со среднем уровнем интереса к школе. По результатам мы видим, что предложенная нами методика по воспитанию интереса к школе и развитию желания идти в школу через систему занятий по ознакомлению со школой является формирующей, то есть действенной и результативной.
Следующая методика, которую мы использовали, была методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения».
Целью данной методики являлось
выявление относительной
В ходе этого исследования мы определили, какой мотив преобладает у каждого ребёнка. В данной диагностике были предложены 6 небольших рассказов, каждый из которых содержит определённый мотив. Всего было 6 мотивов : внешний мотив, учебный мотив, позиционный мотив, социальный мотив, отметка, игровой мотив. После прочтения каждого рассказа детям было предложено ответить на 3 вопроса, после чего эти ответы заносились в таблицу и подсчитывались. Запомнить рассказы детям помогали картинки.
Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе