Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

 

Усвоение  общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного  возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. [18, с.52] 

Для мышления детей 6—7 лет характерны следующие  особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков  достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его  интеллектуального развития: 
- ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным; 
-освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; 
-детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; 
- появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; 
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы; 
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. 

Таким образом, в основе ориентации ребенка в  старшем дошкольном возрасте лежат  обобщенные представления. Но ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т.п. невозможны без определенного уровня развития памяти, которая, по мнению Л.С. Выготского, стоит в центре сознания в дошкольном возрасте. [19, с.52] 

Дошкольный  возраст характеризуется интенсивным  развитием способности к запоминанию  и воспроизведению. Одним из главных  достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что  перед ребенком в 6-7 лет может  быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано  с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для  повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное  связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные  со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.[20,с.76] 
 

Анализируя  эти проявления, ученый объяснял их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая  исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л.С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.  Это обусловлено появлением специфического новообразования – обобщения переживания (интеллектуализация аффекта): мир, как таковой, вокруг ребенка все тот же, но меняется отношение к нему со стороны ребенка.

Л.И. Божович утверждает, что кризис 6-7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6-7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры « в школу» и имитация «работы» взрослых.

Своеобразие социального становления психики  старшего дошкольника состоит в  том, что ее развитие опосредуется ведущей, доминирующей в это время психической  формой - представлениями. [21, с.43]

Почти все  исследователи этого периода  развития детей подчеркивают, что  для него существенно наличие  спокойной эмоциональности, лишенной аффективных вспышек и конфликтов. Этот особый характер протекания эмоциональной  жизни детей тесно связан с  появлением у них представлений.

С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков и другие психологи отмечают, что представления  детей носят фрагментарный, неустойчивый, диффузный характер. Однако в дошкольном периоде идет процесс их интенсивного развития в различных видах игровой  и продуктивной деятельности. [22, с.35]

Развитие  различных видов детской деятельности, таких как конструирование, изобразительная  деятельность, а также усложнение учебных задач на занятиях, создают  необходимость формирования у старших  дошкольников достаточно точных, устойчивых и произвольно актуализируемых  представлений о внешних свойствах  предметов. Развивающиеся представления  накладывают отпечаток на весь процесс  психического развития. Поэтому быстрее  развиваются такие формы психики  и компоненты психофизиологических функций, как воображение, образная память и запоминание конкретных слов. 
Многочисленные исследования отечественных психологов Е.Ф. Рыбалко, А.В. Скрипенко, С.А. Лукомской, Е.И. Степанова, Л.А. Головей, Н.А. Грищенко, Л.Н. Кулешовой, Л.А. Венгер указывают на сложный характер развития когнитивных процессов в старшем дошкольном возрасте. 
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером и описан следующим образом. В старшем дошкольном возрасте под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей. 
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие  дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к пяти-шести  годам длительность игры возрастает до полутора часов. Это объясняется  тем, что в игре отражаются более  сложные действия и взаимоотношения  людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и  при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного  возраста примерно в два раза; ребенок  шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.[23, с.76]

Но основное изменение внимания в старшем  дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять  своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого  некоторые способы. Истоки произвольного  внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного» внимания не приводит к возникновению произвольного  внимания. Последнее формируется  благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств  направляют и организуют его внимание.

Подобные  возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит  непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. [24, с.65]

З.М. Истомина проанализировала, в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход  от непроизвольного к произвольному  запоминанию и воспроизведению  материала. При этом в соответствующих  процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться  специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. [25, с.53]

В старшем  дошкольном возрасте ребенок в состоянии  воспроизвести полученные впечатления  через достаточно длительный срок. У ребенка 5—7 лет необходимо развивать  все виды памяти — образную и  словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов  запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики  вообще, является одной из самых  важных предпосылок готовности детей  к обучению в школе.

В старшем  дошкольном возрасте речь ребенка становится более связанной и приобретает  форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего  возраста, здесь уступает место контекстной  речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи. [26, с.23]

В ряде исследований показано, что в дошкольном возрасте одной из важных форм внутренней деятельности ребенка является план представлений. Он может предвосхищать в представлении  будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Минская ) .

Этот план не выступает в виде «чистых представлений». Он включен в элементарные формы  сознательной деятельности ребенка. Окружающая ребенка действительность не выступает  для него как хаос разрозненных явлений. У него уже имеется пусть относительно простая, но все же система конкретных и обобщенных представлений об окружающих вещах, зафиксированная и объективированная в речевой форме. Эта система служит основой достаточно широкой ориентировки в окружающем ребенка мире, позволяет правильно квалифицировать воспринимаемые явления.

Ребенок, сообщая  взрослому о своих впечатлениях, действиях, объективирует в речи результаты своей познавательной и  практической деятельности. Получая  их оценку со стороны взрослого, ребенок  сам учится видеть и оценивать  свои действия как бы со стороны, с  общественно выработанных позиций. [27, с.52]

Автор одной  из первых педагогических систем дошкольного  воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических  игр, автором которой является М. Монтессори. Она близка к позиции Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на ребенка. [28, с.98]

Автор одной  из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе  к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним  из компонентов воспитательно-образовательной  работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. [29, с.63]

 

Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева  напрямую ставила в зависимость  от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему  радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь.

Е.И. Тихеева  разработала дидактические материалы, настольно – печатные игры, геометрические мозаики, которые используются в  дошкольных учреждениях.

В ряде исследований показано, что с возрастом существенно  изменяется содержание мышления дошкольников - усложняются их отношения с окружающими  людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых  требует познания новых сторон и  свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. В процессе наглядно - действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы наглядно - образного мышления, которое характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено ребенком в плане представлений, без участия практических действий. [30, с.87]

 

Внимание  дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного  внимания связано с ориентировкой  во внешней среде, эмоциональным  отношением к ней. С возрастом  значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей  функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Соотношение произвольной и непроизвольной форм, аналогичное памяти, отмечается и  в такой психической функции, как воображение. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. [31, с.74]

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе