Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа
Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников
В процессе проведения занятия незаинтересованные дети проявляли довольно активно себя в ответах на вопросы по содержанию картины, в их высказывания слышалась заинтересованность в игре и осмысленность ответов .
В ходе проведения занятия игра помогла детям более осознанно отвечать на вопросы. Они стали больше проявлять интерес к обучению в школе, это говорит о том, что у детей появилось желание и интерес к школе, но еще недостаточные знания о школе не дают им проявить в полной мере свой интерес к школе.
Для закрепления достигнутого интереса детей, а также обогащения словаря словами, относящимися к школе, мы провели еще одно занятие на тему: Рассказывание по картине «В школу» (приложение №5). Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:
Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.
В ходе беседы по картине дети довольно легко отвечали на вопросы педагога, смогли более осмысленно охарактеризовать необходимость обучения в школе, усвоили основные понятия (первоклассник, ученик, портфель, пенал и т.д.).
Дети проявили очень высокую активность, подробно отвечали на вопросы, смогли составить небольшой рассказ о событиях произошедших до похода их в школу, а затем - о том, что они видят на картине. Дети старались составить индивидуальные рассказы, но если у них не получалось, то им помогал педагог наводящими вопросами или другие дети продолжали их рассказ. В процессе беседы у детей наблюдалась высокая активность, заинтересованность в происходящем, наличие знаний о школе и интерес к ней.
Для закрепления знаний о школе и повышения интереса к ней нами было проведено занятие на тему: «Скоро в школу»
В ходе занятия с детьми были закреплены и уточнены знания детей о школе, закреплены названия и назначение учебных принадлежностей. Дети принимали активное участие в ходе беседы о школе, а также в игре «Собери портфель».
Дети показали хорошие знания о школе, назначении и названиях школьных принадлежностях. Проявили смекалку и внимание в отгадывании загадок. Все дети старались активно участвовать в ходе всего занятия и мы могли наблюдать, что у них заметно повысился интерес к школе и желание идти в школу.
Так же мы использовали ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. – Приложение 6.
Таким образом, в процессе этого этапа работы наблюдения за группой детей показали, что в целом, дети стали проявлять больше интереса к школе, у них появилось желание идти в школу, изменилась их внутренняя мотивация по отношению к школе и обучению в ней. Но в то же время все равно чувствуется, что дети еще недостаточно уверенны в своем желании идти в школу, но у них наблюдается устойчивый интерес к школе.
Более реальную картину изменения показателей интереса к школе и развития у детей желания идти в школу у детей данной группы можно проследить, используя сопоставительную диагностику, которую нам следует провести в дальнейшей работе.
После проведения занятий мы провели повторную диагностику с проведёнными ранее методиками.
Первая методика, которую мы повторно проводили, была «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, целью которой являлось исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 1), что позволило нам составить диаграмму:
Рис.6 Уровни характера ориентации на школьно – учебную деятельность в беседе «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова)
По результатам исследования видно, что при помощи проведения различных видов занятий показатели предыдущего диагностирования улучшились, теперь 50% дошкольников обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе, и ровно столько же дошкольников обладают средним уровнем развития, и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения, и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности. Следует отметить, что в группе, по сравнению с прошлым диагностированием, нет ни одного дошкольника с низким уровнем интереса к школе.
Следующая методика, которую мы использовали для сравнения , была методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения», являлось выявление относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 2), что позволило нам составить диаграмму:
Рис.7 Виды мотивов учения у старших дошкольников по методике М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения».
По результатам повторного исследования мы видим, что преобладание учебного мотива увеличилось у многих дошкольников, что в очередной раз доказывает эффективность проведённых занятий.
Следующая методика, которую мы проводили, была методика М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе».
Целью данной методики являлось выявление общего эмоционального отношения к школе. Ребенку предлагается поиграть в игру. Игра состоит из прилагательных - антонимов, и ребенок должен сказать, кому больше подходит слово – школьнику или дошкольнику.
Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 3), что позволило нам составить диаграмму:
Рис.8 Степень эмоционального отношения к школе у старших дошкольников по методике М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе»
По результатам данного диагностирования мы также видим, что занятия были эффективны. По сравнению с результатами предыдущего исследования ,детей с отрицательным эмоциональным отношением к школе в данной группе не оказалось.
Если составить общую диаграмму по вышеперечисленным диагностикам, мы можем увидеть, что преобладают дети со средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, с социальным, внешним и учебным мотивами, с положительным эмоциональным отношением к школе, что ещё раз показывает эффективность проведённых занятий.
Рис.9 Уровни сформированности интереса к школе у старших дошкольников на контрольном этапе исследования
Рис.10 Уровни сформированности интереса к школе у старших дошкольников на начальном и контрольном этапе исследования
Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.
Воспитание положительного
отношения к школе детей
При отборе форм и методов в работе с детьми мы опирались на педагогические принципы (общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):
- целенаправленность процесса
воспитания положительного
- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности (игра, труд, занятия);
- единство содержания
форм и методов работы по
воспитанию положительного
- личностно ориентированный
подход в процессе воспитания
положительного отношения к
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- принцип доступности;
- принцип системности и последовательности.
Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с другом.
Выводы по второй главе
Подготовить
ребенка к школе - это значит воспитать
у него осознание положительное
отношение к учебной и
Успешность
подготовки детей к школе во многом
определяется тем, насколько педагог
учитывает своеобразие
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Однако
не все, что дети узнают о школе, приводит
к возникновению у них
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и походу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать.
Таким
образом, методы и приемы, применяемые
педагогом для ознакомления детей
со школой, должны дополнять друг друга.
Различные занятия нужно
Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе