Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения занятия  незаинтересованные дети проявляли  довольно активно себя в ответах  на вопросы по содержанию картины, в  их высказывания слышалась заинтересованность в игре и осмысленность ответов .

В ходе проведения занятия  игра помогла детям более осознанно  отвечать на вопросы. Они стали больше проявлять интерес к обучению в школе, это говорит о том, что у детей появилось желание  и интерес к школе, но еще недостаточные  знания о школе не дают им проявить в полной мере свой интерес к школе.

Для закрепления достигнутого интереса детей, а также обогащения словаря словами, относящимися к школе, мы провели еще одно занятие на тему: Рассказывание по картине «В школу» (приложение №5). Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:

  1. ВЕЩИ – физическое, естественное или созданное человеком окружение.
  2. МЕСТО – арена, на которой происходит действие.
  3. АКТЕРСКИЙ СОСТАВ – участвующие люди.
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ – нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
  5. СМЫСЛ ИДЕЙ, которые требуется усвоить.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно  войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется  умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

В ходе беседы по картине  дети довольно легко отвечали на вопросы  педагога, смогли более осмысленно охарактеризовать необходимость обучения в школе, усвоили основные понятия (первоклассник, ученик, портфель, пенал  и т.д.).

Дети проявили очень высокую  активность, подробно отвечали на вопросы, смогли составить небольшой рассказ  о событиях произошедших до похода их в школу, а затем - о том, что они видят на картине. Дети старались составить индивидуальные рассказы, но если у них не получалось, то им помогал педагог наводящими вопросами или другие дети продолжали их рассказ. В процессе беседы у детей наблюдалась высокая активность, заинтересованность в происходящем, наличие знаний о школе и интерес к ней.

Для закрепления знаний о  школе и повышения интереса к  ней нами было проведено занятие на тему: «Скоро в школу»

В ходе занятия с детьми были закреплены и уточнены знания детей о школе, закреплены названия и назначение учебных принадлежностей. Дети принимали активное участие  в ходе беседы о школе, а также  в игре «Собери портфель».

Дети показали хорошие  знания о школе, назначении и названиях  школьных принадлежностях. Проявили смекалку и внимание в отгадывании загадок. Все дети старались активно участвовать  в ходе всего занятия и мы могли наблюдать, что у них заметно повысился интерес к школе и желание идти в школу.

Так же мы использовали ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда. – Приложение 6.

Таким образом, в процессе этого этапа работы наблюдения за группой детей показали, что в  целом, дети стали проявлять больше интереса к школе, у них появилось  желание идти в школу, изменилась их внутренняя мотивация по отношению  к школе и обучению в ней. Но в то же время все равно чувствуется, что дети еще недостаточно уверенны в своем желании идти в школу, но у них наблюдается устойчивый интерес к школе.

Более реальную картину изменения  показателей интереса к школе  и развития у детей желания идти в школу у детей данной группы можно проследить, используя сопоставительную диагностику, которую нам следует провести в дальнейшей работе.

После проведения занятий  мы провели повторную диагностику  с проведёнными ранее методиками.

Первая методика, которую  мы повторно проводили,  была  «Беседа  о школе» Т.А. Нежновой, целью которой являлось исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 1), что позволило нам составить диаграмму:

Рис.6 Уровни характера ориентации на школьно – учебную деятельность в  беседе «Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович, Т.А. Нежнова)

 

По результатам исследования видно, что при помощи проведения различных видов занятий показатели предыдущего диагностирования улучшились, теперь 50% дошкольников обладают высоким уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, высокой направленностью на содержательные стороны обучения и высоким уровнем интереса к школе, и ровно столько же дошкольников обладают средним уровнем развития, и содержательным характером внутренней позиции школьника, средней направленностью на содержательные стороны обучения, и средним уровнем интереса к школе, а также проявляют интерес к дошкольным видам деятельности. Следует отметить, что в группе, по сравнению с прошлым диагностированием, нет ни одного дошкольника с низким уровнем интереса к школе.

 

Следующая методика, которую  мы использовали для сравнения , была методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения», являлось выявление относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 2), что позволило нам составить диаграмму:

Рис.7 Виды мотивов учения у старших дошкольников по методике М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения».

 

 

По результатам повторного исследования мы видим, что преобладание учебного мотива увеличилось у  многих дошкольников, что в очередной  раз доказывает эффективность проведённых  занятий.

Следующая методика, которую  мы проводили, была методика М.Р. Гинзбурга  «Общее эмоциональное отношение  к школе».

Целью данной методики являлось выявление общего эмоционального отношения  к школе. Ребенку предлагается поиграть в игру. Игра состоит из прилагательных - антонимов, и ребенок должен сказать, кому больше подходит слово – школьнику  или дошкольнику.

Результаты исследования занесены в приложение 6 (таблицу 3), что позволило нам составить диаграмму:

Рис.8 Степень эмоционального отношения к школе у старших  дошкольников по  методике М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе»

 

По результатам данного  диагностирования мы также видим, что  занятия были эффективны. По сравнению  с результатами предыдущего исследования ,детей с отрицательным эмоциональным отношением к школе в данной группе не оказалось.

Если составить общую  диаграмму по вышеперечисленным  диагностикам, мы можем увидеть, что  преобладают дети со средним уровнем  развития и содержательным характером внутренней позиции школьника, с социальным, внешним и учебным мотивами, с положительным эмоциональным отношением к школе, что ещё раз показывает эффективность проведённых занятий.

 

Рис.9 Уровни сформированности интереса к школе у старших  дошкольников на контрольном этапе  исследования

 

 

Рис.10 Уровни сформированности интереса к школе у старших  дошкольников на начальном и контрольном  этапе исследования

Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного  возраста – одна из актуальных проблем  современной педагогики. Такой вывод  мы сделали, проанализировав педагогическую, психологическую и методическую литературу.

При отборе форм и методов  в работе с детьми мы опирались  на педагогические принципы (общие  исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения):

- целенаправленность процесса  воспитания положительного отношения  к школе на основе учета  возрастных особенностей детей;

- научно-обоснованное сочетание  разных видов деятельности (игра, труд, занятия);

- единство содержания  форм и методов работы по  воспитанию положительного отношения  к школе;

- личностно ориентированный  подход в процессе воспитания  положительного отношения к школе  детей дошкольников;

- принцип сотворчества  детей, педагогов и родителей  в совместном процессе «дети  – родители – сотрудники»;

- принцип доступности;

- принцип системности  и последовательности.

Таким образом, педагогические принципы, которыми мы руководствовались, выступают во взаимосвязи друг с  другом.

 

Выводы по второй главе

Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать  у него осознание положительное  отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге; стремление научиться читать.

Успешность  подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог  учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как  он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к  тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой  игры незаслуженно принижается. А между  тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится  сознание ребенка к предстоящим  изменениям условий жизни, отношений  со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Однако  не все, что дети узнают о школе, приводит к возникновению у них замыслов, перерастающих в творческую игру. Чтобы вызвать ее, особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью следует уделять таким  явлениям, которые воздействовали бы на их чувства. Надо не только сообщать но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках, возбуждать желание подражать им. Хорошо, если кто-либо из таких учеников выступит перед детьми подготовительной к школе группы и расскажет об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают в лагере.

Наблюдения за играми позволяют  педагогу определить, какие события  школьной жизни более всего волнуют  детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как  проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и  походу создания игрового образа. Такие  наблюдения помогут воспитателю  намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.

Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям  о том, чем занимаются ученики  в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать.

Таким образом, методы и приемы, применяемые  педагогом для ознакомления детей  со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять  и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая  им, ведя переписку с детьми других детских садов.

 

 

 

 

 

    


Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе