Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности воспитания у старших дошкольников интереса к школе
Задачи исследования
1. Проанализировать организацию педагогического процесса старших дошкольников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников;
3. Выявит уровень сформированности интереса к школе у старших дошкольников;
4. Определить эффективные методы и средства воспитания интереса к школе у старших дошкольников

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 172.49 Кб (Скачать файл)

Полученные нами результаты в ходе исследование предоставлены  в таблице 2 (Приложение 2):

  1. Внешние мотивы -  такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности.
  2. Учебные мотивы - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. 
  3. Позиционный мотив – это стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение
  4. Социальный мотив –  если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах
  5. Отметка - это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом 
  6. Игровой интерес – в основе данного интереса лежит игра

 

 

Результаты исследования занесли в таблицу 2 (Приложение 2), что позволило нам составить  диаграмму:

 

Рис.2 Виды мотивов учения у старших дошкольников по методике М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения».

Результаты свидетельствуют  о том, что большинство детей  преобладает с социальным мотивом, у половины детей присутствуют внешний  и учебный мотивы, чуть поменьше детей считают главным в обучении отметку и остальные дети руководствуются  позиционным и игровым мотивами.

Таким образом, о детях  данной группы можно сказать, что  у половины сложилось не правильное понимание о школе, у другой половины напротив сформировано чёткое понятие обучения, эти дети направлены на различные стороны учебной деятельности. Также мы видим, что некоторая часть детей считает, что главным в учебной деятельности является не усвоение определённых знаний, умений и навыков, а  оценивание. В данной группе есть дети, которые думают, что в школе такая же игровая система, как и в детском саду.

Следующая методика, которую  мы проводили, была методика М.Р. Гинзбурга  «Общее эмоциональное отношение  к школе».

Целью данной методики являлось выявление общего эмоционального отношения  к школе. Ребенку предлагается поиграть в игру. Игра состоит из прилагательных - антонимов, и ребенок должен сказать, кому больше подходит слово – школьнику  или дошкольнику.

В ходе данного исследования мы определили общее положительное  отношение к процессу обучения в  школе, которое  оценивается по преобладающему количеству прилагательных, имеющими положительную эмоциональную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т.е. положил в ранец.

Полученные нами результаты в ходе исследование предоставлены  в таблице 3 (Приложение 2):

  1. Преобладают положительные ответы – положительное эмоциональное отношение к школе
  2. Преобладают отрицательные ответы – отрицательное эмоциональное отношение к школе
  3. Количество положительных и отрицательных ответов совпадает – неустойчивое эмоциональное отношение к школе

 

 

Результаты исследования занесли в таблицу 3 (Приложение 2), что позволило нам составить  диаграмму:

Рис.3 Степень эмоционального отношения к школе у старших дошкольников по методике М.Р. Гинзбурга «Общее эмоциональное отношение к школе»

Данные результаты свидетельствуют  о том, что у большей части  группы 65% сформировано положительное  эмоциональное отношение к школе, 20% детей считают, что школа носит  отрицательный характер, и 15% детей считают, что и в школе и в детском саду одинаково хорошо.

По результатам трёх предыдущих диагностик, мы можем составить общую  диаграмму, на которой:

- по Методике «Расскажи  о школе» преобладают дети  со средним уровнем развития и содержательным характером внутренней позиции школьника

- по Методике М.Р.Гинзбурга  преобладает количество детей  с социальным, внешним и учебным  мотивами

- по Методике М.Р.Гинзбурга  «Общее эмоциональное отношение  к школе» преобладают дети  с положительным эмоциональным  отношением к школе

Рис.4 Уровни сформированности интереса к школе у старших  дошкольников на первом этапе исследования

Таким образом, с того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание — стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития — младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Построение деятельности нужно проводить с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали  все новые вопросы и ставились  все новые задачи, которые становились  бы неисчерпаемыми на данном занятии. Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают  особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать. При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив. 
 
Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

 

 

2.2 Методы и средства воспитания интереса к школе у старших             дошкольников.

Познавательный интерес  – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова.

Развитие познавательного  интереса предполагает получение новых  знаний и умений. На передачу различных  знаний и умений, в том числе  интеллектуальных направлены занятия  в детском саду. [39, с.34]

По мнению Лисиной М.И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это  общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности  ориентировки в новых ситуациях  при решении новых задач. [40, с.38]

Условие развития познавательного  интереса – это практические и  исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Организация познавательных действий должна опираться на уже  развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность  в общении с взрослыми –  одобрение действий, поступков, суждений, мнений.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного  воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие  развития любознательности – широкое  ознакомление детей с явлениями  окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к  ним. [41, с .21]

Интересы и способности  ребенка не являются врожденными, а  раскрываются и формируются в  деятельности – познавательной и  созидательно – продуктивной. Для  того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Например, мальчика интересуют птицы: их внешний вид, повадки, разнообразие. Нужно посоветовать родителям прочитать ребенку книги, показать картинки, наблюдать за птицами непосредственно в природе. [42, с. 52]

Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые  не проявляют интереса не потому, что  они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение  других детей.

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель  учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать  поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые  могут осложнить привыкание к  новым условиям школьного обучения.

К детям-флегматикам, холерикам, сангвиникам, меланхоликам требуются  разные подходы, т.к. все они имеют  разные индивидуальные особенности. [43, с.23]

С позиции предстоящего школьного  обучения очень важно, чтобы найденная  воспитателем эффективная тактика  индивидуального подхода к детям  получила свое дальнейшее развитие в  семье и соответствующем подходе  к ним учителей.

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу  в группе, укрепляет культуру общения  детей между собой, их дружеские  контакты составляют важное условие  подготовки ребят к школьному  коллективу.

Если воспитатель заботится  об установлении в группе отношений  дружеского доверия и симпатии, то он должен:

  • постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение;
  • эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопонимания и контакт;
  • сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания. [44, с.19]

Обязательным условием возникновения  познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия  и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие  путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно  сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение  содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета.

На ступенях дошкольного  детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок  обратил на них внимание, проявил  к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых  он «рассказывает о себе», т.е. наиболее полно обнаруживает различные свои свойства.

Для опытного воспитателя  вопрос ребенка свидетельствует  об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить  явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. В вопросе заложена потребность  принять связь известного, знакомого  с новым. Дети часто задают вопрос о том, что им уже известно, но в чем они хотят утвердиться. желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает задавать вопрос. Способность задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни следует всемерно развивать, использовать для воспитания познавательной активности. Однако ограничиться этим нельзя. Используя потребность в знании, воспитатель должен направлять пытливость ребенка, вооружить его способами самостоятельного поиска ответа. [45, с.48]

Ответы на вопросы детей  не должны носить категорического характера  в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой  беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и  явлениям, увидеть не только внешние  признаки, но и связи. Ответ ребенку  не всегда может быть дан в прямой форме: иногда его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через  художественный образ. Нужно уметь  из потока вопросов ребенка извлечь  главное и направить детскую  мысль на правильный путь.

Важно обращаться с вопросами  к детям. Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает  к сравнению, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в новых  знаниях.

При правильно организованном обучении дети старшего дошкольного  возраста с большим удовольствием  выполняют трудные задания, которые  вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.

Таким образом, у детей  наблюдается стремление расширить  познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес  к новым источникам информации, потребность  утвердиться в своем отношении  к окружающему миру. [46, с.25]

Однако имеющиеся у  детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют  ему полноценно справиться с потоком  поступающих сведений. Поэтому большое  значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в  детском саду является творческая мысль  педагога, направленная на поиски эффективных  методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей. [47, с.55]

Для повышения заинтересованности детей в обучении в школе, желания  идти в школу, а также уточнения  мотивов обучения в школе мы провели  ознакомительное занятие на тему: «Скоро в школу мы пойдем» (приложение №3).

Наблюдая за детьми в ходе проведения занятия мы выявили, что дети проявляют интерес к школе, выражают свои мысли о значении обучения в школе, но не могут точно высказать свои мысли о желании идти в школу и значимости их обучения. Особенно трудно это было выразить детям с низким интересом к школе. Зато дети со средним уровнем желания идти в школу проявили хорошую заинтересованность в теме занятия, были активны.

Для дальнейшего закрепления  интереса к школе и желания  ее посетить мы провели еще одно занятие на тему:«Дети, в школу собирайтесь» (приложение №4), Важным моментом в занятии для нас было провождение описания картины «Дети идут в школу».

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе