Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях

2.1 Процедура и методика исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воспитание в национальных традициях дошкольников(2).doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

 

Доброе дело два века живёт.

 

8. Тема: «Русская рубаха»

 

Цели и задачи мероприятия:

 

§ познакомить детей с русскими народными играми, забавами, с русским народным костюмом, с русской рубахой;

 

§ донести до понимания городских  детей назначение предметов крестьянского  быта;

 

§ воспитывать любовь к народным традициям, а также развивать  ловкость, быстроту, реакцию в ходе игр праздника;

 

§ сопутствующая задача - научить  детей достойно проигрывать и  выигрывать в различных конкурсах.

 

Подготовительная работа: представитель  краеведческого музея проводит беседу на данную тему. На занятии по рисованию  можно расписать шаблон русской рубахи. Следует также ознакомить детей с историей русского костюма по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Материал: главный символический элемент праздника - русская рубаха (большого размера; крепится на центральной стене зала). Для каждого участника праздника готовятся русские костюмы. Нужны бельевая веревка, прищепки, лошадки на палочках (две штуки), валенки, жар-птица (две штуки, изготовлены из картона), заготовки для украшения русской рубахи. Надо приготовить аудиозапись русских народных мелодий и частушек. Можно использовать матрешку из картона в рост человека, платки расписные, а также технические средства обучения.

 

Ход занятия:

 

Зал украшен в русском народном стиле. На центральной стене закреплена русская рубаха (сшита либо из старых штор, либо из тряпичных мешков). Центральная стена закрыта шторами до окончания присказки. На боковой стене закреплена Матрешка, у которой из одной руки в другую протянута веревка. На веревку будут вешаться расписные платки - призовые очки за удачно выполненные задания. На середину зала выходит ведущий.

 

Ведущий: Начинается наш рассказ: мы покажем всем, всем, всем.

 

Про девиц наших красных 

 

Да про добрых молодцев

 

Разговор говорить хорошо,

 

Да пора и начинать.

 

Группа ребят показывает сказку «Царь и рубашка» (присказка), главным героем которой является русская рубаха. По окончании сказки открываются шторы. Под русскую народную мелодию входят взрослые и дети в спортивной форме. Взрослые в руках держат бельевую веревку, на которой висят русские народные рубахи для мальчиков и сарафаны для девочек.

 

Ведущий: Нынче развлечение у  нас. Поглядите сколько нас. Ой, сколько  пришло, сколько привалило. Десять смеющихся, да десять улыбающихся, Да десять в  череду ожидающих, Да рубаху одевающих.

 

Дети надевают костюмы (кто быстрее  это сделает, мальчики или девочки?). За победу (мальчиков или девочек) ведущий вешает на матрешку расписной  платок.

 

Ведущий: Какой праздник без веселых  песен, хороводов?!

 

Первый участник (ребенок):

 

Нам давно бы встать,

 

Нам кругом походить,

 

На людей посмотреть

 

Да себя показать.

 

Ведущий: Так выходите, покажите.

 

Второй участник: Да без музыки не выходит. Ни песню не запоешь, ни пляску не заведешь.

 

Хоровод по выбору музыкального руководителя исполняет танец, например композицию «Пряха».

 

Ведущий: Какой русский не любит  быстрой езды! Проведем-ка мы конкурс-эстафету «Русские тройки».

 

Ведущий задает вопрос детям: Что носили наши прадеды и прабабушки 100 или 200 лет назад?

 

Ответы детей: рубаху, шаровары, платки, тулупы, шапки-ушанки, валенки.

 

Группа ребят исполняет танец  «Валенки».

 

Ведущий: Валенки были основной обувью у русского народа в зимнее время. Перейдем к конкурсу «Валенки-скороходы» или «Стрелец-удалец».

 

Ведущий:

 

А вот девчонки-веселушки,

 

Пропоют сейчас частушки.

 

В старину у хорошего хозяина  на дворе было много животных. Посмотрим  какие.

 

Инсценировка песни «У дедушки  Егора».

 

Ведущий проводит конкурс «Доярки»

 

Ведущий: Отгадайте загадку: Птица. Неча молвит, так красива. А хвост  ярким пламенем сверкает.

 

Ребята угадывают: Жар-птица.

 

Ведущий проводит конкурс «Жар-птица». После последнего конкурса под русскую  народную музыку со стены снимается  русская рубаха и раскладывается на полу. Воротник должен быть направлен  к стене, а подол к центру зала. Девочки влезают в левый рукав рубахи и вылезают из подола, мальчики соответственно влезают в правый и тоже вылезают из подола.

 

Ведущий: Вот какая рубаха, все  в нее поместились. Только мы с  вами нарядные, а рубаха нет. Сейчас мы ее попытаемся сделать нарядной.

 

Дети и взрослые отделывают рубаху специальными заготовками, изготовленными преподавателем по изобразительной  деятельности. Отделка накладывается  на воротник, манжеты рукавов, подол. Затем все участники праздника  поднимают рубаху.

 

Ведущий: Посмотрите, какая нарядная, замечательная получилась у нас рубаха. Вот и празднику конец, а кто участвовал или видел его, молодец.

 

Дети и взрослые выносят рубаху под русскую народную мелодию  из зала.

 

Тест-опросник по теме:

 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа

 

1. Какие предметы домашнего обихода  можно было увидеть в крестьянской  избе? (Чугунок, ухват, кочерга  и т. п.)

 

2. Что считается  самым главным в крестьянской  избе? Почему? (печь)

 

3. Какую  одежду носили на Руси женщины? Мужчины?

 

4. Назовите  головные уборы, которые носили  девушки, женщины, мужчины?

 

5. Назовите  основные праздники, которые проживали  на Руси.

 

6. Какие  блюда готовились на Руси и  из чего?

 

7. Назовите  жанры устного народного творчества (с примерами)?

 

8. В каком  порядке садились за стол? Кто  садился первым? Почему?


Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста