Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях

2.1 Процедура и методика исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воспитание в национальных традициях дошкольников(2).doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

 

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

 

Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 

Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

 

- взвешенный подход к конструированию  содержания дошкольного образования  (включение парциальных программ  по приобщению детей к родной  культуре в реализацию базовой комплексной программы);

 

- определение базовых направлений  в работе с детьми, раскрывающих  окружение ребёнка предметами  национального характера, использование  фольклора во всех его проявлениях  (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

 

- совместная деятельность родителей  и педагогов, реализующая требования  целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

 

- использование разнообразных  технологий организации деятельности  детей на занятиях, в игре, свободной  деятельности с помощью разнообразных  средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

 

В практической части исследования подтверждены эффективность разработанных условия, определены критерии сформированности представлений детей о национальных традициях. В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности, разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в национальных традициях.

 

В результате анализа экспериментальных  данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

 

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

 

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение  к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

 

По результатам изучения практики воспитания в ДОУ мы констатировали, что вопросы приобщения детей  к традициям народа не находят  достаточного отражения в широкой  практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.

 

Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%). Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

 

По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.

 

Данные, полученные по завершению внедрения  педагогических условий ознакомления с национальными традициями детей  старшего дошкольного возраста позволяют  констатировать позитивные изменения  в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.

 

Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами  исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.

 

 Список использованной литературы

 

1. Акимова, Ю. Корни национальной  памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

 

2. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников  с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с. 

 

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников  к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

 

4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура  воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический  путь. Проблемы и перспективы  развития. Материалы межрегиональной  научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.

5. Архарова, Л.И. Воспитание на  народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы  народов, веротерпимости. Материалы  Всероссийской научно-практической  конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

 

6. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная  педагогика: ее воспитательные возможности  в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - №  1 (8). - С. 15-18.

 

7. Безрукова, Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - С. 55-59.

 

8. Белкин, А. С. Основы возрастной  педагогики: Учебное пособие для  студентов высших педагогических  учебных заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

 

9. Богомолова, М.И. Интернациональное  воспитание дошкольников: Учебное  пособие для студентов педагогических  институтов по специальности  № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

 

10. Бондаревская, Е.В. Ценностные  основания личностно-ориентированного  воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

 

11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация  в контексте функционирования  народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

 

12. Вопросы психологии ребенка  дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж;  Под ред А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.

 

13. Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых  документов, научно-методических, организационно-практических  материалов по проблемам воспитания./ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 384с.

 

14. Всеобщая декларация прав  человека. Конвенция о правах  ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.

 

15. Выготский, Л.С. Собр. сочинений.  В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.

 

16. Выготский, Л.С. Собр. сочинений.  В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С.  Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-386.

 

17. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67-73.

 

18. Давыдова, О.И. Этнопедагогический  подход в работе детских садов  / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67). - С. 10.

 

19. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая  подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

 

20. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об  истории и культуре России: пособие  для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.

 

21. Евстратова, Л. Опыт формирования  духовной культуры детей в  контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.

22. Запорожец, А.В. Избранные психологические  труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие  ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285 [Р. III. Проблемы развития психики].

23. Зеньковский, В.П. Психология  детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 297 с.

24. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные  материалы" в русской народной  педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.

25. Интеллектуальное развитие и  воспитание дошкольников: Учебное  пособие для студентов педагогических  вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

26. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.

27. Кожанова, М.Б. Педагогический  процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

29. Коломийченко, Л. Программа социального  развития: подготовительная к школе  группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ  ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

30. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России  в документах и материалах: Сборник  действующих нормативно-правовых  документов и программно-методических  материалов. - М., 2001.

31. Косенко, Ю.Н. Основные аспекты профессиональной подготовки будущих воспитателей в диссертационных работах конца 20- начала 21 столетия (на материалах исследования украинских учёных) / Ю.Н. Косенко // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 457-460.

32. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.

 

33. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика  народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.

 

34. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском  саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 35-40.

 

35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические  произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 319 с.

 

36. Лунина, Г.В. Гуманистические  идеи русской народной педагогики  в воспитании оптимистического  мироощущения у дошкольников / Г.В.  Лунина. - М.,1995. - 192 с.

 

37. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.

 

38. Михайленко, А. Введение дошкольника  в мировую культуру: парциальная  программа духовно-нравственного  воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.

 

39. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство,  отрочество: Учебник для студентов  вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 456 с.

 

40. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для  студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.

 

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. пед. вузов / Р.С. Немов  / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.

 

42. О реализации проектов в  2005 году в рамках государственной  программы "Патриотическое воспитание  граждан Росийской Федерации  за 2001-2005 годы": приказ Федерального  агенства образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.

 

43. Парамонова, Л.А. Воспитание и  обучение детей шестого года  жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.

 

44. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч:  образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 1. - С. 33-34.

 

45. Писарева, А. Е. Русские культурные  традиции и нравственно-патриотическое  воспитание дошкольника / А. Е.  Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1

Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста