Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях
1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях
2.1 Процедура и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Организация занятий
с детьми.
«Своя хатка - родная матка».
Цель: Познакомить детей
с жилищем русского народа;
дать представление о
русской избы; о профессии плотника;
инструментах плотника.
Рисование: «Русская изба».
Цель: Развить у детей
творческие способности
при изображении русской
избы; передать её своеобразие;
закрепить знания об элементах
декора русской избы.
Пословицы о труде.
1. Проживание праздника «Осенины»
2. Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени».
Совместная деятельность.
Конструирования макета избы по плану из деревянного строителя.
Драматизация потешки: «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки».
Подвижная народная игра «Колышки».
Самостоятельная деятельность.
Д\и «Построй избу», «Помоги плотнику».
Д\и «Укрась избушку узором».
Октябрь
Организация занятий
с детьми.
«Без печи хатка - не хатка».
Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функциях главного в избе - печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда.
Работа с глиной «Горшки».
Цель: Познакомить детей с материалом - глина; научить детей приёмам лепки из глины.
1. Пословицы о труде.
2. Рассказывание русской
Проживание праздника «Покров».
Пение: «Лиса рожью шла»;
«Как у наших у ворот».
Совместная деятельность.
Сюжетно - ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья).
Д\и «Помоги гончару».
Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк».
Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял».
Самостоятельная деятельность.
Д\и «Печь».
Ноябрь
Организация занятий с детьми.
«Все вместе и печки, и лавочки».
Цель: Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол.
Рисование: «Украсим стены и двери в избе».
Цель: Познакомить детей с народными промыслами.
Отгадывание загадок о предметах быта.
Проживание праздника: «Кузьминки».
Пение: «Вот те гребень, вот те лень».
Совместная деятельность.
Конструирование мебели для макета избы.
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Подвижная народная игра: «На горе-то мак».
Самостоятельная деятельность.
Обыгрывание ситуации с атрибутами на макете избы.
Рассматривание иллюстраций
Изготовление настольного
Слушание в грамзаписи танцевальные наигрыши на гармошки, шуточные песни.
Декабрь
Организация занятий
с детьми.
«Подворье».
Цель: Рассмотреть макет «Усадьбы» (амбар, загон, навес); рассказать об их значении в жизни домашних животных (корова, лошадь, овца и др.)
Лепка из глины:
Игрушка «Лошадка».
Цель: Познакомить детей с
Чтение отрывок из былин «Добрыня и змей», «Садко».
Подготовка к Святкам.
Пение: «Баусень», «Пчёлочка златая», «Здравствуйте, с новым годом».
Совместная деятельность.
Конструирование хозяйственных построек по схемам.
Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри».
Подвижная игра «Олень».
Самостоятельная деятельность.
Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных.
Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье».
Использование сюжета былин в театрализованной деятельности.
Январь
Организация занятий
с детьми.
«Была б мука да сито, и сама б я была сыта».
Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них.
Лепка из глины: «Барыня».
Цель: Познакомить детей со способом лепки народной игрушки «Барыня».
Отгадывание загадок о крупах.
Проживание праздника «Святки»
Пение: колядные песни.
Совместная деятельность.
Приготовить вместе с детьми затируху; попробовать готовое блюдо.
Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись).
Заучивание потешки: «Ладушки - оладушки».
Подвижная игра «Как у дяди Трифона».
Самостоятельная деятельность.
Д\и «Приготовь кашу».
Февраль
Организация занятий
с детьми.
«В меду да в масле и лапоть съешь».
Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления.
Рисование «Я был на Масленице» или «Едет Масленица».
Цель: Закрепить знание детей о празднике масленица; всколыхнуть положительные эмоции от праздника; учить способам рисования.
Пословица «В меду да в масле лапоть съешь».
Проживание праздника «Масленица».
Пение: «Едет Масленица», «Блины».
Совместная деятельность.
Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные)
Коллективная работа из глины «Праздничный стол».
Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
1. Прослушивание масленичных
2. Подвижная игра «Мак
Самостоятельная деятельность.
Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний.
Игра - драматизация по русской народной сказке «Каша из топора».
Март
Организация занятий
с детьми.
«Как рубашка в поле выросла».
Цель: Рассказать детям о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают, прядут, ткут, шьют.
Рисование: «Жаворонки прилетели к нам».
Цель научить детей рисовать разными способами птиц; вызывать положительное отношение к вернувшимся птицам с юга.
Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла».
Проживание праздника «Сороки».
Пение: заклички «Жаворонушки».
Совместная деятельность.
Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.).
Рассматривание репродукций о весне.
Подвижная игра «Мужичок».
Самостоятельная деятельность.
Изготовление с родителями скворечника.
Слушание «Голоса птиц».
Апрель
Организация занятий
с детьми.
«Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк».
Цель: Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, Плоток, опоясок, кокошник и т. д.).
Рисование: «украсим сарафан девице».
Цель «Познакомить детей какими узорами украшались сарафаны, рубахи; научить приёмам декоративного рисования.
Рассказывание русской народной сказки «Ховрошечка».
Весенние хороводы «Улица широкая», «Как у нас было на Дону».
Совместная деятельность.
Д\и «Соберём приданное девице».
Пословицы о труде.
Подвижная игра «У медведя во бору», «Я на бочке сижу».
Самостоятельная деятельность.
Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами.
Д\и «выложи узор по подолу сарафана».
Май
Организация занятий
с детьми.
«Оберег».
Цель: Познакомить детей с оберегами и главной функции оберегов - защитной.
Изготовление бус из глины.
Цель: Научить детей способам лепки бусинок из глины, сборке их на нитку.
Подготовка к троице.
Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька».
Совместная деятельность.
Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки».
Самостоятельная деятельность.
Рассматривание сундука с
Выводы по второй главе
В процессе опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения детей к национальным традициям. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.
Результаты беседы помогли выявить
представления детей о
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.
Результаты формирующего эксперимента
показывают, что к концу опытно-
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.
Заключение
В ходе теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях нами определены следующие положения.
1. Психологические особенности
детей дошкольного возраста
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
2. Педагогические условия
- место и роль национальных
традиций в воспитании детей,
основные подходы к
- организацию педагогического
процесса по ознакомлению
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста