Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях

2.1 Процедура и методика исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воспитание в национальных традициях дошкольников(2).doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

 

46. Ромашина, С.Я. Моя малая Родина  Барнаул: [для детей дошкольного  и младшего школьного возраста] / С. Я. Ромашина, Л. И. Шварко, Л. А. Никитина. - Барнаул: Алтайская  неделя плюс, 1999. - 102 с.

 

47. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому  обогащению личности ребенка  через приобщение его к истокам  русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа  // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680

 

48. Федорова, С. Этнокультурная компетентность  педагога / С. Федорова // Дошкольное  образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября  2002 г.).

 

49. Фролова, А. Прикоснуться к  истокам культуры предков / А.  Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное  воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.

 

50. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной  культуры и учебно-воспитательного  процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра  пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с. 

 

51. Хрипунова, Т. М. Освоение  русской народной культуры как важный этап воспитания будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.

 

52. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84.

 

 Приложение 1

 

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и  оценить интерес своего ребенка  к историческому прошлому нашей  страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

 

№ п/п 

Вопросы анкеты 

Да 

Нет 

Затрудняюсь ответить 

Примечание 

 

1. 

Поддерживается ли интерес в  семье к историческому прошлому своей Родины?      

 

2. 

Рассказывается ли детям о традициях  своей семьи и предков?     

 

3. 

Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам города?     

 

4. 

Читают ли родители своим детям  книги о историческом прошлом  русского народа?     

 

5. 

Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи о историческом прошлом русского народа?     

 

 

Большое спасибо за искренний ответ!

Приложение 2

 

СХЕМА

 

наблюдения за поведением ребенка

 

Параметры наблюдения 

Поведенческие проявления 

Оценка 

Примечания 

 

1. Интерес к судьбе своего народа и страны    

 

2. Неравнодушие к событиям, происходящим  в стране    

 

3. Стремление в будущем к труду  на благо своего Отечества    

 

4. Интерес к истории страны  и ее традициям    

 

5. Использование усвоенных представлений  в самостоятельной деятельности и игре    

 

 

Приложение 3

Дидактический материалы по приобщению детей к народным традициям (использованы материалы сайта «Все для детского сада» // http://www.ivalex.vistcom.ru/prrabstavr.htm)

Тема: Илья Муромец и Соловей  Разбойник.

1. Рассказ воспитателя с показом  иллюстраций "Былины - кладезь  народной мудрости".

 

Цель: Дать детям представление  о былинном эпосе: его происхождении, авторстве, содержании. Вызвать интерес  к русскому народному творчеству. Обогатить словарь детей словами: Древняя Русь, русичи, былины.

 

Материал: Иллюстрации.

 

Ход: Воспитатель рассказывает и  показывает иллюстрации: Сегодня мы начнём удивительное путешествие, которое, я уверена, навсегда запомнится вам. Пройдут годы, вы станете взрослыми  людьми, но герои, с которыми вы встретитесь в наших путешествиях, будут сопровождать вас всю жизнь.

 

Итак, сегодня мы начнём путешествие  по русским былинам. Если вы спросите меня: "Что же такое былина?", - я, наверное, не смогу ответить точно. Это и сказка и быль одновременно, и песня, и стих, и просто повествование. Здесь вас будут ждать самые невероятные встречи и приключения: вместе с русским богатырём Ильёй Муромцем вы сразитесь с непобедимым Соловьем Разбойником; а с богатырём Добрыней Никитичем освободите из плена красавицу Забаву Путятичну; побываете на дне морском вместе с новгородским купцом Садко и выручите из темницы князя Ставра Годиновича с помощью кос его мудрой жены Василисы Микуличны.

 

Так, кто же придумал эти удивительные истории? У них нет одного автора. Их сочинял русский народ. Сочинял в те древние времена, когда наша Родина - Россия - называлась Русью. Это было очень давно. Тогда ещё не было письменности, люди не могли записать то, что они сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Рассказчики старались передать услышанное слово в слово, поэтому былины дошли до нас через многие-многие времена почти без изменений. Через былины мы узнаём, как жили люди в Древней Руси, какие события там происходили.

2. Рассказ воспитателя с использованием  иллюстраций и реальных предметов  "Путешествие по Русской избе".

 

Цель: Формировать представления  о предметах быта в Русской  избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

 

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта, характерные для Древней  Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

 

Ход: Воспитатель рассказывает детям  о предметах быта в русской  избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

 

Воспитатель: Входя в избу, волей-неволей  каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

 

Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

 

Без печи хата - не хата.

 

С печью связаны весь быт, вся  жизнь крестьянина. Народ недаром  наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

 

Когда в печи жарко - тогда и варко.

 

Печь не только обогревала избу. В  печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого  делалась специальная лежанка.

 

Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.

 

Другой, левый от печи угол, назывался  красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей.

 

Русский народ всегда славился своим  гостеприимством:

 

Что есть в печи - всё на стол мечи.

 

Не красна изба углами, а красна пирогами.

 

Умей в гости звать, умей и  угощать.

 

На столе в избе всегда стоял  горячий самовар. Послушайте загадку:

 

У носатого, у Фоки

 

Постоянно руки в боки.

 

Фока воду кипятит, и как зеркало  блестит.

 

Самовар изобрели очень давно в  городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

 

Воспитатель приглашает попить чаю  из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.

 

Хлебом-солью привечаем,

 

Самовар на стол несём.

 

Мы за чаем не скучаем,

 

Говорим о том, о сём.

 

Во время чаепития воспитатель  рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.

 

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

 

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

 

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

 

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

 

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

 

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью.

 

Материал для лаптей было найти  нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

 

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

 

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

 

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

 

Носились лапти недолго: в горячую  крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.

 

В дорогу идти - пять пар плести.

 

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько  рублей). Отсюда их доступность и  распространённость.

3. Чтение загадок, пословиц, поговорок  о силе, смелости, храбрости русских богатырей.

 

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию  того, что в каждой пословице, поговорке  заключена народная мудрость.

 

Ход: Воспитатель предлагает послушать пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

 

Храбрый побеждает - трус погибает.

 

Смелость города берёт.Кто храбр - тот и жив.

 

Кто смел, тот и цел.

4. Разучивание русской народной  подвижной игры"Петушиные бои"

 

Цель: Развивать ловкость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры: не становиться на две ноги, одну руку держать за спиной. Поощрять дух соперничества.

 

Материал: Мелок.

 

Ход: На полу чертится круг, двое ребят  становятся друг перед другом на одной  ноге (другую ногу сгибают в колене и поддерживают рукой). По сигналу воспитателя дети начинают осторожно выталкивать друг друга плечом. Тот, кто остался в кругу - тот выиграл.

5. Разучивание русской народной  подвижной игры "Слепой козёл".

 

Цель: Развивать слуховое внимание, ловкость.

 

Ход: "Жмурке" завязывают глаза  и подводят к двери. Он стучится в  неё, а играющие спрашивают: "Кто  там?". "Слепой козёл", - отвечает "жмурка".

 

Играющие все вместе говорят:

 

Козёл слепой,

 

Не ходи к нам ногой.

 

Иди в кут,

 

Там холсты ткут,

 

-Тебе холстик дадут!

 

Недовольный козёл снова стучит в дверь."Кто там?". "Апанас!", - отвечает козёл. "Апанас, ищи нас!", - с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и  старается кого-то поймать. Играющие увёртываются, а пойманный игрок  становится "жмуркой".

 

6. Состязание в ловкости, силе, выносливости "Будь отважным, не теряйся,  сзади всех не оставайся".

 

Цель: Упражнять детей в ловкости, силе, выносливости. Воспитывать чувство  здорового соперничества, взаимопомощи.

 

Ход: Воспитатель предлагает организовать состязание. Для этого детей делят на две команды.

 

Примерные игры-эстафеты.

 

1. "Попади в цель"

 

2. "Не упади" (ходьба по мягкому  бревну с закрытыми глазами).

 

3. "Перетяни канат", "Отжимание".

 

4. "Будь ловким" (пролезание  в обруч, перепрыгивание через "ров").

 

5. "Определи на слух" (определение  с помощью слуха предметов,  издающих звуки).

7. Чтение пословиц и поговорок  о добре и зле.

 

Цель: Познакомить детей с пословицами, поговорками русского народа о добре  и зле. Подвести к пониманию того, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.

 

Ход: Воспитатель предлагает послушать  пословицы, поговорки и поразмышлять над их содержанием.

 

Жизнь дана на добрые дела.

 

Учись доброму - худое на ум не пойдёт.

 

Добру расти, а худу ползком ползти.

 

Добро наживай, а худо изживай.

 

Добро на худо не меняют.

 

Доброго чти, а злого не жалей.

 

За добро плати добром.

 

Добро помни твёрдо.

 

Добро творить - себя веселить.

 

Добра желаешь - добро и делай.

 

Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.

 

Не ищи красоты, ищи доброты.

 

Не хвались серебром, а хвались  добром.

 

Добрый человек придёт, словно свету  принесёт.

 

Добрый скорее дело сделает, чем  сердитый.

Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста