Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях
1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях
2.1 Процедура и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Выводы по первой главе
Специфика воспитания детей старшего
дошкольного возраста обусловлена
основными приобретениями ребенка
и дидактической
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к
- определение базовых направлени
- совместная деятельность
- использование разнообразных
технологий организации
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работы по проверке
2.1 Процедура и методика
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Разные виды деятельности предусматривают освоение каждым дошкольником духовного наследия предыдущих поколений.
Задачи:
1. Разработаны диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций.
2. Апробировать авторские
3. Изучить степень освоения народ
4. Сделать выводы о проделанной
работе и предложить
Методы исследования.
В ходе работы были подобраны следующие методики:
I. Анкетирование родителей,
Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Поддерживается ли интерес
в семье к историческому
2. Рассказывается ли детям о
традициях своей семьи и
3. Совершаются ли совместные с ребенком прогулки по памятным местам города?
4. Читают ли родители своим детям книги об историческом прошлом русского народа?
5. Просматривают ли родители
вместе со своими детьми
Образец бланка анкеты содержится в Приложении 1.
II. Опрос
детей, целью которого
III. Наблюдение за поведением детей с целью выявления особенностей поведенческие проявлений в области народных традиций. Для определения особенностей поведенческих проявлений в области национальных традиций предполагалось использование вариативной информации, которая бы отражала объективный характер поведения ребенка в процессе ежедневного общения. Предполагалось, что объем полученной информации позволит сделать вывод о сформированности у детей интереса к изучаемой проблеме и применении усвоенной информации в самостоятельной деятельности, играх с другими детьми.
Образец-бланк схемы наблюдений содержится в Приложении 2.
В исследовании определены показатели
и уровни усвоения традиций народа
для детей старшего дошкольного
возраста. Исходные критерии определялись
наличием представлений о традициях,
интереса к ним и реализацией
имеющихся представлений в
Основанием для их характеристики
послужили следующие
* правильность и полнота
* наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
* наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень
Констатирующий этап работы осуществлялся
по двум направлениям: выявление наличия
у старших дошкольников интереса,
представлений о традициях
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Диагностическая карта
Ф.И. ребёнка
Представления о традициях родной культуры
Проявление интереса к объектам культуры
Использование в самостоятельной деятельности и игре народных традиций
Исследование проводилось в дошкольном учреждении № г. Москвы.
В обследовании участвовало 90 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей и 10 педагогов.
Поставленные задачи решались с
помощью разнообразных методов
научно-педагогического
На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
Педагогическая технология приобщения
дошкольников к народным традициям
строилась на основании следующих
подходов: вовлечение детей в разнообразные
виды деятельности (специально-организованное
общение, учебно-познавательная, изобразительная,
музыкальная при сохранении приоритета
игровой, включающей сюжетно-ролевую,
театрализованную); интеграция различных
видов искусств (музыкального, танцевального,
декоративно-прикладного) при опоре на
фольклор; использование взаимодействия
в системе "воспитатель-ребенок-родитель"
Формы взаимодействия педагога с детьми
1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):
· ознакомление с предметным миром;
· устное народное творчество;
· декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
· народные игры и хороводы;
· ознакомление с историей Руси, Москвы.
2. Совместная деятельность
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:
Создание атмосферы
Широкое использование фольклора.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Знакомство с историей Руси, Москвы.
Одно из приоритетных направлений работы детского сада - ознакомление детей с историей Руси, Москвы. Старшим дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Москвы, Кремля с их достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу.
Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста