Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:43, дипломная работа

Описание работы

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях

1.1 Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

1.2 Национальные традиции и культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия эффективного воспитания детей в национальных традициях

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий воспитания детей в национальных традициях

2.1 Процедура и методика исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

воспитание в национальных традициях дошкольников(2).doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

 

На формирующем этапе педагогического  эксперимента мы исходили из того, что  эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при  условии, когда оно естественно  вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.

 

Основанием для определения  логики построения эксперимента был  выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

 

Особенность методики заключалась  в том, что освоение детьми намеченного  содержания осуществлялось с помощью  различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает  окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).

 

Отсюда запланированные игры и  занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.

 

Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:

 

· Предварительная работа;

 

· Сценарий совместной деятельности;

 

· Итоговая совместная деятельность.

 

Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

 

В предварительную работу обязательно  включается чтение былины с последующей  беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут  входить следующие виды деятельности:

 

· Разучивание русских народных подвижных игр;

 

· Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

 

· Театрализованная деятельность;

 

· Дидактические и настольно-печатные игры;

 

· Музыкально-ритмическая деятельност2ь;

 

· Этюды на создание выразительных  образов.

 

Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.

 

После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.

 

Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

 

Для подведения итога очередного этапа  работы, после знакомства детей с  тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам  итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов  исследования

 

Результаты беседы помогли выявить  представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.

 

Для определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к культуре.

 

Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам родной культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.

 

В целях изучения умений старших  дошкольников использовать представления  о традициях родной культуры в  самостоятельной деятельности исследовалась  игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.

 

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.

 

На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме исследования.

 

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень  у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.

 

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей  и педагогов к проблеме исследования.

 

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение  к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

 

Анкетирование педагогов позволило  прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления  о традициях своего народа, о необходимости  использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.

 

Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в  представлениях дошкольников о традициях  предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.

 

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной групп представлены в таблице.

 

Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной  работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).

 

Сравнение результатов в экспериментальной  и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%.

 

На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий - на 14%, средний - на 13%, низкий - на 26% (см. таблицу).

 

Таблица

 

Результаты усвоения дошкольниками  традиций народа, %

 

Критерии приобщенности к национальным традициям 

Уровни усвоения национальных традиций 

Констатирующий эксперимент 

Контрольный эксперимент 

 

Контр. гр. 

экспер. гр. 

контр, гр. 

экспер. гр. 

 

Представления о национальной культуре 

высокий средний низкий 

2 51 47 

3 57 40 

3 53 44 

17 63 20 

 

Интерес к традициям 

высокий средний низкий 

8 50 42 

12 55 33 

10 47 43 

15 68 17 

 

Умение использовать представления  в самостоятельной деятельности 

высокий средний низкий 

0 43 57 

2 55 43 

4 52 44 

18 66 16 

 

Усвоение традиций народа 

высокий средний низкий 

0 47 53 

3 55 42 

3 53 44 

17 66 17 

 

 

 

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.

 

2.3 Выводы и рекомендации по  итогам исследования

 

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:

 

· культурное пространство города (в  том числе экскурсии, посещение  музеев и др.);

 

· предметно-развивающую среду;

 

· расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;

 

· знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;

 

· знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

 

Кроме этого в практику работы с  детьми следует включать:

 

· народные игры, народные игрушки и национальные куклы;

 

· организацию выставок и мини-музеев;

 

· совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов);

 

· переписку с детьми других стран.

 

В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

 

Одним из ведущих направлений в  работе педагога с детьми должно стать  стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.

 

Организация работы с детьми в старшем  дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

 

Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.

 

По результатам исследования с  опорой на перспективный план работы ДОУ нами разработан план-программа  по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.

 

Специфика данного плана состоит  в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного  образования для повышения информированности  детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.

 

Форма взаимодействия

 

педагога с детьми 

Содержание взаимодействия педагога с детьми. 

 

Ознакомление с 

 

предметным миром 

Декоративно-прикладное

 

искусство 

Устное народное

 

творчество 

Музыкальный фольклор;

 

подвижные игры 

 

Сентябрь 

 

Информация о работе Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста