Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение………………………………………………  ………      с.     
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества………   с.
  I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников  …  с.   
  I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте ……………………………………………………..   с
 
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ………..      с.
2.2. Уровни эстетического восприятия  …………………     с.
 
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
 3.I. Опытно-экспериментальная работа  …………………   с.
3.2. Контрольный  эксперимент ……. ……………………    с
 
Заключение  …………………………………………….     
 
 
Список литературы………………………………………
ВКР Восприятие художественных произведений дошкольниками
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
 2.2. 
Уровни эстетического 
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы…………………………………
Приложение    
……………………………………..              
 Творчески мыслящий человек 
способен быстрее и 
В концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью, проявляется в двух основных тенденциях развития ребенка: во-первых, быть не похожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему; и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть преданным им.
Общеизвестно, что 
предпосылки к дальнейшему 
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева [16, 61, 3] и многих других ученых.
Возникновение и 
развитие различных направлений 
детской художественно-
Анализируя современное 
состояние проблемы развития творчества, 
следует отметить, что особенно актуальным 
является нахождение путей раннего 
развития потребности в нем, формирования 
субъектного творческого опыта 
в рамках компетентности ребенка 
дошкольного возраста. В психолого-педагогических 
исследованиях отмечаются огромные 
потенциальные возможности 
Среди проблем 
художественно-творческого 
Изучение научной и 
методической литературы, воспитательно-образовательного 
процесса в дошкольных учреждениях 
свидетельствует, что одним из наиболее 
доступных и педагогически 
Исследования природы восприятия художественной литературы показывают, что она, выражая многообразие человеческих замыслов , живет и воспринимается только тогда, когда читающий находит в ней отражение собственных смыслов, самого себя, что говорит об индивидуальном характере восприятия. (Н.В. Падашуль) [53] .
В связи с этим для создания условий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ребенка в процессе восприятия литературных произведений, особое значение приобретает изучение специфики восприятия детьми художественной литературы и построение педагогической работы, исходящее из особенностей, стремлений и предпочтений детей определенной возрастной группы.
Учитывая, что дети среднего дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам готовы к самостоятельному и активному взаимодействию с литературными произведениями и не обременены жесткими образными и речевыми стереотипами, можно считать этот возраст наиболее оптимальным для работы в указанном выше направлении. Вместе с тем проведенный нами анализ психолого-педагогических и методических работ показал, что изучение собственно творческого восприятия было одной из исследовательских задач, решаемой в тесной взаимосвязи с другими (нравственными, умственными и т.п.) и, в основном, на старшем возрасте.
Однако, как показывает практика, несмотря на богатство и разнообразие исследований творческого становления личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческого восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста. Требующее разрешения противоречие наблюдается между относительной готовностью педагога к осуществлению творческого развития ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых условий для успешного протекания этого процесса условий.
Возникшее противоречие указывает на необходимость дальнейшей разработки и разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования «Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста».
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия формирования творческого восприятия дошкольников под влиянием художественной литературы?
Цель исследования – изучение особенностей восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста; определение условий формирования у детей 4-5 лет восприятия художественной литературы, носящее творческий характер.
Объект исследования: творческая деятельность дошкольников средней группы ДОУ.
Гипотеза исследования: восприятие детьми 4-5 лет художественной литературы, носящее творческий характер, определяется готовностью к активному взаимодействию с литературными произведениями и выраженностью субъективно-пристрастного отношения к ним.
Эта готовность 
проявляется в способности 
Формирование творческого восприятия у детей среднего дошкольного возраста предполагает реализацию следующих условий:
- отбор и систематизацию 
- осуществление методического 
обеспечения процесса развития 
словесного творчества и 
- обеспечение коммуникации 
Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач:
1.Изучить 
особенности восприятия 
2.Разработать 
методические рекомендации для 
активного и творческого 
Методологическую основу исследования составили положения философии и эстетики о сущности творчества, его роли в развитии личности. Личностно-деятельный подход к познанию и преобразованию педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анализ продуктов детской деятельности.
Теоретическая и практическая 
значимость исследования состоит в 
том, что  разработаны творческие 
задания, дидактические игры  с 
элементами словесного творчества дошкольников 
средней группы, которые могут 
быть использованы в практике ДОУ 
и представлять интерес для родителей.        
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
В психологии творчество изучается 
как процесс создания субъективно 
нового, основанный на способности 
порождать оригинальные идеи и использовать 
нестандартные способы 
Психологический аспект творчества – личностный и процессуальный – раскрывает механизмы и закономерности творческой деятельности, изучает свойства личности, благодаря которым создается новое, оригинальное.
Структура личности, по определению М.С. Каган [31], характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, коммуникативным, художественным (эстетическим) и творческим (созидательным, продуктивным).
Творческий потенциал 
Творчество – это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей (И.Г. Андреева) [ 2 ].
Психологи особо выделяют воображение, интуицию, потребности личности в самоактуализации как составляющие творчества. В трудах отечественных психологов (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец [ 20,52,16, 24] и др.), а также зарубежных ( Э. Берн, А. Маслоу, Р. Хесс, Д. Крофт, Л. Хаскелл [8 , 39, 38] и др.) подчеркивается, что творчество является основой психического развития человека, который является носителем творческой (преобразующей) деятельности.
Педагогический аспект творчества 
рассматривает условия его 
формы приобщения к творчеству, способы организации творческой деятельности, критерии творчества (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, С.А. Смирнов [1, 45, 57] и др.. Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенно необходимых признаков, которые проявляются, как правило, не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве (В.И.Андреев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец [ 1, 16, 24 ] и др.)
Для творчества характерно наличие:
- противоречия, 
проблемной ситуации или 
- социальной 
и личной значимости, прогрессивности 
(т.е. вносить вклад в 
- новизны и оригинальности процесса или результата.
Движение человека к 
намеченной цели невозможно без фантазии, 
без мечты, без хорошо развитого 
творческого воображения. По мнению 
исследователей, творческое воображение, 
хотя и в разной степени, присуще 
всем людям. Но как бы ни была богата 
и необычна человеческая фантазия, 
творческое воображение, оно всякий 
раз опирается и представляет 
собой необычное сочетание 
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками