Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы………………………………………
ВКР Восприятие художественных произведений дошкольниками
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2.
Уровни эстетического
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы…………………………………
Приложение
……………………………………..
Творчески мыслящий человек
способен быстрее и
В концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью, проявляется в двух основных тенденциях развития ребенка: во-первых, быть не похожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему; и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть преданным им.
Общеизвестно, что
предпосылки к дальнейшему
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. Различные аспекты творческого развития личности освещены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева [16, 61, 3] и многих других ученых.
Возникновение и
развитие различных направлений
детской художественно-
Анализируя современное
состояние проблемы развития творчества,
следует отметить, что особенно актуальным
является нахождение путей раннего
развития потребности в нем, формирования
субъектного творческого опыта
в рамках компетентности ребенка
дошкольного возраста. В психолого-педагогических
исследованиях отмечаются огромные
потенциальные возможности
Среди проблем
художественно-творческого
Изучение научной и
методической литературы, воспитательно-образовательного
процесса в дошкольных учреждениях
свидетельствует, что одним из наиболее
доступных и педагогически
Исследования природы восприятия художественной литературы показывают, что она, выражая многообразие человеческих замыслов , живет и воспринимается только тогда, когда читающий находит в ней отражение собственных смыслов, самого себя, что говорит об индивидуальном характере восприятия. (Н.В. Падашуль) [53] .
В связи с этим для создания условий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ребенка в процессе восприятия литературных произведений, особое значение приобретает изучение специфики восприятия детьми художественной литературы и построение педагогической работы, исходящее из особенностей, стремлений и предпочтений детей определенной возрастной группы.
Учитывая, что дети среднего дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам готовы к самостоятельному и активному взаимодействию с литературными произведениями и не обременены жесткими образными и речевыми стереотипами, можно считать этот возраст наиболее оптимальным для работы в указанном выше направлении. Вместе с тем проведенный нами анализ психолого-педагогических и методических работ показал, что изучение собственно творческого восприятия было одной из исследовательских задач, решаемой в тесной взаимосвязи с другими (нравственными, умственными и т.п.) и, в основном, на старшем возрасте.
Однако, как показывает практика, несмотря на богатство и разнообразие исследований творческого становления личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческого восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного возраста. Требующее разрешения противоречие наблюдается между относительной готовностью педагога к осуществлению творческого развития ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых условий для успешного протекания этого процесса условий.
Возникшее противоречие указывает на необходимость дальнейшей разработки и разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования «Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста».
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия формирования творческого восприятия дошкольников под влиянием художественной литературы?
Цель исследования – изучение особенностей восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста; определение условий формирования у детей 4-5 лет восприятия художественной литературы, носящее творческий характер.
Объект исследования: творческая деятельность дошкольников средней группы ДОУ.
Гипотеза исследования: восприятие детьми 4-5 лет художественной литературы, носящее творческий характер, определяется готовностью к активному взаимодействию с литературными произведениями и выраженностью субъективно-пристрастного отношения к ним.
Эта готовность
проявляется в способности
Формирование творческого восприятия у детей среднего дошкольного возраста предполагает реализацию следующих условий:
- отбор и систематизацию
- осуществление методического
обеспечения процесса развития
словесного творчества и
- обеспечение коммуникации
Достижение поставленной цели может быть обеспечено путем решения следующих задач:
1.Изучить
особенности восприятия
2.Разработать
методические рекомендации для
активного и творческого
Методологическую основу исследования составили положения философии и эстетики о сущности творчества, его роли в развитии личности. Личностно-деятельный подход к познанию и преобразованию педагогического процесса.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анализ продуктов детской деятельности.
Теоретическая и практическая
значимость исследования состоит в
том, что разработаны творческие
задания, дидактические игры с
элементами словесного творчества дошкольников
средней группы, которые могут
быть использованы в практике ДОУ
и представлять интерес для родителей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
В психологии творчество изучается
как процесс создания субъективно
нового, основанный на способности
порождать оригинальные идеи и использовать
нестандартные способы
Психологический аспект творчества – личностный и процессуальный – раскрывает механизмы и закономерности творческой деятельности, изучает свойства личности, благодаря которым создается новое, оригинальное.
Структура личности, по определению М.С. Каган [31], характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, коммуникативным, художественным (эстетическим) и творческим (созидательным, продуктивным).
Творческий потенциал
Творчество – это деятельность психологически ценная, духовно развивающая творящего субъекта, который имеет творческие способности, нешаблонное мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей (И.Г. Андреева) [ 2 ].
Психологи особо выделяют воображение, интуицию, потребности личности в самоактуализации как составляющие творчества. В трудах отечественных психологов (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец [ 20,52,16, 24] и др.), а также зарубежных ( Э. Берн, А. Маслоу, Р. Хесс, Д. Крофт, Л. Хаскелл [8 , 39, 38] и др.) подчеркивается, что творчество является основой психического развития человека, который является носителем творческой (преобразующей) деятельности.
Педагогический аспект творчества
рассматривает условия его
формы приобщения к творчеству, способы организации творческой деятельности, критерии творчества (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, С.А. Смирнов [1, 45, 57] и др.. Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенно необходимых признаков, которые проявляются, как правило, не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве (В.И.Андреев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец [ 1, 16, 24 ] и др.)
Для творчества характерно наличие:
- противоречия,
проблемной ситуации или
- социальной
и личной значимости, прогрессивности
(т.е. вносить вклад в
- новизны и оригинальности процесса или результата.
Движение человека к
намеченной цели невозможно без фантазии,
без мечты, без хорошо развитого
творческого воображения. По мнению
исследователей, творческое воображение,
хотя и в разной степени, присуще
всем людям. Но как бы ни была богата
и необычна человеческая фантазия,
творческое воображение, оно всякий
раз опирается и представляет
собой необычное сочетание
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками