Восприятие художественных произведений дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с

II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.

III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с

Заключение …………………………………………….


Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Восприятие детской книги дошкольниками.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)

ВКР Восприятие художественных произведений  дошкольниками

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………  ………      с.     

I.Теоретические основы исследуемой проблемы

I.I. Психолого-педагогический аспект творчества………   с.

  I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников  …  с.   

  I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте ……………………………………………………..   с

 

II. Констатирующий эксперимент

2.I. Методика констатирующего эксперимента ………..      с.

2.2. Уровни эстетического восприятия  …………………     с.

 

III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет

 3.I. Опытно-экспериментальная работа  …………………   с.

3.2. Контрольный  эксперимент ……. ……………………    с

 

Заключение  …………………………………………….     

 

 

Список литературы……………………………………… 

  

 

Приложение    ……………………………………..                   с

Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.

 Творчески мыслящий человек  способен быстрее и экономичнее  решать поставленные перед ним  задачи, эффективнее преодолевать  трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу  выбора и действий, то есть, в  конечном счете – наиболее  эффективно организовывать свою  деятельность при решении задач,  поставленных перед ним обществом

Российское общество нуждается  в творчески мыслящих людях, способных  создавать и развивать культуру. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций человека.

В концепции дошкольного  воспитания (1989) подчеркивается, что  потребность быть субъектом, чувствовать  себя активной личностью, проявляется  в двух основных тенденциях развития ребенка: во-первых, быть не похожим  на других, обнаружить уникальность, самостоятельность  поведения, делать по-своему; и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать  в их жизни, быть преданным им.      

Общеизвестно, что  предпосылки к дальнейшему творческому  развитию и саморазвитию личности закладываются  в детстве. В этой связи возросшие  требования предъявляются к начальным  этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному возрасту, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.

Вопросы детского творчества, являясь одними из самых  спорных и сложных, интересуют не одно поколение ученых. Различные  аспекты творческого развития личности освещены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Б.В. Асафьева [16, 61, 3] и многих других ученых.

Возникновение и  развитие различных направлений  детской художественно-творческой деятельности раскрываются в исследованиях  Б.М. Неменского, А.В. Запорожца, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной [47, 24, 14, 35, 56, 68] для которых концептуальным является взгляд на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры. Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности. Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое. (Л.А. Венгер) [13].

Анализируя современное  состояние проблемы развития творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего  развития потребности в нем, формирования субъектного творческого опыта  в рамках компетентности ребенка  дошкольного возраста. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста, которые  не всегда используются в достаточной  степени (Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Н.П. Сакулина.)[14, 20, 52/ 56].  и др/ Исследования психологов, педагогов Н.А.Ветлугина [ 14], Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [24]и др. доказывают, что убогость эмоциональной жизни, окружающей ребенка, ведет к угасанию активности его интеллектуальных и эмоциональных сил.

Среди проблем  художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. Художественная литература как раз и является одной из тех областей, в которой наиболее успешно могут решаться эти задачи.

Изучение научной и  методической литературы, воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях  свидетельствует, что одним из наиболее доступных и педагогически эффективных  средств формирования у дошкольников творческих речевых умений является художественная литература, фольклор. В ряде исследований авторами рассматривались  вопросы использования в работе с детьми таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М.Гурович[  19 ], М.М. Конина [29 ]  и др.), загадка (Ю.Г.Илларионова [30), небыличного фольклора (М.В.Фадеева [67]).

Исследования природы  восприятия художественной литературы показывают, что она, выражая многообразие человеческих замыслов , живет и воспринимается только тогда, когда читающий находит в ней отражение собственных смыслов, самого себя, что говорит об индивидуальном характере восприятия.  (Н.В. Падашуль) [53] .

В связи с этим для  создания условий, способствующих раскрытию  индивидуальности каждого ребенка  в процессе восприятия литературных произведений, особое значение приобретает  изучение специфики восприятия детьми  художественной литературы и построение педагогической работы, исходящее из особенностей, стремлений и предпочтений детей определенной возрастной группы.

Учитывая, что дети среднего дошкольного возраста по своим психологическим  характеристикам готовы к самостоятельному и активному взаимодействию с  литературными произведениями и  не обременены жесткими образными и  речевыми стереотипами, можно считать  этот возраст наиболее оптимальным  для работы в указанном выше направлении. Вместе с тем проведенный нами анализ психолого-педагогических и  методических работ показал, что  изучение собственно творческого восприятия было одной из исследовательских  задач, решаемой в тесной взаимосвязи  с другими (нравственными, умственными  и т.п.) и, в основном, на старшем  возрасте.

Однако, как показывает практика, несмотря на богатство и  разнообразие исследований творческого  становления личности, недостаточно освещенными остаются вопросы развития творческого восприятия литературных произведений детьми среднего дошкольного  возраста. Требующее разрешения противоречие наблюдается между относительной готовностью педагога к осуществлению творческого развития ребенка и неумением, а в ряде случаев и невозможностью создания необходимых условий для успешного протекания этого процесса условий.

Возникшее противоречие указывает  на необходимость дальнейшей разработки и разрешения данной проблемы, что  и обусловило выбор темы нашего исследования «Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста». 

Проблема данного исследования: каковы педагогические условия формирования творческого восприятия дошкольников под влиянием художественной литературы?

Цель исследования – изучение особенностей восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста; определение условий формирования у детей 4-5 лет восприятия художественной литературы, носящее творческий характер.

Объект исследования: творческая деятельность дошкольников средней группы ДОУ. 

Предмет исследования: процесс восприятия детьми 4-5 лет художественной литературы.

Гипотеза исследования: восприятие детьми 4-5 лет художественной литературы, носящее творческий характер, определяется готовностью к активному взаимодействию с литературными произведениями и выраженностью субъективно-пристрастного отношения к ним.

Эта готовность проявляется в способности ребенка  к интерпретации литературного  опыта и созданию гибких, подвижных  образов на литературно-художественной основе.

Формирование  творческого восприятия у детей  среднего  дошкольного возраста предполагает реализацию следующих  условий:

- отбор и систематизацию литературных  произведений, включение его в  различные контекстные ситуации;

- осуществление методического  обеспечения процесса развития  словесного творчества и психолого-педагогическая  поддержка развития личности  дошкольника 4-5 лет  со стороны  воспитывающего взрослого;

- обеспечение коммуникации взрослого  и детей по поводу литературного  произведения, максимально приближенное  к диалогу, активизирующему собственную  позицию ребёнка по отношению  к произведению.

Достижение поставленной цели может  быть обеспечено путем решения следующих задач:

1.Изучить  особенности восприятия художественной  литературы детьми.

2.Разработать  методические рекомендации для  активного и творческого характера  восприятия литературных произведений.

 Методологическую основу исследования составили положения философии и эстетики о сущности творчества, его роли в развитии личности. Личностно-деятельный подход к познанию и преобразованию педагогического процесса.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; анализ продуктов детской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в  том, что  разработаны творческие задания, дидактические игры  с  элементами словесного творчества дошкольников средней группы, которые могут  быть использованы в практике ДОУ  и представлять интерес для родителей.          

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ  ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

    1. Психолого-педагогический аспект творчества

В психологии творчество изучается  как процесс создания субъективно  нового, основанный на способности  порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. На основе этих способностей личности выявляется важная роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственных сил.

Психологический аспект творчества – личностный и  процессуальный – раскрывает механизмы  и закономерности творческой деятельности, изучает свойства личности, благодаря  которым создается новое, оригинальное.

Структура личности, по определению  М.С. Каган [31], характеризуется пятью  потенциалами: познавательным, ценностным, коммуникативным, художественным (эстетическим) и творческим (созидательным, продуктивным).

Творческий потенциал сформировавшейся личности во многом зависит от того, насколько развито воображение, фантазия, способность нетрадиционно  мыслить. Основы творческого отношения  к жизни закладываются в дошкольном возрасте.

Творчество – это деятельность психологически ценная, духовно развивающая  творящего субъекта, который имеет  творческие способности, нешаблонное  мышление, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых личностных качеств, результатом которой является открытие новых оригинальных ценностей (И.Г. Андреева) [ 2 ].

Психологи особо выделяют воображение, интуицию, потребности личности в самоактуализации как составляющие творчества. В трудах отечественных психологов (В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец [ 20,52,16, 24] и др.), а также зарубежных ( Э. Берн, А. Маслоу, Р. Хесс, Д. Крофт, Л. Хаскелл [8 , 39, 38] и др.) подчеркивается, что творчество является основой психического развития человека, который является носителем творческой (преобразующей) деятельности.

 

Педагогический аспект творчества рассматривает условия его развития,

формы приобщения к творчеству, способы организации творческой деятельности, критерии творчества (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, С.А. Смирнов [1, 45, 57] и др.. Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенно необходимых признаков, которые проявляются, как правило, не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве (В.И.Андреев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец [ 1, 16, 24 ] и др.)

Для творчества характерно наличие:

- противоречия, проблемной ситуации или творческой  задачи;

- социальной  и личной значимости, прогрессивности  (т.е. вносить вклад в развитие  общества и личности);

- новизны   и оригинальности процесса или  результата.

Движение человека к  намеченной цели невозможно без фантазии, без мечты, без хорошо развитого  творческого воображения. По мнению исследователей, творческое воображение, хотя и в разной степени, присуще  всем людям. Но как бы ни была богата и необычна человеческая фантазия, творческое воображение, оно всякий раз опирается и представляет собой необычное сочетание известных  объектов, образов, представляющих собой  элементы чего-либо известного.

Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками