Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы………………………………………
Содержательной составляющей творческой деятельности в структуре личности выделяется активность. Активность интегральное качество, имеющее характерны признаки: во-первых, готовность к познавательной или творческой деятельности, во-вторых, способность к творчеству, в-третьих, активную позицию ребенка. С позиций многоаспектного теоретико-методологического анализа концепций личности, деятельности и творчества - творческая активность является одним из базовых оснований личности, имеет сложную структуру и выступает как динамическое многоуровневое личностное образование, включающее в себя познавательную, коммуникативную и творческую составляющие.
Сравнительный анализ различных подходов к проблеме развития творческой активности личности позволяет выделить три личностных компонента, наполненных специфическими характеристиками и показателями: мотивационный, рефлексивный и операционнный.
Таким образом, проблемно-ориентированный
анализ научной, методической литературы
позволил обнаружить, что интерес
к творчеству велик. Изучение творчества
имеет большое теоретико-
На основе научных
положений о творчестве как
феномене деятельности
В решении проблемы формирования творческой личности имеются два основных подхода, выделенные в 20-е годы XX века:
Мы солидаризируемся с мнением ученых (Г.Х. Вахитовой, Т.И. Алиевой и др.) [ 12, 5 ] о том, что при формировании и развитии детского творчества необходимо принимать во внимание возрастные особенности ребенка и учитывать оба подхода.
Творчество, с одной стороны, есть деятельность, творческий характер которой определяется субъективным отношением человека к предмету этой деятельности; с другой – это интегративный мыследеятельностный процесс, обеспечивающий субъекту (дошкольнику) достижение конкретного результата (Г.Х. Вахитова) [ 12 ].
Выявление специфики детского творчества осуществляется в сравнении с творчеством взрослого, учеными подчеркивается субъективный характер творчества детей. Его развитие авторы связывают с развитием личности в целом. С «открытием для себя», с проявлением ребенком эмоционального отношения, чувств, определенных черт характера. Американские ученые Р. Хесс, Д. Крофт, Л. Хаскелл [38, 39б 70 ] считают, что важен не столько результат, сколько процесс творческой деятельности. Положения ученых о том, что развитие творчества происходит в течение всей жизни человека, обусловили изучение этой проблемы в начале жизни – в дошкольном детстве. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить различные подходы к организации и руководству творческой деятельностью детей, к пониманию стимулов развития детского творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребенка в этом процессе: предоставление ребенку творческой свободы, невмешательство в него взрослого; обучение детей определенным умениям и навыкам как основа творческих проявлений (Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, и др. [14, 20, 52,56,35, 68,] ); развитие самостоятельной художественной деятельности детей как педагогически обусловленного явления (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина [26, 32, 35, 14]). Н.А.Ветлугина [ 14 ] выделила в формировании детского творчества три этапа:
Современные
подходы к проблеме руководства
художественным творчеством, как
в отечественной, так и в зарубежной
науке основаны на том, что творчеством
детей можно и нужно
Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решения творческой задачи), необходимыми составляющими которой являются наличие субъективных личностных условий (знания, умения, творческие способности), и объективных предпосылок (социальных и материальных), а результаты творчества обладают новизной, оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом.
В психолого-педагогической литературе выделяют четыре формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
Первая форма заключается в том, что всякое создание воображения
строится из элементов, взятых из действительности и содержится в прежнем опыте. Это положение подтверждается в исследованиях О.С.Ушаковой [65 ], что творческая фантазия не может быть продуктивной без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.
Анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических
построений (мифов, легенд, снов) убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты из действительности и подверглись либо искажающей, либо перерабатывающей деятельности нашего воображения. Отсюда вывод: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Второй формой – является связь между готовым продуктом фантазии
и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи, по мнению психологов, становится возможной только благодаря чужому социальному опыту. Воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, так как он может вообразить то, чего не видел, а может вообразить себе по чужому рассказу и описанию то, чего не было в его непосредственном личном опыте. Ребенок не ограничивается узким кругом своего собственного опыта, а может выходить далеко за его пределы, усваивая с помощью воображения чужой исторический опыт. Происходит своего рода взаимосвязь опыта и воображения.
Третьей формой связи между деятельностью воображения и
реальностью является эмоциональная связь. И эта связь, как подчеркивают исследователи, проявляется двойственно:
1. Всякая эмоция стремиться воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоции обладают, как бы способностью подбирать впечатления, мысли, образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Это влияние эмоционального фактора на комбинированную фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака.
2. Воображение влияет на чувство. Это явление принято называть законом эмоциональной реальности воображения. Всякое построение фантазии обратно влияет на человеческие чувства, и если это построение не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим.
Четвертая форма с одной стороны тесно связана, но и существенно
отличается от вышеобозначенного. Сущность, по мнению авторов, заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-либо реальному существенному предмету.
Анализ показывает, что воображение является крайне сложным по
своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят воспроизведение внешнего и внутреннего, составляющие основу опыта. То, что ребенок видит и слышит, являются опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает опыт, материал, из которого будет строиться его фантазия.
Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с мышлением, невозможна ни одна художественная творческая деятельность. Таким образом, творческое воображение – это такой вид умственной деятельности, который направлен на образование новых структур, идей, проектов на основе сочетания или комбинации известных элементов.
В теории дошкольного
Содержательной составляющей творческой деятельности в структуре личности выделяется активность.
Активность интегральное качество, имеющее характерны признаки: во-первых, готовность к познавательной или творческой деятельности, во-вторых, способность к творчеству, в-третьих, активную позицию ребенка.
С позиций многоаспектного теоретико-методологического анализа концепций личности, деятельности и творчества творческая активность является одним из базовых оснований личности, имеет сложную структуру и выступает как динамическое многоуровневое личностное образование, включающее в себя познавательную, коммуникативную и творческую составляющие.
Сравнительный анализ различных подходов к проблеме развития творческой активности личности позволяет выделить три личностных компонента, наполненных специфическими характеристиками и показателями: мотивационный, рефлексивный и операциональный.
Развитию
творческой активности дошкольников способствует
их приобщение к искусству, включение
в детскую художественно-
Результаты анализа литературных источников показали, что наиболее эффективным средством в системе развития творческой активности дошкольников выступает театрализованная деятельность, направленная на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа в своем продукте. Театрализованная деятельность выступает как самоценная наравне с речевой, игровой, музыкальной и изобразительной. И, как любая другая, она имеет свои этапы: ориентировка, замысел, подготовка, исполнение.
Развитие творческой активности средствами
искусства предлагает включение
детей в самостоятельную
Анализ
теоретических позиций
А) не регламентировать театрализованную деятельность детей, избегать воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов;
Б) предоставлять детям возможность выбора в процессе театрализованной игры (сюжета, роли, партнеров и т.д.)
В) поощрять детей к импровизации по ходу действия (придумывание сюжетов, введению оригинальных персонажей в традиционные сюжеты, смене и совмещению ролей и прочее);
Г) расширять набор предметов-заместителей, учить детей гибко использовать их в игровой ситуации;
Д) создавать эмоционально насыщенную атмосферу в процессе театрализованной деятельности (взрослые включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.);
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками