Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы………………………………………
Ж) внимательно и тактично наблюдать за свободной театрализованной деятельностью детей, включаясь в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.
Данные условия учитывались нами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Стремление детей к сочинительству, является такой же деятельностью
воображения, как и игра. Анализ психолого-педагогической литературы и личные наблюдения за детьми во время педагогической практики показывают, что многие дети в возрасте уже 4-5 лет охотно играют словами, звуками; сочиняют короткие стишки, считалки и просто бессмысленные рифмы. Исследованием формирования детского словесного творчества занимались Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Е.А.Флерина, О.С.Ушакова, Л.П.Ворошнина [ 16, 74, 68, 64, 15]и др.
Как же возникает творческая деятельность? По мнению психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.А. Ветлугина [16, 74, 14] и др. она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно и развивается из более элементарных и простых форм в более сложные; на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение; каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.
Одним из основных условий становления словесного творчества дошкольников является определение педагогических условий формирования творчества дошкольников в сфере музыкальной, изобразительной, речевой деятельности (Л.С.Фурмина [69], А.Е.Шибицкая [73]), взаимозависимости между речевым развитием детей и их творчеством О.С.Ушакова [65 ]).
Вопросы формирования детского словесного творчества, как уже отмечалось, исследовались Е.И.Тихеевой [62], Е.А.Флериной [68], О.С.Ушаковой [64], Л.М.Ворошниной [15 ] и др.), разрабатывавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.
Э.П.Короткова [37] обучение
дошкольников творческому
Cпособность детей сочинять, придумывать, требует системного и целенаправленного развития. Ведь ребенок не рождается фантазером. Его способность сочинять и придумывать основывается на “создании новых образов на материале прошлых восприятий”(Б.М.Теплов [61 ]).
По мнению О.С.Ушаковой [ 64 ], существует прямая зависимость между развитием речи и их творчеством. Само творчество, утверждает автор, не мыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребенок говорит, думает. Ею введено такое понятие как “ поэтический слух“. В это понятие входит способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественного оформления и видеть их функциональную связь с содержанием литературы.
Убогость слова, по выражению известного педагога В.А.Сухомлинского [60], это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической “ толстокожести“.
Любовь к слову принадлежит к тем чувствам, испытав которые однажды человек проносит через всю жизнь. Лев Успенский подчеркивал: “Если в мире есть вещи, достойные “чуда “ , то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них“.
Большую помощь в этой работе с детьми оказывают игры в рифмы, которые не просто занимательны, но и учат любить и чувствовать слово, родной язык.
Мы солидаризируемся с
Изучение научной и
методической литературы, воспитательно-образовательного
процесса в дошкольных учреждениях
свидетельствует, что одним из наиболее
доступных и педагогически
Фольклор, как уже подчеркивалось,
оказывает существенное
Имеются исследования,
направленные на овладение
Так, в частности авторы утверждают, что развитие словесного творчества под влиянием русских народных сказок происходит поэтапно:
1 этап – активизируется запас
известных сказок с целью
2 этап
– под руководством
3 – этап
активизируется процесс
Творческая активность, творческая
деятельность, творчество в целом,
как любое художественное явление,
требует от воспринимающего
Исследования
природы восприятия
Эстетическое восприятие заключается, прежде всего, в том, чтобы научить детей воспринимать эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту, сочетание цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создают тот сенсорный опыт, который развиваясь вступает с вновь воспринимаемым. «Чем большим количеством элементов действительности он (ребенок) располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» (Л.С. Выготский [ 16 ]) .
Ведущей
особенностью эстетического восприятия
является его творческий характер,
который выражается в субъективно-пристрастном
и активно-преобразующем
Сформированность эстетического восприятия рассматривается как специфическое познание действительности, происходящее в форме художественных образов (Л.С.Выготский [16], А.В.Запорожец [24], Н.П.Сакулина [ 56 ], Е.А.Флерина [ 68 ]).
Художественное
восприятие ребенком
Оно проходит качественно
своеобразные ступени на
В исследованиях О.С.Ушаковой [65] почеркивается, что уже до специального формирования художественного восприятия и словесного творчества между ними существует значимая связь: дети с более высоким уровнем художественного восприятия более самостоятельны, оригинальны и инициативны в словесном творчестве.
Побуждение интереса к художественной литературе, поэзии помогает воспитывать художественный вкус, языковую культуру, творчество, активное отношение к жизни и искусству.
Исходя из вышеизложенного,
мы считаем необходимым
1. Эстетическое восприятие. Учить воспринимать эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту, сочетание цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создают тот сенсорный опыт, который развиваясь вступает с вновь воспринимаемым. “ Чем большим количеством элементов действительности он (ребенок) располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения“ (Л.С. Выготский) [ ].
3. Воображение, без которого невозможна ни одна творческая деятельность.
4. Эмоциональное отношение к объекту эстетического характера (через знакомство с художественной литературой, фольклором, уделяя должное внимание небыличному жанру, с природой и искусством).
5. Владение способами деятельности. Ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, а усваивать это опыт ребенок может только через взрослого. Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, при которых тяга к восприятию художественных произведений, того или иного материала, события и сочинительству, познанию станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей к данной проблеме.
Исследования природы восприятия художественной литературы показывают, что она, выражая многообразие человеческих замыслов, живет и воспринимается только тогда, когда читающий находит в ней отражение собственных смыслов, самого себя, что говорит об индивидуальном характере восприятия (Н.В. Падашуль [53 ]).
Еще раз подчеркнем, что для создания условий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ребенка в процессе восприятия литературных произведений, особое значение приобретает изучение специфики восприятия детьми художественной литературы и построение педагогической работы, исходящее из особенностей, стремлений и предпочтений детей определенной возрастной группы.
Психолого-педагогические исследования, отражающие роль и место художественной литературы в воспитании и развитии дошкольника, свидетельствуют о том, что различными авторами предлагаются отдельные методы и средства, способствующие развитию творческого восприятия литературных произведений, рассчитанные, в основном, на детей старшего дошкольного возраста (Л.М. Гурович, Л.Я. Панкратова, О.С. Ушакова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая и др. [ 19, 50, 64, 72, 73 ]).
Учитывая, что дети среднего дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам готовы к самостоятельному и активному взаимодействию с литературными произведениями и не обременены жесткими образными и речевыми стереотипами, можно считать этот возраст наиболее оптимальным для работы в указанном выше направлении.
Процесс и результат восприятия литературных произведений детьми зависит от ряда взаимосвязанных влияний: с одной стороны, конкретный текст воспринимается в целостности и уникальной определенности; - с другой стороны, имеющийся у ребенка литературный опыт влияет на систему образных представлений, а также на характер и способы восприятия других литературных произведений и окружающего мира. Очевидно, также, что значимые источники своеобразия в восприятии художественной литературы детьми 4-5 лет лежат в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, в характерных стихийно складывающихся предпочтениях и в излюбленных формах словесного творчества.
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками