Восприятие художественных произведений дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с

II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.

III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с

Заключение …………………………………………….


Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Восприятие детской книги дошкольниками.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)

Ж) внимательно  и тактично наблюдать за свободной  театрализованной деятельностью детей, включаясь в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.

Данные условия учитывались  нами при проведении опытно-экспериментальной  работы.

Стремление детей к  сочинительству, является такой же деятельностью

воображения, как и игра. Анализ психолого-педагогической литературы и личные наблюдения за детьми во время  педагогической практики показывают, что многие дети в возрасте уже 4-5 лет охотно играют словами, звуками; сочиняют короткие стишки, считалки и  просто бессмысленные рифмы. Исследованием  формирования детского словесного творчества занимались Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Е.А.Флерина, О.С.Ушакова, Л.П.Ворошнина [ 16, 74, 68, 64, 15]и др.

Как же возникает  творческая деятельность? По мнению психологов  (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.А. Ветлугина [16, 74, 14]  и др. она возникает не сразу, а очень медленно,  постепенно и развивается из более элементарных и простых форм в более сложные; на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение; каждому периоду детства свойственна своя форма творчества.

Одним из основных условий  становления  словесного творчества дошкольников является определение педагогических условий  формирования творчества дошкольников в сфере музыкальной, изобразительной, речевой деятельности (Л.С.Фурмина [69], А.Е.Шибицкая [73]), взаимозависимости между речевым развитием детей и их творчеством О.С.Ушакова [65 ]).

Вопросы формирования детского словесного творчества, как уже отмечалось,  исследовались  Е.И.Тихеевой [62], Е.А.Флериной [68], О.С.Ушаковой [64], Л.М.Ворошниной [15 ] и др.), разрабатывавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.

   Э.П.Короткова [37] обучение  дошкольников творческому рассказыванию  определяет как сложный этап  формирования связной монологической речи. Этот вид творческой речевой деятельности  как бы постепенный переход от механического соединения отдельных случайно выбранных событий к синтезированному созданию образов и сюжетов, овладению структурой связного рассказа, его планированию. Элементы словесного творчества, по мнению некоторых авторов, первоначально проявляются в рамках реалистического рассказа с последующим переходом к сказочным сюжетам Э.П.Короткова [37]. В процессе поиска эффективных путей и методов обучения творческому рассказыванию, кроме традиционных приемов, характерных для вербально-логической деятельности (речевой образец, план, вопросы, указания, анализ и оценка детских рассказов), в современных исследованиях большое значение придается использованию приемов мотивации творческой речевой деятельности детей на занятиях (Л.П.Ворошнина [15], Е.В.Савушкина [55], О.С.Ушакова [65 ]).

Cпособность детей сочинять, придумывать, требует системного и целенаправленного развития. Ведь ребенок не рождается фантазером. Его способность сочинять и придумывать основывается на “создании новых образов на материале прошлых восприятий”(Б.М.Теплов [61  ]).

По мнению О.С.Ушаковой [ 64  ], существует прямая зависимость между развитием речи и их творчеством. Само творчество, утверждает автор, не мыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребенок говорит, думает. Ею введено такое понятие как “ поэтический слух“. В это понятие входит способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественного оформления и видеть их функциональную связь с содержанием литературы.

Убогость  слова, по выражению известного педагога В.А.Сухомлинского [60], это убогость мысли, а убогость мысли ведет  к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной и эстетической “  толстокожести“.

Любовь к слову принадлежит  к тем чувствам, испытав которые  однажды человек проносит через  всю жизнь. Лев Успенский подчеркивал: “Если в мире есть вещи, достойные “чуда “ , то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них“.

Большую помощь в этой работе  с детьми оказывают игры в рифмы, которые  не просто занимательны, но и учат любить и чувствовать слово, родной язык.

 Мы солидаризируемся с существующим  в поэтическом мире мнением,  что язык хорош уже тем, что  без него не было бы стихов. Вкус к слову лучше всего  воспитывать именно на поэзии. Русский язык богат, музыкален,  поэтичен, возвышен, в нем много  образов, богатых сравнений. Игры  в рифмы, на наш взгляд, не  пустое время провождение, так  как тот, кто в детстве испытал  необыкновенное чувство радости  от того, что создал что-то своими  руками , придумал,  сочинил -  способен  и во   взрослой  жизни к творческой деятельности.

Изучение научной и  методической литературы, воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях  свидетельствует, что одним из наиболее доступных и педагогически эффективных  средств формирования у дошкольников творческих речевых умений является художественная литература, фольклор. В ряде исследований авторами рассматривались  вопросы использования в работе с детьми таких фольклорных жанров, как сказка (Л.М.Гурович [19 ], М.М. Конина [36  ]  и др.), загадка (Ю.Г.Илларионова [ 30]), небыличного фольклора (М.В.Фадеева [67]).

   Фольклор, как уже подчеркивалось, оказывает существенное влияние  на детское словесное творчество. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные  Н.В.Гавриш [17], Л.М.Гурович [19], А.П.Усовой [63], Н.С.Карпинской [33], О.С.Ушаковой [65]. Соответствуя основным потребностям ребенка (игра, общение) детский фольклор формирует у ребенка чувство юмора (И.С.Дементьева [21], М.М.Конина [36]), приобщает к национальной культуре (Р.П.Боша [ 11  ], С.М.Лойтер [46 ]), расширяет знания об окружающем мире (Л.Е.Стрельцова [ 58]). Исследования свидетельствуют о том , что образные средства родного языка рельефно выступают в малых фольклорных жанрах, что позволяет ребенку значительно легче выделить их, осознать значение и запомнить.

 Имеются исследования, направленные на овладение детьми  речевыми творческими умениями  и перенос их в собственное  словесное творчество ( в процессе целенаправленной и последовательной работы с дошкольниками), включающей накопление художественно-речевого опыта, овладение способами речевых творческих действий и создание собственных сказок, загадок, считалок, небылиц (М.В.Фадеева [67]).Н.А.Ветлугина [14], А.Е.Шибицкая [73].

Так, в частности авторы утверждают, что развитие словесного творчества под влиянием русских  народных сказок происходит поэтапно:

1 этап – активизируется запас  известных сказок с целью усвоения  их содержания, образов и сюжетов.

2 этап  – под руководством воспитателя  осуществляется анализ схемы  построения сказочного повествования,  развития сюжета.

3 – этап  активизируется процесс самостоятельного  развития сказочного повествования.  Ребенку предлагается придумать  сказку по готовой теме, сюжету, персонажам.

Творческая активность, творческая деятельность,  творчество в целом, как любое художественное явление, требует от воспринимающего соответствующей  сенсорной готовности, определенного  уровня развития процессов восприятия (О.С. Ушакова [  65 ], А.Г. Хрипкова [ 72  ]).

  Исследования  природы восприятия художественной  литературы показывают, что она,  выражая многообразие человеческих  замыслов,  живет и воспринимается  только тогда, когда читающий  находит в ней отражение собственных  смыслов, самого себя, что говорит  об индивидуальном характере  восприятия (Н.В. Падашуль  [53  ]).

  • Особенности  эстетического восприятия  в дошкольном детстве
  • Эстетическое восприятие заключается, прежде всего,  в том, чтобы научить  детей воспринимать эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту, сочетание цветов и оттенков. Тогда  накапливаемые образы создают тот  сенсорный опыт, который развиваясь вступает с вновь воспринимаемым. «Чем большим количеством элементов действительности он (ребенок) располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» (Л.С. Выготский [ 16  ]) .

    Ведущей особенностью эстетического восприятия является его творческий характер, который выражается в субъективно-пристрастном и активно-преобразующем отношении  к художественному произведению. Результатом такого восприятия является гибкий, подвижный и субъективно- значимый образ литературного произведения, возникающий у каждого человека (слушателя или читателя).

    Сформированность эстетического восприятия рассматривается как специфическое познание действительности, происходящее в форме художественных образов (Л.С.Выготский [16], А.В.Запорожец [24], Н.П.Сакулина [ 56  ], Е.А.Флерина [ 68  ]).

      Художественное  восприятие ребенком литературных  произведений, как отмечают ученые (А.В.Запорожец [24], О.Н.Никифорова [49], Е.А.Флерина [ 68  ]) связано с развитием у детей психологических процессов, углублением знаний об окружающем мире, обогащением жизненного опыта детей, воспитанием у них эстетических и нравственных чувств.

     Оно проходит качественно  своеобразные ступени на протяжении  дошкольного детства (Л.Б.Береговая,  Н.С.Карпинская , О.И.Никифорова [19, 33, 49  ]  и др.):

    • В младшем дошкольном возрасте понимание композиции и идейного содержания зависит от жизненного, литературного опыта ребенка,
    • в среднем возрасте – характеризуется возникновением реалистических тенденций и постижением на их основе законов сказочной фантастики,
    • в старшем дошкольном возрасте – изменением в мотивационной сфере ребенка и способностью полностью осознать главную идею произведения, установить причинно-следственные связи между мотивом и поступком главного героя.

       В исследованиях О.С.Ушаковой [65] почеркивается, что уже до специального формирования художественного восприятия и словесного творчества между ними существует значимая связь: дети с более высоким уровнем    художественного восприятия более самостоятельны, оригинальны и инициативны в словесном творчестве.

    Побуждение  интереса к художественной литературе, поэзии помогает воспитывать художественный вкус, языковую культуру, творчество, активное отношение к жизни и искусству.

    Исходя из вышеизложенного, мы считаем необходимым подчеркнуть, что в основе развития словесного творчества, как и творчества вообще,  необходимо формировать:

    1. Эстетическое восприятие. Учить воспринимать эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту, сочетание цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создают тот сенсорный опыт, который развиваясь вступает с вновь воспринимаемым. “ Чем большим количеством элементов действительности он (ребенок) располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения“ (Л.С. Выготский) [   ].

    1. Образное мышление. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют три стадии: наглядно-действенную, наглядно-образную и логическую. Свойственное ребенку дошкольного возраста наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительных задач.

    3. Воображение, без которого невозможна ни одна творческая деятельность.

    4. Эмоциональное отношение к объекту эстетического характера (через знакомство с художественной литературой, фольклором, уделяя должное внимание небыличному жанру, с природой и искусством).

    5. Владение способами деятельности. Ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, а усваивать это опыт ребенок может только через взрослого. Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, при которых тяга к восприятию  художественных произведений, того  или  иного  материала,  события  и сочинительству, познанию станет  постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей к данной проблеме.

    Исследования природы  восприятия художественной литературы показывают, что она, выражая многообразие человеческих замыслов, живет и воспринимается только тогда, когда читающий находит  в ней отражение собственных  смыслов, самого себя, что говорит  об индивидуальном характере восприятия (Н.В. Падашуль  [53  ]).

    Еще раз подчеркнем, что  для создания условий, способствующих раскрытию индивидуальности каждого  ребенка в процессе восприятия литературных произведений, особое значение приобретает  изучение специфики восприятия детьми  художественной литературы и построение педагогической работы, исходящее из особенностей, стремлений и предпочтений детей определенной возрастной группы.

    Психолого-педагогические исследования, отражающие роль и место  художественной литературы в воспитании и развитии дошкольника, свидетельствуют  о том, что различными авторами предлагаются отдельные методы и средства, способствующие развитию творческого восприятия литературных произведений, рассчитанные, в основном, на детей старшего дошкольного возраста (Л.М. Гурович, Л.Я. Панкратова, О.С. Ушакова, С.М. Чемортан, А.Е. Шибицкая и др. [ 19, 50, 64, 72, 73 ]).

    Учитывая, что дети среднего дошкольного возраста по своим психологическим  характеристикам готовы к самостоятельному и активному взаимодействию с литературными произведениями и не обременены жесткими образными и речевыми стереотипами, можно считать этот возраст наиболее оптимальным для работы в указанном выше направлении.

    Процесс и результат восприятия литературных произведений детьми зависит от ряда взаимосвязанных влияний: с одной стороны, конкретный текст воспринимается в целостности и уникальной определенности; -  с другой стороны, имеющийся у ребенка литературный опыт влияет на систему образных представлений, а также на характер и способы восприятия других литературных произведений и окружающего мира. Очевидно, также, что значимые источники своеобразия в восприятии художественной литературы детьми 4-5 лет лежат в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, в характерных стихийно складывающихся предпочтениях и в излюбленных формах словесного творчества.

    Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками