Восприятие художественных произведений дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.

Содержание работы

Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с

II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.

III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с

Заключение …………………………………………….


Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР Восприятие детской книги дошкольниками.docx

— 78.40 Кб (Скачать файл)
    1. использование различных форм творческих аналогий через ознакомление с произведениями, в содержании которых заложено образное описание процесса построения различных видов продуктивной деятельности (как сочинять, как рисовать, как двигаться), а также через создание условий для самостоятельного комбинирования детьми элементов из различных литературных произведений.

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

С целью выявления эффективности  выбранной нами методики был проведен заключительный контрольный срез. На данном этапе экспериментальной работы нами проводился сравнительный анализ особенностей восприятия художественной литературы детьми ЭГ и КГ групп. В контрольном эксперименте использовалась методика аналогичная констатирующему этапу.

Все задания, предложенные в КГ, выполнялись почти одинаково, различия по основным показателям не явилось статистически значимым. Существенно отличными оказались результаты ЭГ, что говорит о высокой эффективности формирования. При этом наиболее ярко проявились способности детей к творческой интерпретации литературного опыта, выражающейся в создании одной или нескольких сказок.

Выводы и рекомендации.

  1. Творческое восприятие детьми 4-5 лет художественной литературы определяется готовностью к активному взаимодействию с литературными произведениями и выраженностью субъективно-пристрастного отношения к ним. Запускным механизмом преобразующего отношения к литературным произведениям является внесение в процесс восприятия некоторой неопределенности трактовки образа, позволяющей включать его в разные ситуации. Это является для детей 5-года жизни основным способом создания подвижных, многосвязных, развивающихся образов.
  2. Отдельные черты творческого восприятия литературных произведений: эмоциональная включенность, многовариативность, свобода интерпретаций, отсутствие сковывающего влияния забывания, стихийно формируются на материале собственно детского фольклора, отличающегося противоречивостью содержания, открытостью композиции, ярко выраженной ритмической организацией и возможностью установления разнообразных аналогий между произведениями.
  3. Основными условиями формирования являются: А) Отбор и систематизация литературного материала,  (в содержании которого заложены возможности неожиданных изменений и разнообразных воплощений, образных аналогий). Основаниями отбора и систематизации служат выделение образных доминант, существующих в детских тематических предпочтениях и эмоционально значимых для детей ситуациях; применение группировки литературных произведений, обеспечивающих возможность для рассмотрения и постоянного обогащения литературного образа с нескольких взаимодополняющих позиций. Б) Объединение на единой образной основе разных видов детской деятельности: рисования, лепки, игр-драматизаций, движений и др. с учетом ведущей роли литературного образа и различий в работе со словесными и несловесными формами образных воплощений: для первых наиболее значим процесс поиска, а для вторых – быстрый результат технически несложных действий. В)Последовательное использование коллективных и индивидуальных, невербальных и вербальных форм образного воплощения по типу: коллективные и невербальные, а затем индивидуальные и вербальные, поскольку первые – обеспечивают свободу взаимодействия ребенка с литературным произведением, а вторые – позволяют проявиться большей его субъективности в специфической для литературной области форме. Г) Организация такого коммуникативного взаимодействия, в котором реализуется собственная позиция ребенка по отношению к произведению, сочетаются формы коллективного, индивидуального детского творчества и сотворчества со взрослым, учитывается отрицательное влияние оценочных суждений взрослого. Д) Система формирования творческого восприятия, направленная на включение детей в область активного действенного освоения литературных произведений и приобщения к основным его формам, оказывает положительное влияние на развитие у детей инициативности и индивидуальности, способности к творческой интерпретации литературного опыта и созданию гибких, подвижных образов, содействует образности детской речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Андреев В.И. Деловая риторика. Казань. 1995.
    2. Андреева И.Г. Развитие творчества дошкольников в играх-драматизациях и педагогическое руководство ими. Саратов. 2001.
    3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.
    4. Алиева Т.И. Развитие творческого восприятия литературного произведения детьми старшего дошкольного возраста. Автореф. канд. диссерт. М., 1991.
    5. Андросова В. Обучение детей восприятию художественной литературы// Д.В.-1981.№3
    6. Арзанцева И.А., Николаева С.А. Детская литература. М.,2000.
    7. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1985.
    8. Бородич А.М. Методика развития речи детей.  М., 1981. 
    9. Боша Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников. Автореф.канд. диссерт. М., 1984.
    10. Вахитова Г.Х. Теоретическое основание и организационно-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников. Автореф. Канд. диссерт. М., 200о. 
    11. Венгер Л.А. . О чем рассказывает сказка.// Дошк.воспит.-1994.№6.
    12. Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», 208 ст., М «Педагогика» 1980.
    13.   Ворошнина Л.М. Обучение творческому рассказыванию, Л. Дошкольное Воспитание № 4, 1978. 
    14. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.М. 1982.
    15. Гавриш Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи у дошкольников.  М.,1994.
    16. Гербова В.В. Ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы // Дошк. воспит.-1980.-№8
    17. Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Логинова. В.И. Ребенок и книга. М., 1992.
    18. Дементьева И.С. Некоторые особенности понимания комических произведений детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Челябинск, 1976.
    19. Джанни Родари Грамматика фантазии. М.,1978 .
    20. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.
    21. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
    22. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
    23. Езикеева  В.А. Рассматривание иллюстраций в книге. // «Система эстетического воспитания в детском саду». – М., 1962. – С.279-282.
    24. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психология пола у детей. – Л., 1979.
    25. Кон И.С. Психология половых различий. // «Вопросы психологии». – 1981. - №2. – С.47-57.
    26. Илларионова Г.Ю. Учите детей отгадывать загадки. М., 1987.
    27. Каган М.С. Словесное творчество. М., 1994.  
    28. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., 1985.
    29. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст).- М., 1972.
    30. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984.
    31. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. М.,1982.
    32. Крофт Д. Речевое общение старших дошкольников. Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду. М.,1982г.
    33. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М., 1962.
    34. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М., 1990.
    35. Люблинская А.А. Восприятие картинки. // «Очерки психологического развития ребенка». – М., 1965. – гл.5 – С.169-173.
    36. Леонтьев А.А. Функции и формы речи. /Основы теории речевой деятельности. /отв. ред. А.А. Леонтьев - М.,1974г.
    37. ЛеонтьевА.А. Язык, речь и речевая деятельность. М, 1969.
    38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., 1978.
    39. Лернер  И.Я. Процесс обучения и его закономерности. (Серия «Педагогика и психология»).- 1980,№ 3.
    40. Лойтер С.М. Русский детский фольклор. М., 1991.
    41. Неменский Б.М. Эстетика. М., 1985.
    42. Непомнящая Н.И., Михайлова. Словарная работа на занятиях по Фэмп. Дошкольное воспитание, № 1, 1989.
    43. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
    44. Панкратова   Л.Я. Методологические проблемы советской психологии. М., 1985.
    45. Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи //Обучение в детском саду. М., 1950.
    46. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. М.,1993.
    47. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии ДОУ. Р-на-Д., 2001.
    48. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. // Проблемы общей психологии. М., 1973.
    49. Савушкина Е.В. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться // дошкольное воспитание. 1997, № 8. 
    50. Сакулина Н.П. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания.// Сенсорное воспитание в детском саду. // под ред. Н.Н Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.
    51. Смирнов С.А. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников. // Вопр. психологии. 1980. №5.
    52. Стрельцова Л.Е. Уроки сказки. М., 1985.
    53. Сохин Ф.А. Развитие речи дошкольника М., 1985.
    54. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. М, 1985.
    55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
    56. Умственное воспитание детей дошкольного возраста // под ред.Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина, М., 1984
    57. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста. М., 1994.
    58. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. Дошк.  воспитание № 9, 1972.
    59. Ушинский К.Д. Родное слово (книга для учащих) //Собр. соч. Т.6 . М.,1974.
    60. Фадеева М.В. Влияние небыличного фольклора на формирование словесного творчества дошкольников. Автореф. Канд. дис. М., 2001.
    61. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961.
    62. Фурмина Л.С.Виды и формы театральной работы воспитателя с детьми. М., 1994.
    63. Хаскелл Л. Хесс Р. Роджерс К.  Речевое общение старших дошкольников. // Сборник научных трудов //Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду. М.,1982г.
    64. Художественное творчество в детском саду.  М «Просвещение», 1974 г., под редакцией Ветлугиной Н.А.
    65. Хрипкова А.Г., Чемортан  С.М.  Мир детства. Дошколь<span cla

Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками