- использование различных форм творческих аналогий через ознакомление с произведениями, в содержании которых заложено образное описание процесса построения различных видов продуктивной деятельности (как сочинять, как рисовать, как двигаться), а также через создание условий для самостоятельного комбинирования детьми элементов из различных литературных произведений.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
С целью выявления эффективности
выбранной нами методики был проведен
заключительный контрольный срез. На
данном этапе экспериментальной работы
нами проводился сравнительный анализ
особенностей восприятия художественной
литературы детьми ЭГ и КГ групп. В контрольном
эксперименте использовалась методика
аналогичная констатирующему этапу.
Все задания, предложенные в КГ, выполнялись
почти одинаково, различия по основным
показателям не явилось статистически
значимым. Существенно отличными оказались
результаты ЭГ, что говорит о высокой эффективности
формирования. При этом наиболее ярко
проявились способности детей к творческой
интерпретации литературного опыта, выражающейся
в создании одной или нескольких сказок.
Выводы и рекомендации.
- Творческое восприятие детьми 4-5 лет художественной литературы определяется готовностью к активному взаимодействию с литературными произведениями и выраженностью субъективно-пристрастного отношения к ним. Запускным механизмом преобразующего отношения к литературным произведениям является внесение в процесс восприятия некоторой неопределенности трактовки образа, позволяющей включать его в разные ситуации. Это является для детей 5-года жизни основным способом создания подвижных, многосвязных, развивающихся образов.
- Отдельные черты творческого восприятия литературных произведений: эмоциональная включенность, многовариативность, свобода интерпретаций, отсутствие сковывающего влияния забывания, стихийно формируются на материале собственно детского фольклора, отличающегося противоречивостью содержания, открытостью композиции, ярко выраженной ритмической организацией и возможностью установления разнообразных аналогий между произведениями.
- Основными условиями формирования являются: А) Отбор и систематизация литературного материала,
(в содержании которого заложены возможности неожиданных изменений и разнообразных воплощений, образных аналогий). Основаниями отбора и систематизации служат выделение образных доминант, существующих в детских тематических предпочтениях и эмоционально значимых для детей ситуациях; применение группировки литературных произведений, обеспечивающих возможность для рассмотрения и постоянного обогащения литературного образа с нескольких взаимодополняющих позиций. Б) Объединение на единой образной основе разных видов детской деятельности: рисования, лепки, игр-драматизаций, движений и др. с учетом ведущей роли литературного образа и различий в работе со словесными и несловесными формами образных воплощений: для первых наиболее значим процесс поиска, а для вторых – быстрый результат технически несложных действий. В)Последовательное использование коллективных и индивидуальных, невербальных и вербальных форм образного воплощения по типу: коллективные и невербальные, а затем индивидуальные и вербальные, поскольку первые – обеспечивают свободу взаимодействия ребенка с литературным произведением, а вторые – позволяют проявиться большей его субъективности в специфической для литературной области форме. Г) Организация такого коммуникативного взаимодействия, в котором реализуется собственная позиция ребенка по отношению к произведению, сочетаются формы коллективного, индивидуального детского творчества и сотворчества со взрослым, учитывается отрицательное влияние оценочных суждений взрослого. Д) Система формирования творческого восприятия, направленная на включение детей в область активного действенного освоения литературных произведений и приобщения к основным его формам, оказывает положительное влияние на развитие у детей инициативности и индивидуальности, способности к творческой интерпретации литературного опыта и созданию гибких, подвижных образов, содействует образности детской речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев В.И. Деловая риторика. Казань.
1995.
- Андреева И.Г. Развитие творчества дошкольников в играх-драматизациях и педагогическое руководство ими. Саратов. 2001.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973.
- Алиева Т.И. Развитие творческого восприятия литературного произведения детьми старшего дошкольного возраста. Автореф. канд. диссерт. М., 1991.
- Андросова В. Обучение детей восприятию художественной литературы// Д.В.-1981.№3
- Арзанцева И.А., Николаева С.А. Детская литература. М.,2000.
- Борев Ю.Б. Эстетика.
М., 1985.
- Бородич А.М. Методика
развития речи детей. М., 1981.
- Боша Р.П. Использование
латышской народной песни в формировании
образной речи старших дошкольников. Автореф.канд.
диссерт. М., 1984.
- Вахитова Г.Х. Теоретическое
основание и организационно-педагогические
условия развития творческих способностей
дошкольников. Автореф. Канд. диссерт.
М., 200о.
- Венгер Л.А. . О чем рассказывает сказка.// Дошк.воспит.-1994.№6.
- Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», 208 ст., М «Педагогика» 1980.
- Ворошнина Л.М. Обучение творческому рассказыванию, Л. Дошкольное Воспитание № 4, 1978.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.М. 1982.
- Гавриш Н.В. Развитие образности речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи у дошкольников. М.,1994.
- Гербова В.В. Ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы // Дошк. воспит.-1980.-№8
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б, Логинова. В.И. Ребенок и книга. М., 1992.
- Дементьева И.С. Некоторые особенности понимания комических произведений детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Челябинск, 1976.
- Джанни Родари Грамматика фантазии. М.,1978 .
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды.- М., 1990.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1968.
- Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге. // «Система эстетического воспитания в детском саду». – М., 1962. – С.279-282.
- Исаев Д.Н. Половое воспитание и психология пола у детей. – Л., 1979.
- Кон И.С. Психология половых различий. // «Вопросы психологии». – 1981. - №2. – С.47-57.
- Илларионова Г.Ю. Учите детей отгадывать загадки. М., 1987.
- Каган М.С. Словесное творчество.
М., 1994.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., 1985.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст).- М., 1972.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду. М., 1984.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. М.,1982.
- Крофт Д. Речевое общение старших дошкольников. Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду. М.,1982г.
- Маслоу А. Самоактуализация.
Психология личности. Тексты. М., 1962.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М., 1990.
- Люблинская А.А. Восприятие картинки. // «Очерки психологического развития ребенка». – М., 1965. – гл.5 – С.169-173.
- Леонтьев А.А. Функции и формы речи. /Основы теории речевой деятельности. /отв. ред. А.А. Леонтьев - М.,1974г.
- ЛеонтьевА.А. Язык, речь и речевая деятельность. М, 1969.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., 1978.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. (Серия «Педагогика и психология»).- 1980,№ 3.
- Лойтер С.М. Русский детский фольклор. М., 1991.
- Неменский Б.М. Эстетика. М., 1985.
- Непомнящая Н.И., Михайлова. Словарная работа на занятиях по Фэмп. Дошкольное воспитание, №
1, 1989.
- Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
- Панкратова Л.Я. Методологические проблемы советской психологии. М., 1985.
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи //Обучение в детском саду. М., 1950.
- Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. М.,1993.
- Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии ДОУ. Р-на-Д., 2001.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи. // Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Савушкина Е.В. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться // дошкольное воспитание. 1997, № 8.
- Сакулина Н.П. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания.// Сенсорное воспитание в детском саду. // под ред. Н.Н Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.
- Смирнов С.А. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников. // Вопр. психологии. 1980. №5.
- Стрельцова Л.Е. Уроки сказки. М., 1985.
- Сохин Ф.А. Развитие речи дошкольника М., 1985.
- Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. М, 1985.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
- Умственное воспитание детей
дошкольного возраста // под ред.Н.Н. Поддъякова,
Ф.А. Сохина, М., 1984
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста. М., 1994.
- Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. Дошк. воспитание № 9, 1972.
- Ушинский К.Д. Родное слово (книга для учащих) //Собр. соч. Т.6 . М.,1974.
- Фадеева М.В. Влияние небыличного фольклора на формирование словесного творчества дошкольников. Автореф. Канд. дис. М., 2001.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961.
- Фурмина Л.С.Виды и формы театральной работы воспитателя с детьми. М., 1994.
- Хаскелл Л. Хесс Р. Роджерс К. Речевое общение старших дошкольников. // Сборник научных трудов //Современные проблемы воспитания и обучения дошкольников в детском саду. М.,1982г.
- Художественное творчество в детском саду. М «Просвещение», 1974 г., под редакцией Ветлугиной Н.А.
- Хрипкова А.Г., Чемортан С.М. Мир детства. Дошколь<span cla