Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы………………………………………
Мы солидаризируемся с мнением Т.И. Алиевой [5 ], что именно средний дошкольный возраст является наиболее оптимальным моментом начала формирования творческого восприятия художественной литературы, носящего активно-преобразующий характер.
Поскольку характерным для этого возраста является: неустойчивый и ассоциативный характер восприятия; способность к установлению широких смысловых связей и аналогий; синкретические тенденции в восприятии (единство эмоциональных и интеллектуальных реакций; богатство ориентировочных действий, носящих поисковый характер, и повышенное любопытство и др).
Вместе с тем проведенный нами анализ научно-методической литературы показывает отсутствие целостной адекватной системы формирования у детей среднего дошкольного возраста творческого восприятия литературных произведений, что значительно обедняет процесс детского эстетического развития.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Констатирующий
эксперимент носил
Эксперимент состоял из двух серий, каждая из которых решала свои задачи:
В соответствии с задачами первой серии эксперимента нами был использован сбор произведений двух типов, бытующих в среде детей среднего дошкольного возраста: индивидуальных импровизаций и произведений детского фольклора. Первые - фиксировались в процессе наблюдений в естественных условиях жизни детей, а вторые в процессе специального индивидуального их опроса.
Наблюдения показали, что в среде детей 4-5 летнего возраста наблюдается большое разнообразие словесно-творческих форм, которые появляются из создаваемых детьми воображаемых ситуаций. Эти ситуации объединяют в себе личную включенность самого ребенка или группы детей и тематику, содержание, образы, мотивы, взятые из литературных и аналогичных им произведений.
Наши
наблюдения подтвердили положение
Т.И. Алиевой [5] о том, что внесение
элементов литературного опыта
в воображаемые, но переживаемые как
реалистичные ситуации, позволяет этим
элементам наполняться
Наиболее
ярко в рассмотренных словесно-
Особое
место среди словесно-
Результаты
специального изучения особенностей существования
в стихийном опыте детей
Отношение
детей к таким произведениям
характеризуется некоторой
Итак, уже в стихийном опыте детей на определенном материале формируются элементы активного творческого восприятия художественной литературы.
Методика представляла собой прослушивание ребенком произведения в исполнении педагога и ответы на два типа вопросов
Полученные
количественные данные говорят о
примерно равной доступности каждого
из текстов для воспроизведения
их детьми. Однако, как оказалось, первые
два произведения не вызывали в обычных
условиях восприятия творческой реакции
у большинства детей, творческие
проявления наблюдались лишь соответственно
у 9 и 7 % детей и отличались, как
правило, отходом от литературного
контекста. Наиболее активное творческое
восприятие было связано с третьим
текстом (70, 5 %). Об этом можно было судить
по преобладанию у детей развернутых
высказываний в ответах на вопросы,
появлению большого количества эмоционально-непосредственных
реакций, а также увеличение числа
детей, стремящихся творчески
В результате было выявлено, что наиболее творчески воспринимаются детьми литературные произведения, обладающие следующими характеристиками:
Творческое восприятие, как оказалось, наиболее ярко проявляется в процессе активного диалогического взаимодействия взрослого и ребенка (стимулирующие вопросы взрослого, заинтересованное эмоциональное принятие детских предложений и др.).
Для оптимального отбора литературного материала и организации полноценного продуктивного диалога необходимо было знать, что для самого ребенка является наиболее значимым в литературных произведениях, что он самостоятельно выделяет в них. Этому была посвящена вторая методика второй серии констатирующего эксперимента.
Вторая методика представляла собой беседу взрослого с ребенком о литературном произведении, выбираемым самим ребенком.
Беседы были направлены на анализ формы и содержания художественного произведения. Вопросы, которые задавались детям, были тщательно продуманы:
О чем говорится в этом рассказе?
О чем говорится в начале рассказа?
О чем говорится в середине рассказа?
Как можно назвать этот рассказ?
Ответ на вопрос «О чем говорится в этом рассказе?» позволял выяснить, как дети понимают тему рассказа, как в процессе слушания они прослеживают последовательность событий и устанавливают смысловые связи.
Наиболее
значимыми оказались
Ответы на вопросы «О чем говорится в начале рассказа?», «О чем говорится в середине рассказа?» и «Как можно назвать этот рассказ?» позволяли выяснить понимание детьми структуры рассказа.
Ответ на последний вопрос позволял выяснить, как дети умеют озаглавливать рассказ.
Анализ результатов эксперимента позволил нам выявить две основные особенности в эмоциональном творческом восприятии детьми художественных произведений, условно обозначенные как «выделяющая» и «синтезирующая».
Первая
особенность (личностно-пристрастное
отношение) проявлялась в выделении
ребенком наиболее субъективно-значимых
элементов литературного
Проявления
личностно-пристрастного
-
в акцентировании отдельных
Внеконстектные проявления представляли собой изолированное использование элементов художественного содержания, когда каждый из них приобретал самостоятельную эстетическую ценность. Это выражалось в выделении детьми отдельных персонажей и отдельных действий, в использовании отдельных образных формул (типа «Чудо-юдо, рыба-кит, не по-русски говорит») в качестве представителей всего произведения.
Синтезирующая особенность представляла собой процесс объединения нескольких произведений или их отдельных элементов. На характер синтеза оказывал влияние имеющийся литературный опыт, сложившиеся образные стереотипы, а также индивидуальные предпочтения детей. Связывание нового с известным, происходило на основе установления сходства и видения в новом элементов и черт знакомого. В рамках синтезирующей тенденции наблюдались две разновидности.
В основе первой лежал тематический принцип, который реализовывался путем ассоциативного связывания достаточно крупных элементов художественных произведений. Это выражалось в соединении содержания нескольких произведений и сочетании отдельных сюжетно-тематических единиц из различных произведений. Данная разновидность синтеза проявлялась у детей в процессе развернутых повествований.
В основе второй разновидности синтеза лежало переживание детьми эмоциональной общности связываемых явлений. Такой синтез представлял собой процесс связывания образов по признаку единой эмоциональной доминанты, в результате чего вновь получаемый образ приобретал более богатое содержание. Эта разновидность проявлялась при осмыслении детьми достаточно сложных для них произведений путем «манипулирования» отдельными образами, взятыми из различных произведений («Золотой петушок» - «Синяя птица» - «Петушок-золотой гребешок»).
Обозначенные выше особенности неразрывно связаны между собой, потому что синтез не может существовать без вычленения, выделения.
Обратимся к полученным экспериментальным данным.
Нашей целью было изучения характера
высказываний детей и прежде всего
их смыслового содержания. Одновременно
с анализом смыслового содержания мы
считали необходимым учитывать
словарный состав и грамматические
формы речи. Качественный и количественный
анализ индивидуальных протоколов показал,
что дети пяти лет при пересказе
нарушали последовательность содержания
прослушанного произведения, повторяли
одни и те же фразы. Дети в основном
перечисляли действия, почти не заимствовали
авторские сравнения, эпитеты и
т.д. Они употребляли простые
Артём С. (5 лет): « Утром дети пошли в сад и нашли там маленького птенца, посадили его в коробку и забинтовали марлей и поставили под кустик: потом налетело много птиц – десять – и стали клевать марлю в трёх местах (пауза). Они проклевали большую дырку, и птенец вывалился (пауза), кряхтя, и со всех сторон был потом парад.» (наступает молчание).
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками