Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:35, дипломная работа
Актуальность исследования. Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, ее индивидуализации уже в дошкольном возрасте. Гуманизация идей и принципов педагогической работы с детьми обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала.
Введение……………………………………………… ……… с.
I.Теоретические основы исследуемой проблемы
I.I. Психолого-педагогический аспект творчества……… с.
I.2. Сущность и специфика творчества дошкольников … с.
I.3. Особенности эстетического восприятия в дошкольном возрасте …………………………………………………….. с
II. Констатирующий эксперимент
2.I. Методика констатирующего эксперимента ……….. с.
2.2. Уровни эстетического восприятия ………………… с.
III. Формирование творческого восприятия литературных произведений детей 4-5 лет
3.I. Опытно-экспериментальная работа ………………… с.
3.2. Контрольный эксперимент ……. …………………… с
Заключение …………………………………………….
Список литературы………………………………………
Создание ребенком целостного эмоционально-значимого для него образа неизбежно сопровождалось примитивизацией, обеднением его художественного содержания, связанная с «выхватыванием» ребенком из общего контекста отдельных образов, событий и др. и их гипертрофированным восприятием. Таких детей насчитывалось около 70 % , как в КГ, так и в ЭГ.
При анализе результатов можно выделить три уровня:
Учитывая
тот факт, что создание ребенком
целостного, эмоционально-значимого
для него образа сопровождалось обеднением
его художественного
Таким образом,
в процессе формирования необходимо
было учесть два взаимосвязанных
условия. С одной стороны, необходимо
предоставлять ребенку
III. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Формирующий эксперимент проводился в экспериментальной средней группе детского сада №35..
Как было отмечено выше, констатация позволила выявить ряд отличий в эстетическом восприятии литературных произведений. Результаты констатации оказались приблизительно одинаковыми – как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов. Для каждого из этапов было разработано по 6 занятий.
Весь
цикл занятий первого этапа был
построен нами на перевоплощении детей
в различных сказочных
После чтения художественного произведения с детьми, как правило, проводились беседы:
Для
усвоения детьми последовательности
событий и действий персонажей
художественного произведения
Игра-драматизация была представлена в исследовании в двух видах:
I) как игра-импровизация по мотивам народных и литературных сказок и
2) театрализованные
В этом виде игр дети проявляли творчество в создании, воплощении сказочного персонажа, в подготовке костюмов, декораций, в поиске языковых и пластических средств ролевого взаимодействия. Особый вид в обучении представляли игры по мотивам сказок и впечатлений из личного опыта, разыгрываемые с игрушками и фигурами из настольных театров (игры-инсценировки. Игра-инсценировка - это игра, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя роли. Игра-инсценировка отличается:
Игра-инсценировка строилась детьми на основе отражения впечатлений из личного опыта, как сюжетно-отобразительная игра, или имела литературную основу, готовый сюжет, например, сюжет народной сказки. В обоих случаях это была самостоятельная детская активность, импровизация.
Игры-инсценировки мы рассматривали как подготовительный этап в освоении детьми более сложного игрового действия - ролевого поведения.
Выбор игры-импровизации как основного средства развития речи был обусловлен тем, что такая организация педагогического процесса позволяла, прежде всего, учесть логику и ведущие тенденции естественного овладения детьми языком на этапе среднего дошкольного возраста. Для детей среднего дошкольного возраста характерно ситуативно-деловое общение со взрослыми, что предполагает наличие совместной деятельности, партнерские отношения, добровольное участие, право младшего партнера на инициативу, импровизацию. Отсюда, логика взаимодействия ребенка со взрослым не может жестко детерминироваться дидактическими задачами, а должна подчиняться логике совместной деятельности. Основой общения детей пятого года жизни является совместная деятельность, сопровождаемая невербальными и частично вербальными средствами общения (простые предложения). Речь детей диалогична.
Анализ разных видов деятельности детей позволил выделить игру-драматизацию, которая наиболее полно отвечает вышеназванным требованиям. Она имеет игровой мотив, включает манипулирование с предметами, опору на наглядность и игровое взаимодействие детей. Использует диалог как основную форму речи. Предоставляет детям возможность опоры на привычные и хорошо отработанные средства (мимика, жесты, вокализации, выразительные движения). В игре-драматизации ребенок соотносит выразительные движения, жесты со словом. Так происходит переход от невербальных, неречевых средств общения к речевым, от диалога к монологу, от совместно-распределенной речи (фраза оказывается разделенной между взрослым и ребенком: взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает) к речи индивидуальной.
Текст художественного произведения создает основу, план для совместной деятельности, представляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи, возможность для импровизации.
Установлено, что взаимодействие и общение детей могут протекать продуктивно при наличии специального руководства этими процессами со стороны педагога, организующего деятельность детей. Вступая в игру детей в качестве партнера, педагог демонстрирует общие способы игрового взаимодействия в совместной деятельности, тем самым, задавая образец взаимодействия.
Активное самостоятельное взаимодействие с литературным произведением дошкольников пятого года жизни осуществлялась в основном в совместных играх - инсценировках по мотивам народных сказок (с использованием мелких игрушек и фигур настольного театра). При организации самостоятельных игр-импровизаций по мотивам литературных сказок дети нуждались в большей помощи взрослого, поэтому эти игры нами не рассматривались в качестве самостоятельных.
Каждая из рассмотренных выше игровых форм, используемых в целях формирования игрового поведения у детей средней группы и способов взаимодействия в совместной игре у детей разного возраста, оказывала комплексное воздействие на все стороны речевого развития детей (звуковая культура, словарь, грамматика, связность речи).
На начальных этапах формирования игры создавались условия для свободной, непроизвольной речевой активности ребенка, эмоционального сопереживания при восприятии сюжета и содержания литературного текста, ориентировки в его смысле; происходило стимулирование поиска пластических невербальных средств воплощения образа, ответ движением, действием на слово, соотнесение реальных предметов, их действий, свойств и отношений с языковыми знаками, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, переход неречевых средств общения в речевые. В пластических этюдах и драматических упражнениях имитационного характера происходило освоение ребенком точных реплик, соотнесение характеров героев и их действий. Многократное восприятие и инсценирование сказок в виде игр-инсценировок и игр-драматизаций подводило детей к собственно пересказу -рассказыванию без опоры на игрушки или ролевые действия, способствовало освоению структуры текста.
В целях формирования развернутых высказываний по поводу восприятия литературных произведений , нами использовались сюжетно-дидактические игры, в которых условием выполнения игрового действия является развернутое высказывание (текст-монолог).
Таким образом, экспериментальная работа на данном этапе, представляла собой сочетание индивидуальных и групповых (подгрупповых) форм обучения восприятию художественных произведений с организацией игровой деятельности детей. При этом игра в одном случае выступала как форма организации обучения (дидактические игры с узким языковым содержанием), в другом - как форма совместной деятельности педагога, и детей среднего возраста, в которой обучение восприятию художественных произведений узко не планировалось и осуществлялось как побочный продукт организации общения и игрового взаимодействия. В самостоятельных играх детей происходило саморазвитие эстетического восприятия художественных произведений и языковой способности.
На данном этапе были введены в обучающий процесс - схема-подсказка, составленная воспитателем; схема-подсказка, составленная совместно воспитателем и детьми; карточки с условным графическим изображением наиболее часто встречающихся в детских историях персонажей и понятий. При работе с карточками, у детей обогащался круг представлений, расширялся словарный запас, развивались творческие способности.
На них
с помощью условных заместителей,
рисунков моделировалось самое главное.
Использование различных
После обучения
умению использовать и строить модели
прочитанного текста дети выделяют основные
смысловые эпизоды, устанавливают
связи между ними и дают развернутый
и композиционно-организованный собственный
рассказ. Беседы по идейно-художественному
анализу произведения записывались
на магнитофонную пленку, которую
экспериментатор прослушивал
Работа велась по
Сущностью каждого цикла
была демонстрация детям
Доминирующим при этом было само литературное произведение и логика применения различных форм его освоения вытекала из специфики литературного образа. Внутри каждого цикла изначально были заложены возможности неожиданных изменений и разнообразных воплощений образа.
Таким образом,
основополагающими моментами
Информация о работе Восприятие художественных произведений дошкольниками