Возрастная физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................4
1. Закономерности роста и развития организма................................................5
1.1. Организм как целое.....................................................................................6
1.2. Понятие о росте и развитии........................................................................7
1.3 Возрастная периодизация. Периоды развития организма........................9
2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы................................10
2.1. Физиология нервной системы………………………………………………..10
2.2. Основные свойства нервной системы………………………………….......11
2.3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности…………………...11
2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы............12
2.5. Гигиена нервной системы……………………………………………….........13
2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности...............13
2.7. Условные и безусловные рефлексы………………………………...............13
2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса...............................................14
2.9. Психогигиена................................................................................................15
3. Возрастные особенности и гигиена анализаторов.........................................16
3.1. Гигиена зрительного анализатора.............................................................17
3.2. Возрастные особенности слухового анализатора...................................17
3.3. Гигиена слухового анализатора................................................................17
4. Значение пищеварения........................................................................................18
4.1. Пищеварение в ротовой полости................................................................18
4.2. Пищеварение в желудке.............................................................................19
4.3. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении...........................20
4.4. Всасывание и моторная функция кишечника...........................................20
4.5. Обмен веществ и энергии..........................................................................20
4.6 Возрастные особенности пищеварительной системы..............................21
4.7. Гигиена питания …......................................................................................21
5. Возрастные особенности крови и сердечно-сосудистой системы............22
5.1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы........................24
5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы………………….........................24
5.3. Значение дыхания.......................................................................................25
6. Заключение............................................................................................................27
Список литературы.............................................................................................28

Файлы: 1 файл

Возростная физиология и гигиена человека.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение.....................................................................................................................4

 1. Закономерности роста и развития организма................................................5

         1.1. Организм как целое.....................................................................................6

         1.2. Понятие  о росте и развитии........................................................................7

         1.3 Возрастная периодизация. Периоды развития организма........................9

 2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы................................10

         2.1. Физиология нервной системы………………………………………………..10

         2.2. Основные  свойства нервной системы………………………………….......11

         2.3. Рефлекс  как основная форма нервной  деятельности…………………...11

         2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы............12

         2.5. Гигиена нервной системы……………………………………………….........13

         2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности...............13

         2.7. Условные и безусловные рефлексы………………………………...............13

         2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса...............................................14

         2.9. Психогигиена................................................................................................15

3. Возрастные особенности  и гигиена анализаторов.........................................16

          3.1. Гигиена  зрительного анализатора.............................................................17

          3.2. Возрастные  особенности слухового анализатора...................................17

          3.3. Гигиена слухового анализатора................................................................17

4. Значение  пищеварения........................................................................................18

        4.1. Пищеварение в ротовой полости................................................................18

        4.2. Пищеварение в желудке.............................................................................19

        4.3. Роль печени и поджелудочной  железы в пищеварении...........................20

        4.4. Всасывание и моторная функция  кишечника...........................................20

        4.5. Обмен веществ  и энергии..........................................................................20

        4.6 Возрастные  особенности пищеварительной системы..............................21

        4.7. Гигиена  питания …......................................................................................21

5. Возрастные особенности  крови и сердечно-сосудистой системы............22

        5.1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы........................24

        5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы………………….........................24

        5.3. Значение  дыхания.......................................................................................25

6. Заключение............................................................................................................27

Список литературы.............................................................................................28

 

Введение

 

 Физиология - наука  о функциях, т.е. деятельности органов, их систем и организма в целом. Она изучает законы, лежащие в основе жизненных процессов организма, (слово “ физиология” с греческого природа и учение, наука.).

Физиология - наука о  функциях живого организма как единого  целого, о процессах, прорекающих в нем, и механизмах его деятельности.

В настоящее время  физиология – одна из ветвей биологии, науки, изучающей общие закономерности органического мира. Великий физиолог И.П. Павлов видел задачу физиологии в отыскании способов управления функциями организма и восстановления нарушенных функций органов. Иначе говоря, физиология дает основу для предупреждения заболевания указывает пути восстановления функций пораженных органов правильного подхода к растущему и развивающемуся организму, что особенно важно в педагогической работе.

     Возрастная  физиология является самостоятельной  ветвью физиологии.

Она изучает особенности  жизнедеятельности организма в  различные периоды онтогенеза (греческой  существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья, наука о влиянии условий жизни на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение условий, неблагоприятных для человека, и создание таких, которые обеспечивают сохранение здоровья.

Слово “гигиена” происходит от греческого – целебный, приносящий здоровье.

1. Закономерности  роста и развития организма

 

Особенностью современного поколения является гетерохронное  развитие.

      Гетерохронность–  неравномерность развития психических  функций человека на протяжении  всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность)1. После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется  в трех видах:

      а) Ретардация- процесс замедленного развития  или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

      б)Средний  темп развития.

      в) Акселерация  - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

 

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

 

    В результате  акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание  организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных нравственных качеств.

       К  13— 15 годам у девочек, а к  14—16 у мальчиков, физиологическое  развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих  подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

    Среди основных  причин акселерации выделяются:

общие темпы ускорения  жизни,

улучшение материальных условий,

повышение качества питания  и медицинского обслуживания,

улучшение ухода за детьми в раннем возрасте,

искоренение многих тяжелых детских недугов.

радиоактивное загрязнение  среды обитания человека, ведущее  на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты  с растениями и животными, к ослаблению генофонда;

уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма.

 

Вероятнее всего, акселерация  обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

     С середины 80-х гг. акселерация во всем  мире пошла на убыль, темпы  физиологического развития несколько упали.

     Гетерохронность касается физического, умственного и полового развития детей и подростков. Это приводит в ряде случаев к проявлению несоответствия паспортного и биологического возраста и требует реализации основного принципа педагогики индивидуализации и дифференциации подхода к процессу обучения и воспитания. Учитель должен знать уровень каждого ученика, и соответственно знать закономерности роста и развития организма.

 

 

 

1.1. Организм  как целое

    

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически (соподчинено) организованных подсистем и системно объединенных общностью строения и выполняемой функцией.

Элементом является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой микросистему, отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань.

 

    Основные типы  тканей:

    • эпителиальная
    • соединительная
    • костная
    • мышечная
    • нервная

    

Каждая из тканей выполняет  определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Например, характерным свойством мышечной ткани является сократимость, нервной  ткани -возбудимость и проводимость.

     Ткани образуют  органы. Органы занимает в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т.д. Орган состоит из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную ведущую функцию.

      Органы, совместно выполняющие определенную  функцию, образуют систему органов. Например, слюнная железа, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены в систему пищеварения, сердце и сосуды – в систему кровообращения.

      Деятельность  всех структур организма, начиная  с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм – не сумма отдельных структур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства. Осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой.

      Функции  целостного организма осуществляются  только при тесном взаимодействии  со средой. Организм реагирует  на среду и использует её  факторы для своего существования  и развития. Основоположник физиологии  И.Л. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство организма с окружающей средой “Организм”,- писал И.М. Сеченов, без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно…” Однако организм зависим не только от внешней среды, но и от функциональной деятельности его, органов, и систем. Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.

      Способность  сохранять постоянство химического  состава и физико-химических свойств  внутренней среды называется гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существования организма условия.

      Саморегуляция- свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.

Гуморальная  регуляция -  один  из  механизмов координации процессов жизнедеятельности в осуществляемой через жидкие среды организма /кровь, лимфу, тканевую жидкость/ с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.

Первостепенную роль играет нервная регуляция, которая осуществляется нервной системой.

      Нервная  система объединяет и связывает  все клетки и органы в единое целое, меняет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. Центральная нервная система и её ведущий отдел – кора больших полушарий головного мозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а также внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие и приспособление организма к постоянно меняющийся условиям существования.

 

 

 

1.2. Понятие  о росте и развитии

 

      Процессы  роста и развития являются, общебиологическими свойствами живой материй. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки предоставляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно. Разница- между отельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех  или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка  на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

  Под развитием в широком  смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем,

       Развитие  включает в себя три основных  фактора:

Информация о работе Возрастная физиология и гигиена человека