Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:07, контрольная работа
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Введение.....................................................................................................................4
1. Закономерности роста и развития организма................................................5
1.1. Организм как целое.....................................................................................6
1.2. Понятие о росте и развитии........................................................................7
1.3 Возрастная периодизация. Периоды развития организма........................9
2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы................................10
2.1. Физиология нервной системы………………………………………………..10
2.2. Основные свойства нервной системы………………………………….......11
2.3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности…………………...11
2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы............12
2.5. Гигиена нервной системы……………………………………………….........13
2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности...............13
2.7. Условные и безусловные рефлексы………………………………...............13
2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса...............................................14
2.9. Психогигиена................................................................................................15
3. Возрастные особенности и гигиена анализаторов.........................................16
3.1. Гигиена зрительного анализатора.............................................................17
3.2. Возрастные особенности слухового анализатора...................................17
3.3. Гигиена слухового анализатора................................................................17
4. Значение пищеварения........................................................................................18
4.1. Пищеварение в ротовой полости................................................................18
4.2. Пищеварение в желудке.............................................................................19
4.3. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении...........................20
4.4. Всасывание и моторная функция кишечника...........................................20
4.5. Обмен веществ и энергии..........................................................................20
4.6 Возрастные особенности пищеварительной системы..............................21
4.7. Гигиена питания …......................................................................................21
5. Возрастные особенности крови и сердечно-сосудистой системы............22
5.1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы........................24
5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы………………….........................24
5.3. Значение дыхания.......................................................................................25
6. Заключение............................................................................................................27
Список литературы.............................................................................................28
Высшая нервная деятельность отличает человека от всего животного тем, что она позволяет осуществить взаимосвязь человека с окружающими и формировать различные типы взаимоотношений. К В.Д.Н относятся типы высшей нервной деятельности и речь.
2.7. Условные и безусловные рефлексы
Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные ( одергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществление полового акта, вскармливание и уход за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.
Условные рефлексы обеспечивают
более совершенные
2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса
Умственная работа человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Поэтому гигиеническую основу учебно-воспитательного процесса должно составлять предупреждение утомления и переутомления.
Учебная работа учеников
прежде всего отражается на нервной
системе, через которую определенная
нагрузка передается на мышечную и
другие системы организма. Действие
этой нагрузки сказывается прежде всего
в нарушении согласованной
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки.
Неинтересная работа быстрее вызывает наступление переутомления.
Следовательно, утомление-это физиологический процесс, лишь временно нарушающий деятельность мозговых клеток. С физиологической точки зрения утомление является конечной степенью торможения, которое охватывает вначале только кору головного мозга, а затем распространяется на более низшие отделы нервной системы, ослабляя человеческий организм.
Если наступающее утомление не сменяется отдыхом, необходимым для восстановления нормального состояния клеток, то оно переходит в переутомление.
Переутомление весьма болезненно
для организма, т.к. связано с превышением
функциональной возможности клеток.
Переутомление организма
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебой и внеклассной работы, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.
2.9. Психогигиена
Означает сохранение и укрепление в процессе учебно-воспитательного процесса психического здоровья у детей и подростков, предупреждение неврозов.
Неврозы – временное нарушение нормальной деятельности нервной системы возбудительного или тормозительного характера.
Причинами осуществления психогигиены являются:
Акцентуация одной или нескольких характереологических черт ребенка (преобладание возбудительного или тормозного характера). Эта особенность требует реализации основного педагогического принципа-индивидуализации и диференции подхода к процессу обучения и воспитания.
Вербальные воздействия физического, психического и морального характера.
Фобии – страх, тревога.
Дидактогенные неврозы- возникающие по вине воспитателя, учителя, руководителя.
Депривация или
Соблюдение режима дня и его основных принципов.
Принципы режима дня:
Гигиенически обоснованное чередование различных видов деятельности по принципу “ не повреди”.
Своевременное чередование умственных нагрузок с физическими.
Максимальное пребывание в активном двигательное режиме на отрытом воздухе.
Полноценное, правильное, калорийное, витаминизированное, своевременное, калорийное питание.
Гигиенически полноценный сон.
Учет динамики работоспособности ребенка. Динамика работоспособности должна учитываться при составлении режима дня и учебного расписания.
Различают легкие, средней тяжести и трудные уроки.
К легким урокам относятся уроки, не требующие больших затрат нервной энергии, эмоционально насыщенные и сопровождающиеся высокой двигательной активностью – труд, музыка, рисование, физкультура.
Средней трудности- предметы общеполитического цикла, гуманитарные, языки, частично биология, зоология, химия.
К трудным предметам- математика, физика, черчение.
В течение учебного дня умственная работоспособность школьников нарастает от первого ко второму- третьему уроку (период врабатывания и оптимум работоспособности). С третьего урока у младших школьников и с четвертого у старших работоспособность начинает снижаться.
Аналогичная динамика умственной работоспособности наблюдается и в течение учебной недели. Если принять нормальную работоспособность за 100 %, то в понедельник она будет равняться 98 % ( период врабатывания), во вторник 105 %, в среду 109 % ( оптимум), в четверг работоспособность снижается до 96 %, в пятницу до 95 %, в субботу до 94 %
Педагогическая культура родителей и тесное взаимодействие школы с семьей.
Закаливание, занятия физкультурой и спортом.
Учет половых, возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей.
Создание комфортных, микро- климатических условий.
Создание оптимального психологического микроклимата.
Предупреждение заболеваний.
3. Возрастные особенности и гигиена анализаторов
Анализатором называется часть нервной системы, состоящая из множества специализированных, воспринимающих рецепторов, а также промежуточных центральных нервных клеток и связывающих нервных волокон. Работы анализатора начинается с восприятия внешних раздражителей рецепторами – физической или химической энергии, трансформации ее в нервные сигналы и передачи в центральную нервную систему. Завершается работа анализатора высшим анализом и синтезом, т.е. опознаванием образа. Анализатор состоит из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового, центрального.
Все части анализатора действуют как единое целое. Нарушение деятельности одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора.
Анализаторы или органы чувств обеспечивают взаимосвязь организма с внешней средой благодаря воздействию на рецепторы, которые делятся по месту своего расположения на экстерорецепторы (воспринимают раздражения внешней среды, снаружи вне), на интерорецепторы ( расположены в тканях внутренних органов, внутри), проприорецепторы (находятся в мышцах, сухожилиях и суставах и воспринимают сокращения и растяжения мускулатуры).
Среди сенсорных систем
организма различают
Отличительными особенностями анализаторов являются:
Высокая специфичность воздействующего агента ( т.е. свет на зрение, звук на слух, тепло- холод на кожу и т.д.)
Тесная взаимосвязь и взаимозаменяемость анализаторов (если человек слеп, то хорошо развита слуховая система).
Способность адаптации к силе раздражителя, как к малому, так и к большому ( опоздала в кино, светлый коридор, забегаю в темный зал) в начале ничего не вижу, затем постепенно начинаю различать предметы.
Ответная реакция на сверхсильный раздражитель другим анализатором ( удар по голове- искры посыпались из глаз).
Возрастные особенности зрительного анализатора.
Возрастнымы особенностями
зрительного анализатора
Чем меньше ребенок, тем
Меньше острота зрения и ниже порог чувствительности к раздражителю;
Тем меньше выражена способность к аккомодации, т.е. к рассматриванию предметов на разном расстоянии (смотрю далеко- смотрю близко);
3. Тем меньше выражена
способность к рефракции,
4. Тем быстрее развивается
утомление зрительного
Зрительный нерв левого глаза- поступает в зрительный центр в правого полушария, правого глаза- в зрительный центр расположенный в левом полушарии.
3.1. Гигиена зрительного анализатора
Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.
1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.
2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).
3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.
Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).
3.2. Возрастные особенности слухового анализатора
Чем меньше ребенок:
1. Тем меньше пороги
слышимости, наименьшая величина
порогов слышимости, т.е. наибольшая
острота слуха свойственная
2.Тем ниже острота слуха.
3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.
3.3. Гигиена слухового анализатора
Гигиена слухового анализатора-
это комплекс норм, условий и требований,
направленных на охрану слуха, создание
оптимальных условий для
1. Для слуха детей
вредны чрезмерно сильные
2.Профилактика “ школьного шума”.
3.Речь учителя должна
быть живой, богатой
4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.
5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.
Возрастные особенности и гигиена органов пищеварения
4. Значение пищеварения
Для нормальной жизнедеятельности организма, его рост и развития необходимо регулярное поступление пищи содержащей сложные органические вещества (белки, жиры углеводы), минеральные соли, витамины и воду.
Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органа тканях. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих. Основные питательные вещества в том виде, в каком они находятся в пище, не могут использоваться организмом, а должны быть подвергнуты специальной обработке – пищеварению Пищеварением называют процесс физической и химической обработки пищи и превращения её в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом. Физическая обработка заключается в измельчении пищи, её протирании, растворении. Химические изменения представляют собой сложные реакции, происходящие в различных отделах пищеварительной системы, где под влиянием ферментов, содержащихся в секретах пищеварительных желез, происходит расщепление сложных нерастворимых органических соединений, содержащихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваиваемые организмом вещества. Ферменты – это биологические катализаторы, вырабатываемые организмом и отличающиеся определенной специфичностью. Каждый фермент действует только на определенные химические соединения: одни расщепляют белки, другие – жиры, третьи – углеводы.
В пищеварительном тракте в результате химической обработки белки расщепляются до аминокислот, жиры – до глицерина и жирных кислот, углеводы (полисахариды) – до моносахаридов. В каждом из отделов пищеварительной системы происходят специализированные операции по обработке пищи, связанные с наличием в каждом из них специфических ферментов.
Пищеварительная система состоит из пищеварительного канала и желез, связанных с ним анатомически и Функционально. Весь пищеварительный канал разделяется на отделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.
Информация о работе Возрастная физиология и гигиена человека