Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:07, контрольная работа
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Введение.....................................................................................................................4
1. Закономерности роста и развития организма................................................5
1.1. Организм как целое.....................................................................................6
1.2. Понятие о росте и развитии........................................................................7
1.3 Возрастная периодизация. Периоды развития организма........................9
2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы................................10
2.1. Физиология нервной системы………………………………………………..10
2.2. Основные свойства нервной системы………………………………….......11
2.3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности…………………...11
2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы............12
2.5. Гигиена нервной системы……………………………………………….........13
2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности...............13
2.7. Условные и безусловные рефлексы………………………………...............13
2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса...............................................14
2.9. Психогигиена................................................................................................15
3. Возрастные особенности и гигиена анализаторов.........................................16
3.1. Гигиена зрительного анализатора.............................................................17
3.2. Возрастные особенности слухового анализатора...................................17
3.3. Гигиена слухового анализатора................................................................17
4. Значение пищеварения........................................................................................18
4.1. Пищеварение в ротовой полости................................................................18
4.2. Пищеварение в желудке.............................................................................19
4.3. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении...........................20
4.4. Всасывание и моторная функция кишечника...........................................20
4.5. Обмен веществ и энергии..........................................................................20
4.6 Возрастные особенности пищеварительной системы..............................21
4.7. Гигиена питания …......................................................................................21
5. Возрастные особенности крови и сердечно-сосудистой системы............22
5.1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы........................24
5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы………………….........................24
5.3. Значение дыхания.......................................................................................25
6. Заключение............................................................................................................27
Список литературы.............................................................................................28
Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессе роста
увеличиваются число клеток, телесная
масса и антропометрические
Рост - это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)
Развитие- это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).
Основные закономерности роста и развития
К важным закономерностям
роста и развития детей относятся
неравномерность и
Основные закономерности роста и развития:
-непрерывность
-неравномерность (
-гетерохроность.
-индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.
1.3. Возрастная периодизация. Периоды развития организма
Периодизация включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Продолжительность отдельных
возрастных периодов в значительной
степени подвержена изменениям. Как
хронологические рамки
Развитие приводит к
морфологическим и
Психологическая периодизация: |
Педагогическая периодизация: |
Биологическая периодизация: |
0-10 дней – новорожденный 1 месяц-1 год – грудной возраст. 1-3 года – ползунковый возраст 3-6 лет – дошкольник 6-11 лет – школьник 11-15 лет – пубертатный период 15-20 лет – юношеский период |
До 1 года – младенчество 1-3 года — ясельный (преддошкольный возраст) 3-6 лет – дошкольный 6-10 лет – младший школьный возраст 10-15 лет – средний школьный возраст 15-18 лет – старший школьный возраст |
1-3 года – ранее детство 3-7 лет- первое детство 7-11(12) лет-второе детство 11(12)-15 (16) подростковый 15(16)– 20(21) юношеский период 20(21)-35 (45)- первая зрелость 35(45)-50(60) лет- вторая зрелость 50(60)-74 лет – пожилой 74-90 лет – старческий 90 лет и более – долгожитие. |
2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы
Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируется ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленно поведения , абстрактное мышление и речь.
Итак, нервная система выполняет:
Все эти сложные функции осуществляются огромным количеством нервных клеток- нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры.
2.1. Физиология нервной системы
Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на центральную и периферическую, нервную систему.
Центральная нервная система- совокупность связанных между собой нейронов. Она предоставлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цвета- серое вещество ( образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета- белое вещество мозга (скопление нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой).
Периферическая часть нервной системы образована нервами- пучками нервных волокон, покрытых сверху общей соединительно-тканной оболочной. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии- скопления нервных разветвлений, которые обеспечивают деятельность всех органов и систем ( к нему относятся нервы и нервные узлы).
Нервы- скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.
2.2. Основные свойства нервной системы
Нервная система имеет ряд специфических свойств: – раздражимость.
Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью - способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.
-возбудимость – способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.
-торможении - результатом
которого является ослабление
или подавление возбуждения.
Взаимодействие процессов
возбуждения и торможения обеспечивает
всю сложную деятельность нервной
системы и согласованную
Импульсы возбуждения,
возникающие при раздражении
того или иного рецептора, поступая
в ЦНС, распространяются на соседние
ее участки. Это распространение
возбуждения в центральной
В естественных условиях, несмотря на широкие возможности иррадиировать по ЦНС, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций.
В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Теперь вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной, отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции.
В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция.
2.3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
Понятие рефлекса. Основной формой нервной деятельности являются рефлекторные акты.
Рефлекс - ответная реакция организма на раздражители из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
Например: раздражение кожи подошвенной части ног у человека вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев (подошвенной рефлекс), при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра под надколенником нога разгибается к колене (коленный рефлекс), прикосновение к губам грудного ребенка вызывает к него сосательные движения (сосательный рефлекс), освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс).
Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.
2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы
Чем меньше ребенок, тем:
- меньше число условных рефлексов, формирующихся на базе безусловных рефлексов.
- на более низком
уровне осуществляется их
- меньше количество
и порядков образовавшихся
- большая вероятность их исчезновения,
- процессы возбуждения
преобладают над процессами
- тем менее выражены все виды торможения (дифференцированное, охранительное, запредельное)
- недостаточно выражена
способность и к длительному
проявлению возбуждения или
- тем труднее, медленнее
вырабатывается как
Формирование доминанты
связано с многократно
Импритинг - въедание или закрепление., тем труднее вырабатывается автоматизм действия ( например, кто любит чистить зубы? Как ты начал свой день?)
Автоматизм- это формирование цепочки условных рефлексов на выполнение в одной и той же последовательности одних и тех же действий, тем труднее вырабатывается динамический стереотип.
Динамический стереотип- это формирование цепочки условных рефлексов на выполнение в одно и то же время, в одной и той же последовательности одних и тех же видов деятельности. ( например, приучение к порядку, к режиму дня).
тем более выражена утомляемость нервной системы и тем более быстрая смена возбуждения торможением,
- тем менее выражены
типологические свойства в.н.д.
- тем менее выражены процессы концентрации, иррадиации, индукции.
Концентрация- это способность к собиранию к основному возбужденному центру деятельность всех близлежащих центров, которые усиливают его проявление.
Возникший в в.н.д. процесс возбуждения или торможения не остается неподвижным, а в той или иной степени распространяется по нервной системе. Этот процесс распространения и называется иррадиацией.
Индукция- это возникновение активного поля вокруг возбужденного центра.
менее выражена аналитико-синтетическая деятельность нервной системы.
2.5. Гигиена нервной системы
Это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально.
Она включает:
1. соблюдение всех правил
2. учет порога чувствительности рецепторов,
3. правильная регламентация
4. учтет влияний факторов внешней среды.
5. соблюдение режима дня.
6. закаливание, занятие
7. предупреждение вредных
2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и близлежащих к ней подкорковых образований, обеспечивающую взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют- высшей нервной деятельностью (ВЛ.Д).
В учении о высшей нервной деятельности вскрыты физиологические механизмы сложнейших процессов отражения человеком внешнего объективного мира. И.М. Сеченов и И.П. Павлов являются основоположниками рефлекторной теории. И.П. Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности. Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействие внешней среды. Этим механизмом является -условный рефлекс.
Информация о работе Возрастная физиология и гигиена человека