Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:07, контрольная работа
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.
Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Введение.....................................................................................................................4
1. Закономерности роста и развития организма................................................5
1.1. Организм как целое.....................................................................................6
1.2. Понятие о росте и развитии........................................................................7
1.3 Возрастная периодизация. Периоды развития организма........................9
2. Возрастные особенности и гигиена нервной системы................................10
2.1. Физиология нервной системы………………………………………………..10
2.2. Основные свойства нервной системы………………………………….......11
2.3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности…………………...11
2.4. Возрастные особенности функционирования нервной системы............12
2.5. Гигиена нервной системы……………………………………………….........13
2.6. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности...............13
2.7. Условные и безусловные рефлексы………………………………...............13
2.8. Гигиена учебно-воспитательного процесса...............................................14
2.9. Психогигиена................................................................................................15
3. Возрастные особенности и гигиена анализаторов.........................................16
3.1. Гигиена зрительного анализатора.............................................................17
3.2. Возрастные особенности слухового анализатора...................................17
3.3. Гигиена слухового анализатора................................................................17
4. Значение пищеварения........................................................................................18
4.1. Пищеварение в ротовой полости................................................................18
4.2. Пищеварение в желудке.............................................................................19
4.3. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении...........................20
4.4. Всасывание и моторная функция кишечника...........................................20
4.5. Обмен веществ и энергии..........................................................................20
4.6 Возрастные особенности пищеварительной системы..............................21
4.7. Гигиена питания …......................................................................................21
5. Возрастные особенности крови и сердечно-сосудистой системы............22
5.1. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы........................24
5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы………………….........................24
5.3. Значение дыхания.......................................................................................25
6. Заключение............................................................................................................27
Список литературы.............................................................................................28
Обычно не вся кровь
циркулирует в кровеносных
Кровь, как соединительная ткань, состоит из клеточных, или форменных, элементов и жидкой части.
Клеточные элементы крови
делятся на эритроциты, лейкоциты
и тромбоциты. Каждый вид форменных
элементов выполняет ряд
Эритроциты. Эритроциты красные кровяные тельца, или безъядерные клетки. Их количество в 1 куб. Мм крови школьники составляет от 4500000 до 5000000.
Эритроциты переносят кислород от органов дыхания к клеткам организма, участвуют в поддержании равновесия воды в организме. Продолжительность жизни- до 130 дней, отжившие погибают в селезенке.
Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества- гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. Гемоглобин – вещество белковой природы, красный цвет которое обуславливает характерную окраску крови. В составе красящего вещества входит железо. За 100 % принято наличие 16.7 г гемоглобина в 100 мл кров. Снижение содержания гемоглобина до 70 % указывает на заболевание, называемое малокровием.
Лейкоциты. Лейкоциты – белые кровяные клетки, имеющие ядро и обладающие активной подвижностью Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоциты называют фагоцитозом.
Кровяные пластинки, или тромбоциты. Тромбоциты - самые мелкие из форменных элементов крови. В них содержится специальное вещество - тромбокиназа, принимающее участие в свертывании крови, т.е. в образовании сгустков.
Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке.
Плазма крови. Жидкая часть крови названа плазмой. Она слегка желтоватая, прозрачная, вязкая, белового характера, имеющая удельный вес 1020-1028. Плазма состоит на 90-92 % из воды, 8-10 % составляют органические и неорганические соединения.
Система кровообращения. Кровь может выполнять жизненно необходимые функции, только находясь в непрерывном движении. Движение крови в организме, ее циркуляция составляет сущность кровообращения.
К системе кровообращения относятся: сердце, выполняющее роль насоса и сосуды, по которым циркулирует кровь. Кровь, выбрасываемая сердцем, по артериям, их разветвлениям (артернолам) и капиллярам поступает к тканям и органам, затем по мелким венам (венулам) и крупным венам возвращается к сердцу. Таким образом, благодаря кровообращению ко всем органам и тканям поступают кислород, питательные вещества, соли, гормоны, вода и выводятся из организма продукты обмена. Деятельность всех органов и организма в целом тесно связана с функцией органов кровообращения.
Сердце - четырехкамерный мышечный орган, состоящий из 2-х предсердий и двух желудочков и работающий в режиме систола - сокращение и диастола - расслабление. Период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца, называют сердечным циклом. В состоянии относительного покоя сердечный цикл продолжается около 0,8 сек.
5.1. Возрастные
особенности сердечно-сосудисто
Чем меньше ребенок, тем:
меньше размеры и объемы различных отделов сердеч сосудистой системы;
тем чаще частота сокращений; так
1 день- 150 ударов 4 мин.
1 год -130 ударов в мин.
3 года -110 ударов в мин.
7 лет – 100 ударов в мин.
12 лет -90 ударов в мин.
18 лет-80 ударов в мин.
Взрослый -66-72 ударов в мин.
тем меньше функциональные возможности организма, которые с возрастом и тренированностью повышаются;
тем менее экономно и эффективно работает сердечнососудистая система;тем менее дополнительны резервные и функциональные возможности сердечно- сосудистой системы.
5.2. Гигиена сердечно – сосудистой системы
Гигиена сердечно – сосудистой
системы заключается в
соблюдение правильного режима дня;
правильная регламентация физических и умственных нагрузок. Исходя из этого снижение статистических нагрузок и повышение динамических;
закаливание, занятия физкультурой и спортом; предупреждение вредных привычек; соблюдение правил психогигиены.
5.3. Значение дыхания
Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. Через органы дыхания в организм поступает кислород, из организма выводится углекислый газ и пары воды. Кислород необходим организму для осуществления окислительный процессов, являющихся основными источниками энергии. В понятие дыхания включают следующие процессы:
Внешнее дыхание-
обмен газов между внешней средой и легкими- легочная вентиляция;
обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров- легочное дыхание;
транспорт газов кровью, перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей в легкие;
обмен газов в тканях;
внутренне или тканевое
дыхание – биологические
Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие- состоящие из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движения: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма.
Воздухоносные пути и дыхательный путь начинается носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным Мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, которая вместе с пылевыми частицами, проникшими с вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек.
В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется. К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание (поэтому дети часто дышат с открытым ртом) Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты и др.
Скелет гортани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами. Гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1-3 м годах жизни и в период полового созревания. От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускорение роста трахеи отмечено в возрасте 14-16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению. Объёма грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха; правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.
Легкие. С возрастом существенно изменяется и структура нового органа дыхания- легких. Первичный бронх, вступив в рот легких, образует бронхиальное дерево. Самые тонкие точки его называют бронхиолами. Бронхиолы разветвляются альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков- альвеол. Альвеолы являются дачной частью дыхательного пути.
Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плеврой.
Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм), у взрослого уже достигает 0,2 мм). До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их •дельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного.
Обмен газов между атмосферным воздухом, находящимся альвеолах, происходит благодаря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха.
Различают диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц (у новорожденных). Это связано с тем, что у детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые.
Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни.
По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей станови грудно-реберным с преобладанием диафрагмального.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 годам он становится выраженным.
В 7-8 лет выявляются половые
отличия в типе дыхания: мальчиков
становится преобладающим брюшной
тип дыхания девочек – грудной.
Заканчивается половая
Дыхание новорожденного ребенка частое поверхностное. У детей первого года жизни частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования 50-60, а во время сна 35-40. У детей 1-2 года во время бодрствовав частота дыхания 35-40, у 2-4 летних 25-35 и 4-6 летних 23-циклонов в минуту. У детей школьного возраста происходит дальнейшая частота дыхания ( 18-20 раз в минуту).
Заключение
Необходимость
для педагогов и воспитателей
знаний возрастных
Первое, что
должен знать педагог- это
Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Важное
значение возрастая физиология
имеет для понимания
Знание физиологии и гигиены ребенка помогает в изучении психологии детей, решение вопросов педагогики, методики обучения различным дисциплинам, в организации бытовых условий детей – их сна и отдыха.
Задача объединенного курса “ Возрастная физиология и гигиена” состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей- воспитателей, современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма, знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников, поддержания их высокой работоспособности при различных видах учебной деятельности.
Список литературы
Информация о работе Возрастная физиология и гигиена человека