Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 16:22, реферат

Описание работы

Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых знаний.
Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Этапы внедрения ИКТ на пути движения в информационное общество..5
2. Виртуальные университеты, открытое и дистанционное образование….9
3. Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании в Республике Узбекистан…………………………………….11
4. Знания, умения и навыки, необходимые для эффективного использования средств ИКТ………………………………………………….15
5. Пути применения средств информационных технологий в обучении….18
а) Применение систем мультимедиа в открытом образовании……………………………………………………………………18
б) Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ……………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

инфо 1.docx

— 62.60 Кб (Скачать файл)
  • выработка у обучаемых умения планировать свое взаимодействие с информационными ресурсами телекоммуникационных сетей;
  • возможность переноса имеющихся у обучаемых интеллектуальных и процессуальных умений в новую информационную ситуацию, появляющуюся в процессе их интерактивного взаимодействия с информационными ресурсами компьютерных сетей; 
  • необходимость овладения учащимися умений поиска и аналитической обработки информации, получаемой из Интернет;
  • обязательный учет психолого-возрастных особенностей восприятия информации учащимися; 
  • переосмысление роли преподавателя в процессе взаимодействия учащихся с информационными телекоммуникационными ресурсами; 
  • учет в учебном процессе условий достижения максимального информационного контакта между участниками коммуникации; 
  • варьирование различных методов работы с Интернет должно быть нацелено на формирование максимальной мотивации обучаемых к поиску и практическому использованию необходимых информационных ресурсов; 
  • возможность работы обучаемых в индивидуальном и самостоятельном режимах; 
  • выработка у обучаемых понимания адресной направленности информации, критического осмысления и систематизации информации; 
  • выработка у обучаемых умений интерпретации информации, получаемой по телекоммуникационным каналам, с целью практического использования подобной информации в повседневной жизни.

Участники открытого и  дистанционного образовательного процесса должны приобрести необходимые пользовательские технологические умения работы в  Интернет: использование основных популярных программных средств (таких как  Internet Explorer, Netscape Navigator, Outlook Express и т.п.), поисковых систем и каталогов. Не менее важны и существенны интеллектуальные умения работы с информацией различного вида: умения целенаправленно находить нужную информацию, видеть информацию целиком, а не фрагментарно, оценивать различные психологические приемы воздействия конкретной информации на человека, отличить корректную аргументацию, критически осмысливать информацию, сохранять и использовать ее в повседневной жизни; перерабатывать и представлять содержимое информационных ресурсов Интернет. 

Пути применения средств информационных технологий в обучении

а) Применение систем мультимедиа в открытом образовании 
Появление систем мультимедиа  произвело революцию во многих областях деятельности человека: компьютерном тренинге, бизнесе и других сферах профессиональной деятельности. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в  сфере образования.  
          Согласно наиболее распространенного определения мультимедиа (мультимедиа средства) представляет собой компьютерные средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п.  
          Таким образом, упрощенно под мультимедиа можно понимать комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).  
          Мультимедиа обеспечивают возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

  • «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана; 
  • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов; 
  • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения); 
  • дискретная подача аудиовизуальной информации; 
  • тонирование изображения; 
  • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»; 
  • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст); 
  • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

В частности, системы мультимедиа  обеспечивают целый арсенал средств  более выразительных, чем текст. Программы мультимедиа предоставляют  информацию не только в виде текстов, но и в виде трехмерной графики, звукового  сопровождения, видео, анимации.  
При использовании мультимедийных средств ИКТ в открытом образовании существенно возрастает роль иллюстраций. 
Существует два основных толкования термина «иллюстрация»: 

  1. изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.
  2. приведение примеров для наглядного и убедительного объяснения.

           Первое из них более  соответствует традиционному книжному учебнику, а второе - достаточно точно  отражает роль иллюстраций в мультимедийных образовательных электронных изданиях. Теперь все мультимедийные средства ИКТ должны быть использованы для  наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала, задействованного в системе  открытого образования.  
          Таким образом, иллюстрации - это ведущая, наиболее значимая подсистема в структуре образовательного электронного издания. 

Иллюстрации могут быть представлены в виде следующих структурных компонентов: 

  • образов (например, теоретических), 
  • двухмерной и трехмерной графики, 
  • звукового ряда, 
  • анимации, 
  • видео.

Появление в образовательных  средствах ИКТ новых видов  иллюстраций вовсе не означает полного  отказа от прежних подходов, использовавшихся при издании традиционных учебников  на бумажных носителях. В области  иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных книг накоплен значительный опыт, согласно которого выделяются собственно иллюстрации, особенности пространственной группировки  элементов издания, акцентирование (зрительное) отдельных элементов, физиологические  стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).  
          В настоящее время в процессе разработки специализированных средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.  
          Создается диалоговое кино, где пользователь может управлять ходом зрелища с клавиатуры дисплея посредством реплик, если к компьютеру подключено устройство распознавания речи.  
          Отдельной разновидностью технологий обработки графики, использующей достижения мультимедиа, являются системы автоматизированного проектирования. Они предназначены для автоматизации проектно-конструкторских работ в машиностроении, автомобилестроении, промышленном строительстве, дизайне и т.д.  
          Особые перспективы мультимедиа открывает для открытого и дистанционного образования.  
          Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.  
          Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами представления информации. Интерактивность подразумевает процесс предоставления информации в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в определенных пределах, управлять представлением информации: ученики могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Они также могут устанавливать скорость подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным академическим потребностям.  
          Более того, возможность предоставлять взаимодействие с пользователем, ориентированная на потребности учащихся, отличает мультимедийное средство ИКТ от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека.  
          Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; 
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; 
  • видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; 
  • анимации и симуляции.

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или  анимацией, являются визуально более  привлекательными, нежели статический  текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.  
          Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые студенты предпочитают учиться посредством чтения, другие – посредством восприятия на слух, третьи – посредством просмотра видео, и т.д.   
          Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс открытого и дистанционного обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между студентами, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.  
          Мультимедийные приложения могут также использоваться для облегчения совместного обучения. Небольшие группы студентов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки диалога со своими коллегами.  
          Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах открытого и дистанционного учебного процесса.

 

 

                           Рис. 1 Мультимедия в учебном процессе

 
          Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения.  
Одной из ключевых характеристик  мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе открытого  образования является интерактивность  мультимедийных приложений. 
При использовании систем мультимедиа в открытом образовании  не следует забывать, что мультимедиа  может рассматриваться как средство обучения и средство связи. В различных  открытых академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернет могут использоваться как для  выработки созидательных навыков, так и для развития критического мышления с тем, чтобы уровень  подготовки учащихся соответствовал новым  потребностям общества, основанного  на обучении и сетевых технологиях.  
          Более того, средства мультимедиа могут быть использованы для улучшения процесса открытого обучения как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей.  
          На эффективность системы открытого образования в значительной степени влияет также среда, в которой протекает учебный процесс. В это понятие входит структура учебного процесса, его условия и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.).  
          В этом смысле мультимедийные приложения могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных проектах открытого образования, в которых обучаемые размышляют об изучаемой предметной области и участвуют в диалоге со своими сокурсниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты своего обучения. 

б) Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ 
Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий  из многих взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной деятельности, без него нельзя проводить управление любым процессом или системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения совокупности требуемых качеств знаний, без  которых критерии оценки знаний и  способы определения уровня их усвоения выявить нельзя. Отсюда следуют задачи, возникающие при разработке средств  контроля. В их числе:

  • конкретизация целей, 
  • установка адекватности средств и результатов обучения, 
  • определение значимости результатов.

Осуществление контроля знаний обучаемых, в свою очередь, логично  приводит к решению проблемы создания надежных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. Актуальность задачи автоматизации процедуры контроля уровня обученности за счет использования средств ИКТ определяется целым рядом факторов:

1. Освобождением преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;  
2. Предоставлением педагогу времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;  
3. Обеспечением всесторонней и полной проверки;  
4. Повышением объективности контроля и обеспечением его стандартизации;  
5. Оперативностью и многофакторностью статистической обработки результатов контроля.

Наиболее эффективного использования  компьютерных технологий в процессе выявления уровня знаний и умений можно достичь при построении целостной системы компьютерного  контроля. Средства ИКТ, входящие в  состав такой системы, должны предусматривать:

  • расчет данных на различные предметные области и способы деятельности; 
  • охват всех периодов обучения и изменяемость в зависимости от них; 
  • содержание различных форм, приёмов и способов; 
  • зависимость уровня проблемности контроля от уровня проблемности
  • содержания и индивидуального уровня обученности; 
  • контроль за степенью достижения каждым тестируемым целевого уровня подготовки; 
  • поддержка всех этапов обучения: от целеполагания до оценочно-результативного этапа.

Информация о работе Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании