Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7
1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33
2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

Низамова А.Р. (Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе).doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНОЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЕГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 021700 "Педагогика и методика начального образования"

Специализация:  Педагогический менеджмент в системе начального образования

 

 

 

 

 

 

 

Низамова Алина Расимовна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                УФА 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7

1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7

1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15

1.3 Внеклассная работа  как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33

2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33

2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………77

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике - разные формы внеклассной работы.

Необходимость всемерного развития внеклассной работы подчеркивалась в основных направлениях реформы  общеобразовательной и профессиональной школы. «Важно охватить всех учащихся, - отмечалось в этом документе, - разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеурочное время».

Принципиальные основы организации и проведения внеклассной  работы по математике были заложены в 30-е гг. Б.Н.Делоне предложил стройную продуманную систему работы со школьниками, сохранившуюся в основных чертах и поныне. Основным звеном этой системы стали математические кружки, которые позволяли вести систематическую работу в течение всего учебного года. Самое активное участие в работе со школьниками принимали математики П.С.Александров, А.Н.Колмогоров, Л.А.Люстерник, В.А.Тартаровский.

За истекшие годы школа накопила значительный опыт проведения внеклассной  работы с учащимися по математике. Наряду с кружками, математическими олимпиадами развились такие формы внеклассной работы, как командные соревнования, математические вечера, КВН, экскурсии и др. Проблема внеклассной работы по математике как средства повышения познавательного интереса всегда находила широкое исследовательское внимание.

Современные подходы ученых-педагогов  к данной проблеме представлены в  трудах Л.И.Божович, В.Г.Бондаренко, М.К.Енисеева, В.С.Ильина, А.Г.Ковалева, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной.

Наиболее тщательному анализу подверглись различные формы внеклассной работы, посвященные младшему школьнику. Различные аспекты формирования познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста рассматриваются в диссертационных исследованиях психологов: А.К. Абдуллаева, А.С. Бахаревой, Е.Г. Кайдаш, Е.Н. Киричук, М.Ф. Морозова, Н.А. Погореловой и др. Работы указанных авторов способствуют успешным теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных дидактических и методических находок.

Особенности внеклассной  работы по математике в целях формирования познавательных интересов учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Одной из целей этих работ является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника. Между тем, период начального обучения в школе особо значимый этап в формировании духовности человека, здесь закладываются основы многогранных интересов личности. Приобретаемые знания, умения, навыки должны становиться важным средством развития личности ребенка в 6 – 10 лет. Совершенствование педагогической работы в этом русле должно исходить из понимания познавательного интереса не только как значимого мотива учения, а более широкого - как интегрального личностного образования. Эта точка зрения все более утверждается в современной педагогике.

Мы считаем, что сформированность познавательного интереса – результат не только преподавания, но и воспитательной работы, ибо сложность проблемы состоит в создании условий для закрепления интереса к познанию в устойчивое личностное образование.

Внеклассная деятельность по математике, особенности её содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока.

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.

Объект исследования: внеклассная работа.

Предмет исследования: эффективность методики организации внеклассной работы направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к математике.

Задачи исследования:

1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;

2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;

3.Разработать систему  кружковых занятий по математике  и методику их проведения;

4. Экспериментально проверить  эффективность влияния внеклассной работы на познавательный интерес.

Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение, что систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ учебной и методической литературы;

2.Педагогический эксперимент.

3.Наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей.

4.Анализ устных и письменных работ учащихся.

5.Анкетирование.

6.Тестирование.

7.Беседа.

8.Анализ результатов  эксперимента.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический (январь 2012 – октябрь 2012) анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы курсовой работы.

Второй этап – экспериментальный (ноябрь 2012 – декабрь 2012) проведение констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап – обобщающий (январь 2007 – март 2007) анализ полученных результатов, литературное оформление курсовой работы.

Практическая  значимость: данная работа может быть использована студентами ФНК, преподавателями - практиками в работе с детьми младшего школьного возраста.

База исследования: 2 «А» класс, МОУ школа №18 г. Октябрьский.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ  КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ.

 

1.1 Сущностная  характеристика познавательного интереса.

 

Среди различных психологических  феноменов большое внимание уделяется  интересам. По противоречивости суждений о природе и сущности интереса это понятие не уступает другим, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека.

Во многих работах  интерес определяется как потребность  человека к познанию мира, реализуемая чаще всего в познавательной деятельности. А.Н. Леонтьев писал, что интерес это «познавательная специфическая направленность на предметы и явления действительности», приводящая к накоплению знаний об интересующем предмете [10, c.57]. В то же время существует и другой подход к понятию интереса, связанный с отношением. В словаре по этике интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности. У С.Л. Рубинштейна: интерес – это «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» [26, c.32]. С этим определением соглашается и А.Г. Ковалев, делая небольшое дополнение: обязательным признаком интереса, как полагает он, может быть только устойчивое положительное отношение личности к объекту. Ряд психологов определяют интерес через внимание. Так, К.К. Платон пишет, что интерес – это окрашенное положительной эмоцией сосредоточение на определенном феномене [10, c.24]. С.Л. Рубинштейн рассматривает интерес как сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов [26, с.56].

Анализ положения дел  с пониманием сущности интереса, имеющего мотивационное значение, привел А.С. Ананьева к выводу о том, что интереса, как единого психологического явления, нет. Поэтому в его работах говорится о любопытстве как о кратковременном проявлении интереса к чему-либо или кому-либо. Автором выделяются: интерес – отношение, интерес – склонность, как устойчивые образования личности. (Например: интерес к искусству, науке, спорту и т.д.). Точку зрения А.С. Ананьева разделяет и Е.П. Ильин [10, c.12].

И все же, о каком  бы виде интереса не шла речь, непременными являются два обстоятельства: наличие в нем потребности и положительное переживание этой потребности. И то и другое входит практически во все определения интереса, даваемые разными авторами. При этом имеется узкое и широкое понимание интереса. При узком подходе интерес связывается только с познавательной потребностью, и авторы в связи с этим признают только познавательный интерес. При широком подходе интерес связывается и с другими потребностями, теряя при этом свою специфику.

Остановимся подробнее на познавательном интересе – особом виде интереса к познанию, фигурирующем в процессе обучения. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик погружается в сферу образования.

Общеизвестно, что учить  приятней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес  к знаниям. И наоборот, труднее  обучать тех, кто не испытывает желания узнать «новое»; кто смотрит на учение, как на бремя, сопротивляясь каждому начинанию учителя.

У учащихся одного класса познавательный интерес может иметь  разный уровень своего развития (низкий, средний, высокий) и разный характер проявления в силу различного имеющегося у школьников опыта, особых путей индивидуального развития.

Чаще всего в педагогической литературе выделяют три уровня познавательного  интереса. Низкий уровень познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке. С ним связана также репродуктивная деятельность учащихся. Средним его уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес уже находится на поверхности, еще не проникает настолько в знание, чтобы обнаружить закономерности.

Указанный уровень можно  назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков  и существенных свойств изучаемого находится на равных началах, причем учащиеся становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении. Относительно вида деятельности ученика следует отметить его стремление к поисковой активности, часто связанной с ее прикладным характером. Высокий уровень характеризуется интересом ученика к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Деятельность учащихся находится на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоким причинно-следственных связей.

Данные уровни познавательного  интереса (репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый и творческий) рисуют в общих чертах тенденции его развития. Однако в реальности путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимными переходами, в которых одна стадия может вырасти из другой и одновременно сопутствовать ей.

Информация о работе Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе