Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7
1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33
2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
Отгадывание слова начинается по буквам, получается: - Я – Е - - - А. Остается победитель этого тура, который участвует в суперигре.
Задание в суперигре:
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
Участник дает правильный ответ и становится победителем игры.
Подводя итог игры, учащиеся с интересом обсуждали сам ход игры, искренне были рады за ученика, победившего в этой игре.
Исходя из того, как дети с увлечением принимали участие в игре, можно сказать, что такие игры способствуют развитию познавательного интереса учащихся к математике.
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА № 9 (ЯНВАРЬ).
Занятия представлены в игровой форме. Участвуя в таких играх, у учащихся развивается интерес. Дети постепенно переходят от простого задания к более сложным заданиям с помощью игровых моментов.
1. Игра " Катись, катись клубочек".
Задание: Жили - были два братца - Егорушка и Иванушка. Не было у них ни матери, ни отца. Питались они, чем Бог пошлет: то грибов и орехов наберут, то рыбы наловят. Вот пошел однажды Иванушка в лес за орехами, видит - коза бежит. Он за ней. Думает: " Догоню и приведу домой. Она молоком нас будет кормить". Бежал, бежал.... Никак догнать не может. Вдруг... коза исчезла, а перед ним стоит избушка на курьих ножках. Он зашел в нее, чтобы отдохнуть и подкрепиться, а дверь захлопнулась. Загоревал Иванушка. Егорушке тоже стало неспокойно. Долго нет Иванушки. Пошел он в лес искать своего братца. По дороге Егорушка встретил доброго старика. "Что загоревал, Егорушка? - спрашивает его старик. Удивился Егорушка, что его назвал по имени незнакомый старик. Он рассказал старику, что ищет своего братца Иванушку. Старик ему сказал, что Иванушка находится в волшебной избушке на курьих ножках, и дал волшебный клубочек. "Ты можешь освободить братца смекалкой. К избушке ведут три дороги: одну из них стережет Змей-Горыныч, другую - Баба-Яга, а про третью они не знают.
Я зашифровал все три дороги примерами, одна из них - по определенному правилу, - говорит старик, - Если ты догадаешься, по какому правилу одна из дорог, то по ней надо идти.
Волшебный клубочек покатится
и доведет тебя до волшебной избушки,
и ты освободишь Иванушку. Егорушка
догадался и освободил
40-7=3 28-5=23
36+4=40 22+6=28
32+4=36 28-5=23
38-6=32 20-2=18
36+2=38 18-3=15
40+4=36 35+4=39
37+3=40 46-3=43
Дети делают вывод, что идти Егорушке надо по левой дорожке. Правило там такое: ответ предыдущего примера является началом следующего примера, считая снизу.
2. Задание представлено
в занимательной форме. Такая
форма работы развивает
Мозаика из треугольников.
Мозаика изображена на плакате. Задание: сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на плакате?
Дети считают треугольники. Тот, кто насчитывает наибольшее количество треугольников, показывает их на плакате.
Правильный ответ: 32.
3. Загадка представлена
в занимательной цифровой
Задание: прочитай слоги в порядке их номеров и отгадай загадку.
12 11 14 13 15 17 16 19 18 20 21
маль шлись ки чи в ные раз лан чу чи ки
Дети составляют загадку, обсуждают ее ответы и приходят к конечному результату: ПЕРЧАТКИ.
5. Задачи в стихах
Дружно муравьи живут На воде две уточки,
И без дела не снуют. Во дворе две курочки,
Два несут травинку, Два гуся в пруду
Два несут былинку, И индюк в саду
Три несут иголки. Сколько птиц всего? Считайте!
Сколько их под елкой? Да ответ мне называйте.
Я рисую кошкин дом: Две мышки проникли в квартиру,
Три окошка, дверь с крыльцом. Решили попробовать сыру.
Наверху еще окно, чтобы Тут следом явились подружки-
Не было темно. Три сереньких мышки-норушки.
Посчитай окошки Кот спал в это время на крыше,
В домике у кошки! Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр?
6. Занятие завершает работа с кроссвордом, составленным в занимательной форме. Кроссворд предлагается детям на доске. Для этого задания понадобятся картинки с изображениями животных: попугая, синицы, ласточки, сороки, скворца.
Кроссворд.
О ком заботятся дети? (Ответ: о птицах.)
Реши кроссворд: Под каждым изображением птицы написаны примеры, решив которые, можно узнать, в какую строчку нужно вписать слово.
ПОПУГАЙ 20-10-9=
СИНИЦА 14-4-7=
ЛАСТОЧКА 19-9-8=
СОРОКА 16-6-5=
СКВОРЕЦ 20-10-6=
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА.
На занятиях кружка используется материал, повышающий познавательный интерес к математике.
ДОПОЛНИТЬ ДО 10: 8, 6, 4, 9, 7, 5. .
Сначала учащиеся дополняют числа до десяти, затем в этом же порядке под дополненными цифрами расставляют буквы, в данном задании дети определили, что это: 2 – у, 4 – л, 6 – и, 1 – т, 3 – к, 5 = а, получилось слово: УЛИТКА.
Практическая работа.
Практическая работа только тогда развивает познавательный интерес, когда ее задания даны в занимательной форме.
Каждый учащийся получает карточку с рисунком. Задание: найди результат математических действий.
Выполнив работу самостоятельно, учащиеся сверяют правильность выполнения задания по рисункам. Объясняет тот, у которого выполненное задание отличается от других, поясняя причину. Делая вывод, учащиеся приходят к правильному решению и его объясняют.
Ребусы.
Развитию познавательного интереса к математике способствуют ребусы, которые часто используются на занятиях кружка.
Дети с увлечением разгадывают ребусы, объясняют выбор данного ответа.
С 3 Ж «Цифру заменим словом три, впереди поставим С, а позади Ж, получилось слово: стриж».
ПО 2 Л «Цифру заменим словом два, поставим слева ПО, а справа Л, получилось слово: подвал».
7 Я «Цифру 7 заменим словом семь, а после слова семь поставим букву Я, ответ: семья».
3 ТОН «Цифру заменим словом три, после слова три поставим ТОН, получилось слово: тритон».
Наряду с рассмотренными выше заданиями проводились и другие кружковые занятия, направленные на формирование познавательного интереса с использованием энциклопедической литературы, сборников занимательных задач и упражнений по математике. На занятиях наблюдалась высокая активность и заинтересованность детей. Интерес к математике не угасал на занятиях. Дети самостоятельно находили различные задачи, ребусы, загадки, фокусы и приносили их на уроки, на которых выделялось несколько минут на их решение. Для большинства заданий использовались наглядные средства.
Третий этап исследования: итоговый эксперимент.
Эксперимент проводился в конце первого полугодии второго класса в форме наблюдения и анкетирования.
Детям была предложена анкета «По выявлению уровня развития интереса к внеклассной работе по математике и к самой математике». Анкета включает в себя четыре вопроса. На которые ученики отвечают устно, без предложенных ответов.
Вопросы анкеты:
1.Понравились ли вам внеклассные занятия?
2.Какие из видов
занятий вам понравились
3.Стала ли для вас более интересной математика?
4.Хотели бы вы дальше заниматься в кружке?
Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:
Какие из видов заданий по математике вам понравились больше?
15 учащихся ответили: задачи на смекалку, ребусы, задачи – шутки, 14 КВН, 13 магические квадраты и задания на размышление.
На вопрос стала ли для вас более интересной математика?
19 учащихся ответили «да», и 3 «не знают».
Результаты и вывод
анкетирования обсуждаются
По когнитивному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 27%;
средний уровень - 53%;
низкий уровень - 23%.
Результаты представлены на диаграмме № 4.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 36%;
средний уровень - 54%;
низкий уровень - 9%.
Результаты представлены на диаграмме № 5.
По деятельностному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 41%;
средний уровень - 54%;
низкий уровень - 5%.
Результаты представлены на диаграмме № 6.
Рис. 5 Диаграмма №4 диагностики познавательного интереса младших школьников по первому критерию
Рис. 6 Диаграмма №5 диагностики познавательного интереса младших школьников по эмоционально-мотивационному критерию
Рис. 7 Диаграмма № 6 диагностики познавательного интереса младших школьников по деятельностному критерию
Все данные, которые нами были получены на констатирующем и итоговым экспериментах мы занесли в таблицу 5.
Таблица 5 Динамика познавательного интереса младших школьников к математике (в %)
Критерии |
Уровни |
КЛАСС | |
До эксперим. |
После эксперим. | ||
Когнитивный |
высокий |
14 |
27 |
средний |
41 |
50 | |
низкий |
45 |
23 | |
Эмоционально-мотивационный |
высокий |
18 |
36 |
средний |
50 |
54 | |
низкий |
32 |
9 | |
Деятельностный |
высокий |
36 |
41 |
средний |
50 |
54 | |
низкий |
14 |
5 |
Рис. 8 Диаграмма №7 диагностики познавательного интереса младших школьников к математике по когнитивному критерию
Рис. 9 Диаграмма №8 диагностики познавательного интереса младших школьников к математике по эмоционально-мотивационному критерию
Рис. 10 Диаграмма №9 диагностики познавательного интереса младших школьников к математике по деятельностному критерию
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся класса уровень познавательного интереса к математике повысился.
На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:
Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе формирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному повышению познавательного интереса младших школьников к математике.
В процессе внеклассной работы повысился интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся получили элементарные навыки использования дополнительной литературой для поиска задач на смекалку, кроссвордов, ребусов и т.д.
Анализируя результаты
экспериментального исследования можно
сделать вывод о том, что у
учащихся класса до эксперимента наблюдался
средний уровень