Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7
1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33
2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72
Мы рассмотрим более детально форму внеклассной работы по математике – кружок.
Кружковая работа содействует развитию у детей познавательного интереса, краткости речи, умению сосредоточиться, делать выводы и обобщения, обосновывать свои мысли. Кружки создаются на добровольных началах. На занятиях кружка могут присутствовать не только его члены, но и все желающие. Работу следует проводить не чаще одного, двух раз в неделю. Методы проведения занятий кружка могут быть разнообразными. Это могут быть сообщения, инсценировки, ребусы, загадки, выпуск стенгазет, экскурсии, изготовление наглядных пособий, дидактические игры и пр. такие мероприятия способствуют развитию более высокого познавательного интереса младших школьников.
При организации кружковой
работы по математике рекомендуется
учитывать следующие
Мы разработали примерный план работы кружка по математике «Почемучка» - 2 класс. Всего 18 занятий за учебный год. Проводится два занятия в месяц. План кружка представлен в таблице 1.
Таблица 1
№ ЗАНЯТИЯ |
МЕСЯЦ |
СОДЕРЖАНИЕ |
1
2 |
сентябрь |
Задачи на смекалку. Загадки. Путешествие в сказку. Игра «Продолжи». Игра «Задумай число». Задачи в стихах. Упражнения на смекалку. «Магический квадрат». Игра «Поезд». |
3
4 |
октябрь |
Упражнения для визуального сравнения расстояния, размеров. Задачи в стихах. Игра «Концовка». задачи на смекалку. Игра «Курочка и цыплята». Упражнения на сравнения фигур. Загадки. Задачи в стихах. Игра «Математический футбол». |
5
6 |
ноябрь |
Задачи – шутки. Олимпиада. Считалки. Игры «Веселые цветы». Логические задачи. Игра «Звездный час». Задачи – шутки. Игра связанные со сказками: «В стране чудес». |
7
8 |
декабрь |
Упражнение на совершенствование знаний о нумерации. Игра «Чье место за столом?», «Составим поезд». Загадки. Ребусы. Занимательные задачи. Игра «Поле чудес». Распознавание цифр. 4.Игры «Высшего пилотажа». |
9
10 |
январь |
Игра «Катись, катись клубочек» и др. Задачи «Мозаика». Зашифрованные загадки. Логические задачи. Кроссворд. «Магические квадраты». Задачи – шутки. Игра «Детки на ветки». |
11
12 |
февраль |
Загадки. Задачи – шутки. Задачи на смекалку. Игра «Кто быстрее поднимется по лесенке». Игра «Грибная полянка». Задачи на угадывание предметов. Загадки. Логические задачи. |
13
14 |
март |
1.Выпуск математической газеты. 2. Логические игры 3.Задачи – шутки. 1. Игра – соревнование «Час веселой математики». |
15
16 |
апрель |
Упражнение на сравнение фигур. Задачи в стихах. Игра «Числа бегущие на встречу друг другу». 1. Игра – соревнование «Веселые гонки». |
17
18 |
май |
Игра «Засели дома». Задачи на смекалку. Ребусы. Задачи – шутки. Игра «Звездочеты». Итоговое. Обсуждение и подведение итогов кружковой работы за учебный год, и пожелания к планам на следующий учебный год. |
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике.
Эксперимент по выявлению эффективности методики организации внеклассной работы по математике и ее воздействия на познавательный интерес учащихся был начат в 1 «а» классе 2011 – 2012 года на базе средней общеобразовательной школы №18 г. Октябрьский и был продолжен во 2 «а» классе 2012 – 2013г.
Во 2 «А» классе обучается 25 человек, из них 14 мальчиков и 11 девочек.
По результатам первого полугодия можно сделать вывод, что некоторые учащиеся с желанием занимаются математикой. Большинство учащихся класса активно на уроках, добросовестно выполняют домашнее задание, принимают активное участие в общешкольных и классных мероприятиях по математике.
Исследование проводилось в 3 этапа:
Цель исследования на констатирующем этапе эксперимента: выявить уровень познавательного интереса младших школьников к математике.
На констатирующем эксперименте нами использовались такие методы исследования как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Уровень познавательного интереса к математике мы выявляли по следующим критериям: когнитивный; эмоционально-мотивационный; деятельностный.
Критерии уровней познавательно
Критерии уровней
Таблица 2 Критерии и уровни познавательного интереса младших школьников.
Критерии |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Когнитивный. Учащиеся должны знать: понятие натурального числа; отношение на множестве натуральных чисел; устные и письменные приемы сложения и вычитания в приделах 100; способы решения задач; некоторые геометрические понятия. |
Знают понятия: натуральное число; сложение, вычитание; задача, решение задач; геометрические фигуры. |
Имеют представление: о числе, задаче, арифметической операции, свойствах операций. |
Имеют представление слабое: о числе, сравнении чисел ( отношение «<», «>», «=») |
Эмоционально-мотивационный. У детей наблюдается желание узнать что-то новое; интерес к данному предмету. |
Высокая степень сформированности познавательных мотивов и потребностей к решению математических задач; постоянная устремленность к совершенствованию своей математической деятельности. |
Наличие отдельных познавательных интересов и потребностей; нерегулярное, ситуативное проявление познавательного интереса к математике |
Отсутствие познавательных интересов, потребностей и мотивов, или наличие минимального набора познавательных интересов; безразличное отношение к математике, в любых ее представлениях. |
Деятельностный. Изучение дополнительной литературы; участие в внеклассных мероприятиях по математике; помощь в подготовке внеклассных мероприятий по математике. |
Изучают дополнительную литературу; принимают участие в различных мероприятиях по математике; оказывают помощь в подготовке внеклассных мероприятий по математике. |
Участие в различных мероприятиях по математике. |
Безразличное отношение к |
На констатирующем эксперименте в первом полугодии второго класса проводилось анкетирование. Анкета «Хотели бы заниматься внеклассными занятиями?» состояла из трех вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ (см. Приложение А).
Во время анкетирования в классе присутствовало 22 учащихся, из них все отвечали на вопросы. На первый вопрос 20 учащихся выразили желание заниматься в кружке, и у двух детей такое желание отсутствует. На второй вопрос 15 человек из 22 считают, что эти занятия будут способствовать их успехам в изучении математики: "Если я узнаю на кружке больше, чем на уроке, то следующее занятие для меня будет интересней."
После обсуждения этой анкеты с учащимися пришли к выводу, что в кружке стоит заниматься всем классом, но некоторые задания полезно выполнять и обсуждать в малых группах.
Также на констатирующем эксперименте с учащимися класса проводилось анкетирование на тему «Выбор любимых занятий на уроке» использовалась анкета М.В. Матюхина. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Дается задание: «Прочитать и выбрать из предложенного списка 4 любых занятия на уроке» [32,с.34].
Анкета.
Что тебе больше нравится больше:
1.Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
2.Выводить правила на уроках математике.
3.Выполнять упражнения по математике.
4.Узнавать, откуда произошли числа.
5.Самому составлять упражнения по математике.
6.Реши задачи по математике.
7.Узнавать, почему предмет
называется определенным
8.Самому составлять задачи.
9.Узнавать правила написания слов.
10.Слушать, когда учитель
рассказывает что-нибудь
11.Узнавать о математических действиях.
12.Другое из не указанных выше (указать, что именно).
Результаты анкетирования каждого ученика по выбору предпочитаемого занятия представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты анкетирования каждого ученика по выбору предпочитаемого занятия
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 | |
Дмитрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Владислав |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Екатерина |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Вероника |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Владислав |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Орудж |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Дмитрий |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Андрей |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Кристина |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Полина |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Халиг |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Инна |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Виталий |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Галина |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Елизавета |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Евгения |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Инна |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Антон |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Алексей |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Александр |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
8 |
11 |
8 |
7 |
12 |
8 |
5 |
11 |
3 |
5 |
10 |
Результаты анкетирования по видам интересов представлены на гистограмме.
Рис. 1 Диаграмма анкетирования интересов младших школьников по предпочитаемым занятиям.
По результату анкетирования можно сделать вывод о том, что учащихся привлекает:
процессуальная сторона деятельности – 45%;
фактическая сторона деятельности – 15%;
поисково-исполнительная деятельность – 22%;
творческая деятельность – 18%.
На констатирующем эксперименте проводилась беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно», она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.
Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:
Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?
Данный вопрос бурно обсуждался большинством учащимися. Были даны такие ответы:
75 % учащихся считают: любимый предмет – это тот, предмет, где много игр, ребусов, загадок.
25 % учащихся считают, что любимый предмет – это тот, предмет, где можно рисовать и разгадывать кроссворды, составлять задачи, примеры.
Также в беседе задавался такой вопрос.
Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравилась математика?
25 % учащихся ответили «решать задачи»,
45 % учащихся ответили «решать примеры»,
30 % учащихся ответили
«разгадывать кроссворды и зага
Наиболее интересные ответы дали пять учащихся:
Саша: «Я хочу составлять кроссворды»;
Инна: «Чертить различные фигуры, вырезать их. А потом собирать из них различные поделки»;
Влад: «Решать различные примеры и задачи на компьютере»;
Дима: «Составлять задачи, примеры»;
Настя: «Проверять решенные задачи, примеры, кроссворды, ребусы. Находить в них ошибки и исправлять их».
На вопрос, какие задания вы любите выполнять больше всего: решать примеры, или разгадывать ребусы, или решать задачи на смекалку или др.?
32 % учащихся ответили «Мне нравиться решать задачи на смекалку, потому что мне интересно найти ответ задачи»;
28 % учащихся ответили «Я люблю решать примеры, потому что это у меня хорошо получается»;
15 % учащихся ответили «Мне нравиться разгадывать и составлять ребусы, потому что я люблю разгадывать скрытые слова».
25 % учащихся ответили «Я люблю составлять задачи и кроссворды, потому что мне интересно это делать».
На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
По когнитивному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 14%;
средний уровень - 41%;
низкий уровень - 45%.
Результаты представлены на диаграмме № 1.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 32%;
средний уровень - 50%;
низкий уровень - 18%.
Результаты представлены на диаграмме № 2.
По деятельностному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 36%;
средний уровень - 50%;
низкий уровень - 14%.
Результаты представлены на диаграмме № 3.
Рис. 2 Диаграмма № 1 диагностики познавательного интереса младших школьников по когнитивному критерию
Рис. 3 Диаграмма № 2 диагностики познавательного интереса младших школьников по эмоционально-мотивационному критерию
Рис. 4 Диаграмма № 3 диагностики познавательного интереса младших школьников по деятельностному критерию
педагогический игровой математика внеклассный
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся класса уровень познавательного интереса к математике средний.
Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент, который проводился в течение практики.
Цель формирующего эксперимента: формирование познавательного интереса младших школьников к математике.
На этом этапе были использованы материалы для внеклассных мероприятий по формированию познавательного интереса младших школьников к математике разработанные в пункте 2.1.
Приведем фрагменты некоторых кружковых занятий, которые были проведены во время эксперимента.
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА № 5 (НОЯБРЬ). «Олимпиада по математике». Задания для олимпиады представлены в занимательной форме, среди них задания на смекалку, ребусы и т.д. в олимпиаде принимали участие 6учащихся.
Задания олимпиады:
1. В бочке было 36 ведер воды. Для поливки взяли 26 ведер воды, а потом налили в бочку 14 ведер воды. Сколько ведер воды стало в бочке? На сколько больше ведер воды взяли, чем налили?