Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7
1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33
2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

Низамова А.Р. (Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе).doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Таким образом, следует  вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса к математике, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внеклассные занятия по математике, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Одна из основных причин не всегда высокой сравнительной успеваемости по математике – недостаточный интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются  ученики увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы больше узнать о своем  любимом предмете, решать более трудные задачи.

Внеурочные занятия  с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в  области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских  навыков, смекалки, привития вкуса к  чтению дополнительной литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

В процессе подготовки курсовой работы была изучена учебно-методическая литература по теме исследования, изучены психологические особенности учащихся младшего школьного возраста, разработана система кружковых занятий, тематика конкурсов.

В начале эксперимента выявлено желание учащихся заниматься внеклассной  работой по математике.

В процессе эксперимента проводились кружковые занятия  по графику, представленному в курсовой работе.

Результаты контрольного тестирования свидетельствуют о положительном влиянии внеклассной работы на формирование познавательного интереса младших школьников к математике.

Опыт организации внеклассной  работы по математике свидетельствует о том, что она должна быть продолжена в дальнейшем обучении учащихся, т.к. внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных заданий, воспитанию у младших школьников определенной культуры работы над заданиями.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои знания по математике. Это благоприятно сказывается и на качестве его работы.

Таким образом, подтвердилась  гипотеза курсового исследования: систематическая и целенаправленная внеклассная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся к математике.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арутюнян, Е.В. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей: 1 – 5 класс / Е.В. Арутюнян. – М.: ВАКО, 2009. – 198с.
  2. Афонькин, С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления / С.Ю. Афонькин. – СПб.: Питер, 2002. – 156с.
  3. Баврин, И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин. – М.: Просвещение, 2009. – 126с.
  4. Белкин, Е.Л. Управление познавательной деятельностью / Е.Л.Белкин. – Ярославль: ЯГПИ, 2007. – 165с.
  5. Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях / Л.А. Беляева. – Томск: ТГПУ, 2004. – 187с.
  6. Вайсберг, И.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / И.Г.Вайсберг. – М.: Просвещение, 2007. – 234с.
  7. Гилева, Д.К. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Д.К.Гилева. – Свердловск: Шиимский гос. пед.ин-т, 1970. – 132с.
  8. Гребенкина, Л.К. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся / Л.К. Гребенкина. – Рязань: РГПИ, 2006. – 149с.
  9. Зазулина, Н.П. Занимательные игры, упражнения, задания для учащихся 1 – 3 классов / Н.П. Зазулина. – М.: Просвещение, 2004. – 208с.
  10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509с.
  11. Королева, К.П. Формирование познавательных интересов и творческого отношения к учению / К.П. Королева. – Свердловск: СГПИ, 2007. – 154с.
  12. Кравченко, М.Б. Организация внеклассной познавательной работы в школе / М.Б.Кравченко. – Тамбов: ТГПИ, 2008. – 154с.
  13. Кувшинов, Н.И. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся / Н.И. Кувшинов. – Омск: ОПИ, 2004. – 173с.
  14. Лазук, Н.Я. Внеклассная работа по математике в средней школе / Н.Я.Лазук. – Минск: Нар. асвета, 2008. – 98с.
  15. Левенберг, Л.Ш. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л.Ш.Левенберг. – М.: Просвещение, 2001. – 156с.
  16. Милованов, В.Ф. Основные формы внеклассных занятий по математике в средней школе / В.Ф. Милованов. – Туркменистан: Ашхабад, 1967. – 124с.
  17. Молоков,Г.Ц. Интересы школьников к учебным предметам / Г.Ц.Молоков. – Улан – Удэ: Бурят.кн. изд-во, 2005. – 87с.
  18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова. – М.: Знание,2009. – 47с.
  19. Муртазин, Г.М. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г.М.Муртазин. – Уфа: БГУ, 2009. – 143с.
  20. Ожигов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожигов. – М.: Азбуковик, 2004. – 944с.
  21. Осипова, М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников/ М.П.Осипова. – Минск: Нар. асвета, 2007. – 243с.
  22. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decora

Информация о работе Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе