Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияние внеклассной работы на формирование и развитие познавательного интереса к математике.
Задачи исследования:
1.Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе;
2.Изучить влияние внеклассной работы по математике на повышение познавательных интересов младших школьников;
3.Разработать систему кружковых занятий по математике и методику их проведения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………………….7
1.1 Сущностные характеристики «познавательного интереса»……………..7
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа как средство формирования познавательного интереса…………………………………………………………………………..21
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО МАТЕМАТИКЕ………………..33
2.1 Система организации внеклассной работы по математике и методика ее проведения……………………………………………………………………….33
2.2 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших школьников к математике………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..72

Файлы: 1 файл

Низамова А.Р. (Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе).doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Ответ учащихся был таким: «Если 36 ведер было, а взяли 26 ведер воды, значит, осталось 36-26=10 ведер воды. К ним 10 еще налили 14 ведер воды, стало 10=14=24 ведра воды

Взяли 26 ведер оды, а налили 14 ведер  воды, отвечая на этот вопрос, будет 26-14=12 ведер воды. Значит, на 12 ведер  воды взяли больше, чем налили».

2. Кате надо принять  3 таблетки. Каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

Ответы учащихся на этот вопрос были разными. Один из них: «Первый  раз Катя примет таблетку только через 20 минут, затем еще через20 минут  и еще раз. Следовательно, 20+20+20=60 минут или один час. Значит, этих таблеток ей хватит на один час ровно».

Другой ответ был  таким: «катя примет сейчас одну таблетку, не считая 20 минут. После первой таблетки она отсчитает 20 минут и примет вторую, а затем еще отсчитает 20 минут и примет третью. Следовательно, 20+20+40 минут. Итак, Кате понадобится 40 минут, чтобы принять эти три таблетки».

  1. Вставь пропущенные числа:

_ - 19 + 2 = 12 _+_+_=12

15 - _ +3 = 8 12 – 2 - _=3

9 - _> 4 _ + 4 <6

Учащиеся решили так:

29-19+2=12 4+4+4=12

15-10+3=8 12-2-7=3

      1. 1+4<6

4. Расшифруй ребусы.

ПИ 100 ЛЕТ - (учащиеся объясняют: число 100 заменим словом сто, подставим  впереди его пи, а после лет, получим слово: ПИСТОЛЕТ).

ВО 100 К – (дети рассуждают: число запишем словом, получается сто, добавим впереди ВО, а позади К, получилось слово: ВОСТОК).

5. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разделили  на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали?

Ответ детей:



 

Получается, что три  листа разрезали.

6. Какое из чисел  пропущено? Впиши его:

76, 72, 68, 64, _ , 56, 52.

Ответ детей: «Все числа, если считать слева, уменьшаются  на 4; а если считать справа, то увеличиваются  на 4, т.е. это число 60». 76, 72, 68, 64, 60 , 56, 52.

Подводя итог олимпиады, были выделаны следующие результаты.

Двое участников выполнили задания без ошибок. Влад Б. Допустил ошибку в 6 задании. Лиза М. И Саша С. допустили ошибки в двух заданиях. Женя М. Выполнила лишь половину заданий олимпиады.

Исходя из вышесказанного, можно составить таблицу сравнения. В таблице 4 представлены результаты выполнения заданий олимпиады.

 

Таблица 4

 

%

Вероника Б.

+

+

+

+

+

+

100

Алексей Р.

+

+

+

+

+

+

100

Влад Б.

+

+

+

+

+

-

84

Лиза М.

+

-

+

-

+

+

65

Саша С.

+

-

+

+

-

+

65

Женя М.

+

-

-

+

-

+

50


 

Следовательно, из наблюдений на уроках и занятиях кружка установлено, что у пяти членов группы высокий уровень познавательного интереса. У трех учащихся это проявилось на олимпиаде. Два учащихся выполнили все задания – 100%, и один пять - 84%. Средний уровень одиннадцать человек. Из них в олимпиаде участвовало два, и показали средний результат – 65%. Уровень ниже среднего у шести учащихся, но в олимпиаде принимал участие один из них, и выполнил 50% задания.

После проведения олимпиады  с ее участниками был проведен анализ результатов работ и проведен опрос о качестве заданий, их сложности. В результате опроса выявлено, что дети с интересом приняли эти задания олимпиады, при выполнении которых получили новые знания. Это свидетельствует о повешении познавательного интереса учащихся.

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ  КРУЖКА № 6 (НОЯБРЬ).

«ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС».

Материал занятия представлен  в занимательной игровой форме. Целью этого мероприятия было – развитие познавательного интереса к математике. Игра проходит в виде соревнования, в ней принимали  участие семь учащихся.

1 ТУР.

В первом туре участникам предлагаются такие задания:

1. Возле кормушки были голуби и синички. Синичек было десять. Сколько было всего птиц, если синичек было на 2 больше, чем голубей?

Дети рассуждают: «Если  синичек на 2 больше, а их десять, то голубей на 2 меньше. Значит, 10-2=8 голубей было возле кормушки. Чтобы узнать, сколько всего было птиц, нужно сложить всех синичек и голубей, следовательно, 10+8=18 птиц всего».

2. сколько понадобится  палочек, чтобы выложить пятиконечную  звезду?

Дети на своих столах с помощью палочек выкладывают  пятиконечную звезду и выяснят, что  палочек надо всего лишь семь.

3. У Тани было пять  орехов. Один она отдала брату,  затем у них стало орехов  поровну. Сколько орехов было  у брата вначале?

Эту задачу учащиеся объясняют так: «У Тани было пять орехов, т.к. она отдала один брату, у нее осталось четыре. Если у них с братом стало поровну, то у него тоже теперь четыре, а это значит, что у него было на один орех меньше: 4-1=3 ореха у брата».

2ТУР.

Во втором туре участникам предлагается из букв составить название геометрической фигуры:

И М Д П А Р И А

Дети составляют разные слова: пир, мир, Ира, Дима, ПИРАМИДА,

3ТУР.

В третьем туре дан  ряд вопросов, нужно выбрать верно.

КВАДРАТ, РАВНО, ТРЕУГОЛЬНИК  – это геометрические фигуры.

(РАВНО – это математический  знак.)

10, +, 22 – это числа.

(+ - это арифметический  знак.)

35, 20, У – это числа.

(У – это буква.)

По окончанию этого  тура у участники, у которых наименьшее количество баллов, к последнему четвертому туру переходят два участника игры с наибольшем количеством баллов.

4ТУР.

Задание: составить большее  количество слов из слова

МАТЕМАТИКА

В этом туре и определяется победитель игры, который больше придумал слов из данного слова.

Подводя итог, учащиеся с  интересом обсуждали саму игру, ответы учеников игры. Следует отметить, что такие игры в большей мере способствуют развитию познавательного интереса к математике.

Каждое мероприятие  тщательно подготавливается, продумывается  учителем, в этом ему помогают участники  кружка. Учащиеся заранее подготавливают задания, занимательные упражнения и задачи.

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА №7 (ДЕКАБРЬ).

1.Упражнения на совершенствование  знаний о нумерации.

Материал упражнения представлен в сказочной игровой  форме. Для проведения игры необходима картинка с изображением стола. На столе расставлены чайные чашки и разложены салфетки с нарисованными на них кружками (номерами).

В середине стола стоит  большой торт, а вокруг стола, напротив салфеток сидят Веселые человечки (Петрушка – 3, Дюймовочка – 4, Чебурашка – 6, Красная Шапочка – 1, Чипполино – 2, Буратино – 5).

Игра «Чье место за столом?». (Задание читает учитель).

В гости к Дюймовочке пришли Веселые человечки. Дюймовочка обозначила с помощью кружков  на салфетке место каждого из гостя  за столом. Но Веселые человечки не умели считать. Помогите каждому из них занять свое место (Учитель предлагает назвать по порядку место каждого за столом, рассаживая, их справа от Красной Шапочки по кругу).

Учитель задает вопросы  по картинке.

  1. Кто должен сидеть рядом с петрушкой?
  2. Кто должен расположиться между Чебурашкой и Дюймовочкой?
  3. Что стоит посредине стола?

Дети отвечают на вопросы, обращая внимание на картинку.

    • Справа рядом с Петрушкой сидит Чипполино.
    • Между Чебурашкой и Дюймовочкой сидит Петрушка.
    • Посредине стола стоит большой торт.

Дети делают вывод  и определяют, кто за каким местом должен сидеть. Затем рассаживают сказочных героев на свои места.

2. Разгадывая загадки,  учащиеся развивают мышление, узнают  много нового и интересного.

Загадки загадывают двое учащихся, заранее подготовив их. Дети высказывают свои ассоциации и мнения, постепенно приходя к правильному ответу.

1.)Много рук, одна  нога. (Ответ учащегося: дерево, т.к.  у него один ствол и много  веток).

2.)Две хозяйки за  год два раза стол накрывают.  Одна зеленой скатертью, другая - белой. (Весна и зима, весной все вокруг зелено, а зимой все покрыто белым снегом.)

3.)Трое работают, двое  надзирают, один размышляет.(3 пальца  пишут, 2 глаза смотрят, а ум  размышляет.)

4.) Четверо братьев  не сходятся, не расходятся, и не отстают, и не догоняют. (Колеса машины не могут сойтись, не могут разойтись, не могут догнать друг друга.)

5.) Один говорит, двое глядят  и двое слушают. (Рот говорит,  два глаза глядят и уши слушают.)

3. Одним из видов занимательного  материала являются логические задачи. Они в наибольшей мере привлекают и заинтересовывают детей своим необычным содержанием.

Логическая задача "Сказочная  семья". После проведения, дети высказывают  свои мнения.

У мальчика – с пальчик  из сказки Ш.Перро было шесть братьев. Автор сказки почему-то не пожелал сообщить нам, что в действительности в этой семье дровосека у каждого из семи братьев было по семь сестриц. Сколько же всего братьев и сестер в этой сказочной семье?

Дети к правильному  ответу приходят через размышления: если у каждого из семи братьев было по семь сестриц, то эти сестры одни и те же. Значит, сестер семь, как и братьев, а всего детей в этой семье четырнадцать.

На картинке изображен  гардероб. На вешалке висят пальто. В очереди у гардероба стоят  дети с номерками в руках, а чуть дальше стоят два ребенка, потерявших свои номерки.

Учитель задает вопрос:

  • Какие номерки потеряли ребята?
  • Какие пальто они должны одеть?

Получив задание, учащиеся приступают к его обсуждению. Ответ  детей: Дети, которые потеряли свои номерки, должны подождать, когда все остальные учащиеся не заберут из гардероба свои пальто. Когда все дети заберут пальто, в гардеробе останется всего лишь два пальто, и на них не будет висеть номерков. Это и будут потерянные номерки детей. В данном случае это номерки 6 и 13. (Все остальные номерки есть.)

4. Отгадывая ребусы, ребята увлекаются конечным результатом своей деятельности.

Ребусы представлены с помощью  рисунков, букв и цифр; даны в занимательной  форме.


I. Г II. ЛАС.


КОД (Ласточка)

(Код)

III. ПО 100 ВОЙ IV. ПО 2 Л

(Постовой) (Подвал)

Дети размышляют так:

1.) " Написано слово  код, но т.к. стоит галочка  над буквой к, означает, что  ее надо заменить на г, получается  слово ГОД."

2.) " На рисунке нарисована точка, а перед ней лас, значит, к слову точка впереди добавляем лас, получилось слово ЛАСТОЧКА".

3.)«В ребусе есть  цифра 100, значит, используем слово  сто, перед ним ставим по, а  после него ставим вой, получилось  слово: ПОСТОВОЙ».

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА № 8 (ДЕКАБРЬ).

«Думай, считай, отгадывай».

Цель этой игры было развитие познавательного интереса учащихся. Проводилась в форме соревнований. Материал был предложен в занимательной форме и доступен для детей. Игра проводилась в четыре тура, в каждом туре участвуют по три учащихся.

1 ТУР.

Детям предлагается задание:

Что зашифровано в  этом ребусе?

По 2 л

Дети угадывают слово  по буквам, получается По---Л

Затем один из участников называет слово: ПОДВАЛ и становится победителем этого тура.

2ТУР.

В этом туре участвует следующая  тройка игроков, предлагаются такие  задания:

Что это? Сговорились  две ноги

Делать дуги и круги

Участники игры начинают слово угадывать по буквам, получается:

-И – КУ-Ь. Потом один из  участников называет слово: ЦИРКУЛЬ.  Так становится победителем этого  тура еще один ученик.

3ТУР.

В этом туре принимает участие еще одна тройка игроков. Предлагается задание:

В школе есть такая птица,

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой.

Угадывая по буквам, получается: Д  – О - - А. Затем один участник игры называет слово: ДВОЙКА и становится победителем третьего тура.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.

Разгадайте ребус:

Р 1 А

Зрители дают свои варианты ответов: один, родня, Родина. Зритель, назвавший последнее слово, становится победителем этого задания. Затем  он объясняет ответ: «Цифру один заменим  словом один, перед этим словом поставим букву Р, а после этого слова поставим букву А, получается слово: РОДИНА».

4 ТУР.

В этом туре принимают участие три  победителя предыдущих трех туров. Предлагается задание:

Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Информация о работе Значение внеклассной работы по математике для организации учебного процесса в начальной школе