Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51
Для нравственного развития главное
- создать условия, когда норма
морали начнет регулировать реальное
поведение ребенка, то есть установить
связь между нравственным сознанием
и нравственным поведением. Только
при наличии такой связи норма
становится мотивом поведения и
выполняет побуждающую
Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
В нравственном воспитании произведения
детской художественной литературы
являются самым активным средством
воздействия на чувства ребенка.
Они в яркой, эмоционально насыщенной
форме влияют на детей, вызывая самые
разнообразные чувства, способствуя
формированию у них нравственного
отношения к явлениям окружающей
жизни. Художественные образы, увлекательные
сюжеты, в которых проявляются
достоинства или недостатки литературных
героев или раскрываются лучшие черты
и качества человека и осуждаются
отрицательные поступки и явления
- все это делает «книжное путешествие»
к истокам нравственности интересным
и находит живой отклик у детей,
способствуя образованию у них
нравственных понятий и чувств, вызывая
желание следовать хорошим
Писатели прошлого и настоящего
создали много прекрасных литературных
произведений для детей о проявлениях
всех нравственных качеств. Дошкольники,
например, хотят быть похожими на Вовку
(из цикла стихов А. Барто «Вовка
- добрая душа»); понимают смысл «волшебных
слов» из рассказа В.А. Осеевой, добродушно
смеются над трусливыми мальчишками
из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова);
осуждают Котьку, засыпавшего горку
песком («На горке» Н. Носова) и не
хотят быть похожими на неряшливую
Федору («Федорино горе» К. Чуковского).
Старшие дошкольники очень
В таких замечательных
И начинающие, и тем более опытные педагоги при формировании и укреплении многих нравственных чувств привлекают к себе в помощь художественную литературу - рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку - он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя.
Вообще, для детей художественная литература - это человекознание и одновременно - самопознание. Познание себя в окружающем мире. Познание себя через других людей - героев книг. Это помогает и способности предвосхищать новое знание. Поэтому педагоги говорят об иллюзии самооткрытия истины через приобщение к ней, через включение ребенка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем [25, С. 45].
Мы считаем, что это очень
хорошо, если литературное произведение
для детей характеризуется
И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: исторических фактов, общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что, действительно, в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя.
«У Земли спутник - Луна, у человека - книга. Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы»,- К.Д. Ушинский [34, С. 98]. «Книга - это могучее оружие»,- В.А. Сухомлинский [27, С.11].
Осуществляя нравственное воспитание в детских дошкольных образовательных учреждениях, педагоги создают условия для усвоения во всех возрастных группах положительного нравственного опыта, приобретенного на основе прочтения подобранных по определенной тематике книг.
В старших группах педагог уже
значительно шире использует метод
объективной оценки, к которой
привлекается часто весь детский
коллектив после прочтения
Задача детского сада, - как отмечает Л. М. Гурович, - заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе [6, С. 10]. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.).
Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства.
Мы считаем, что очень важна и сама подготовка воспитателя к любому занятию: производится выбор методов работы с книгой, определение литературной и воспитательной задач, особенно хорошо нужно готовиться к прочтению произведения. Ведь прочитать произведение детям нужно так, чтобы они поняли основное содержание, идею и, что было бы очень ценно, эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). Только тогда можно ожидать определенного результата в восприятии и продвижении нравственных представлений.
Существует и предварительная
работа, в которую входит подготовка
детей. Подготовка, прежде всего, к восприятию
литературного текста, к осмыслению
его содержания. Проведение такого
занятия потребует создания спокойной
обстановки, четкой организации детей,
соответствующей эмоциональной
атмосферы. Чтению может предшествовать
краткая вводная беседа о книге
или, например, о детстве писателя
этой книги, может быть, о каком-то
случае из обычной жизни, всё это
будет подготавливать детей к
восприятию определенного произведения,
связывая и их опыт, и текущие
события с темой произведения.
Для полного и глубокого
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Примером литературных произведений, в которых отражены нравственные ценности, могут быть рассказы с нравственным содержанием.
Для формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В.А.Осеевой.
«Валентина Александровна
Первым, принесшим ей известность,
был рассказ «Бабка», опубликованный
в августовском номере журнала «Дружные
ребята» за 1939 год. А в конце
того же 1939 года рассказ бы издан
в литературном сборнике «Снежки».
Казалось бы, ничем не примечательная
житейская история о душевной
черствости мальчика по отношению к
собственной бабушке
В довоенных рассказах - «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» - внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, - таков рецепт писательницы-педагога. В.А.Осеева продолжала в своей прозе реалистическое направление, связанное в детской литературе с именами Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Художественное произведение было для нее, прежде всего, средством воспитания, а стержнем произведения - важный нравственно-этический вопрос.
В ранних рассказах Осеевой герой-
Творчество советской
Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо», дети приходят к выводу, что «плохо» - быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость.