Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

 

Список используемой литературы

 

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Н. Для воспитателя  детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Большой энциклопедический словарь: под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. – 1998. – 1434 с.
  3. Волобуева Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- 191 с.
  4. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1993. – 160 с.
  5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Для воспитателя дет. Сада. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
  6. Гурович Л.М.«Ребенок и книга»: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. – М., Просвещение, 1992. – 64 с.
  7. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное - СПб.-244 с.
  8. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец.№410 Педагогика и психология (дошк.) В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1998.-270 с.
  9. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре  / Сост. Р.И. Жуковская. – М.: АПН РСФСР, 1983. – 318 с.
  10. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. — 322 с.
  11. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника [Текс] / под. Ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.
  12. Карпинская Н.С. Игра – драматизация детей дошкольного возраста   // Дошкольное воспитание. 1999. №12. – 172 с.
  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб, заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб, заведений. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академия. – 201. – 416 с.
  15. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.
  16. Колесникова З. Игрушечный театр: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-215 с..
  17. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-220 с.
  18. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1975. – 239 с.
  19. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., Просвещение, 1975. – 256 с.
  20. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.
  21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512 с.
  22. Педагогика. Курс лекций. Лихачев Б.Т. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2001. – 607 с.
  23. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с.
  24. Программа воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: 4-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
  25. Развитие: программа нового поколения для дошкольных общеобразовательных учреждений. Старшая группа /под ред. О.М. Дьяченко: изд. -2-е, испр. И доп. М.: ГНОМ и Д.-2002.-96 с.
  26. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь   / Сост. Е.С. Рапацевич – Минск: Соврем. Слово, 2006. – 928 с.
  27. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- №9.- 174 с.
  28. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.-№8. - 189 с.
  29. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб, заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  30. Сухомлинский В.А. Яблоко и рассвет (Сборник) – изд., малыш, М., 1984. – 27 с.
  31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стериотип. – М.: -Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
  32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.
  33. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей   / Сост. А.П. Усова. – М., Просвещение, 1996. – 96 с.
  34. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения /Редколлегия: С.Ф. Егоров и др. М., «Педагогика», 2004. – 351 с.
  35. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений – 2-е изд. Перераб. И доп. – М. Издательский центр «Академия», 1990. – 380 с.
  36. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1993. – 243 с.
  37. http://nevinka.library.ru/

.

 

 

Приложение

Приложение 1

Анкета  по формированию нравственных представлений

1.Если  у вас дома детская библиотека?

А) Да

Б) Нет 

2.Любите  ли вы читать?

А) Да

Б) Нет 

3.Знакомы  ли вы с произведениями Осеевой  В.А.?

А) Да

Б) Нет 

4.В  домашней библиотеке присутствуют  произведения Осеевой В.А.?

А) Да

Б) Нет 

5. Любит ли ребенок слушать рассказы  Осеевой В.А.?

А) Да

Б) Нет 

6.Знает  ли ваш ребенок такие нравственные  понятия, как совесть (стыд)?

А) Да

Б) Нет 

7. Знает ли ваш ребенок волшебные  слова? 

А) Да

Б) Нет 

8. Любит ли ребенок говорить  волшебные слова? 

А) Да

Б) Нет 

9.Выберете  из списка указанных нравственных  понятий те, о которых  ваш  ребенок имеет представление: 

  1)совесть 

  2)доброта 

  3)честность 

  4)ответственность 

  5)патриотизм 

6)трудолюбие 

А) Да

Б) Нет 

10.Отвечает  ли ребенок за свои плохие  поступки?

А) Да

Б) Нет 

11. Знает ли ваш ребенок, что  обманывать друга это нечестно?

А) Да

Б) Нет 

12. Знает ли ваш ребенок, что  обижать младших нельзя?

А) Да

Б) Нет 

13. Прочитайте ребенку рассказ «Синие  листья», понравился ему? 

А) Да

Б) Нет 

14.Спросите  ребенка, в рассказе «Синие  листья» Катя покраснела как 

рак от стыда?

А) Да

Б) Нет 

15.Знает  ли ваш ребенок ,что значит  быть трудолюбивым?

А) Да

Б) Нет 

16.Помогает  ли ваш ребенок вам по дому (собирает игрушки)?

А) Да

Б) Нет 

17.Знает  ли ваш ребенок ,что труд  объединяет?

А) Да

Б) Нет 

18.После  прочтения рассказов Осеевой  В.А. ваш ребенок хочет быть  трудолюбивым как мальчик из  рассказа «Сыновья»? 

А) Да

Б) Нет 

19.Помогают  ли рассказы Осеевой В.А. формировать  нравственные  Представления?

А) Да

Б) Нет 

20.Будите  ли вы читать рассказы Осеевой  Валентины Александровны? 

А) Да

Б) Нет 

Результаты

Более 20 ответов А: У вашего ребенка  с формированы  нравственные представления.

10-15 ответов А: У вашего ребенка  не до конца сформированы нравственные  представления. 

Больше  ответов Б: У вашего ребенка нет  нравственных представлений.

 

Результаты опытно-экспериментальной  работы:

 

А. Марина

16

+

Б. Гриша

15

-

Б. Никита

11

-

В. Саша

8

-

В. Кристина

18

+

Г. Саша

13

-

Е. Дима

7

-

Ж. Света

19

+

З. Илья

14

-

К. Лиза

6

-

Л. Саша

18

+

М. Полина

16

+

Р. Егор

16

+

С. Максим

12

-

Ф. Сергей

8

-

Ц. Арсений

17

+

Ч. Петя

15

-

Ч. Рома

19

+

Ш. Даша

20

+

Ш. Кирилл

14

-


 

           Итог:  - 11, +9.

 

Приложение 2.

Беседе  с детьми о нравственности, нравственных чувствах.

Индивидуальная беседа с детьми включала следующие вопросы:

Что такое дружба?

Имеешь ли ты друзей? И почему они  твои друзья?

Заботитесь ли вы друг о друге?

Просят ли тебя друзья о помощи в быту, в играх, в общих делах?

А близкие ждут твоей помощи, они  радуются ей?

Как ты помогаешь другим людям и  детям (в своей группе, младшим  детям, соседям)?

Чем помогаешь воспитателю, няне?

Какие книжки хочешь слушать и читать?

Сколько сказок, рассказов ты знаешь? О чем они?

Знаешь ли, сказки о дружбе?

Знаешь ли, сказки о добре, чуткости?

Можешь вспомнить пословицы  и поговорки о дружбе, добре?

Есть ли в твоем окружении  отзывчивые люди?

Что такое отзывчивость?

Что ты чувствуешь, когда к тебе обращаются с просьбой (мама, воспитатель, товарищ, девочка из группы и др.)?

Бывает, что ты испытываешь неловкость, стеснение, стыд от какого-то поступка?

Что ты чувствуешь, когда видишь брошенного на автобусной остановке котенка, щенка?

Как ты поступишь, если бабушке тяжело нести сумку по лестнице?

Что такое жалость, знакомо ли тебе это чувство?

А ты обращаешься к другим людям  с просьбой?

Какими словами надо пользоваться при этом?

Как поступаешь, если тебе оказали  услугу, чем-то помогли?

Сумеешь, если потребуется, помогать долго?

Какой труд любишь? Почему?

Знаешь ли, где работают твои родители?

Трудитесь ли вы вместе дома, на даче?

Как трудишься ты?

И что тебе известно об уважении к  труду (сказки, стихи, пословицы)?

Бываешь вместе с родителями в лесу, у моря, в библиотеках, в музеях?

Где бывал с родителями и друзьями летом?

Что тебе известно о стране (крае, городе), где мы живем?

Что ждет от нас окружающий мир (деревья, цветы, животные)?

Какие деревья, цветы ты сажал с  родителями?

Есть ли у тебя домашние животные? Как ты с ними дружишь?

Назови свои увлечения?

Какие игры больше всего любишь?

В какие игры чаще играешь с другими  детьми во дворе, в саду?

Есть ли у тебя постоянные домашние обязанности?

Есть ли у тебя любимые вещи? А у других людей есть?

А к общим вещам, которые мы видим  в нашем детском саду, в парках, магазинах, развлекательных центрах, как нужно относиться?

 

Приложение 3.

Занятие №1  по ознакомлению с рассказами В.А. Осеевой.

Чтение  рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Цель:

Познакомить детей с вежливыми словами  и научить пользоваться ими в  жизни.

Задачи:

Научить детей пользоваться вежливыми словами.

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Прививать навыки культурного поведения детей  в общении друг с другом, другими  детьми и взрослыми.

Воспитатель: - На свете есть особенные слова  – их называют «добрые», «вежливые», а еще и «волшебные».

Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каких  вежливых словах в нем говориться?

Добрые  слова.

Добрые  слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только  выйду за ворота,

Всем  идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С  добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я в след

Всем  идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех  домой спешивших к чаю.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении?

Дети: - «С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»

Воспитатель: - Добрых, вежливых слов очень много  и вы должны как можно чаще говорить их чтобы быть вежливыми и воспитанными, от этих слов всем становиться радостнее, проходит грустное настроение, надо стараться  быть полезным людям.

Давайте вспомним какие  еще вежливые слова  вы знаете?

Дети: - Здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста…

Воспитатель: - А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?

Дети: - Ко всем, и к маме, и к папе, к воспитателю…

Воспитатель:

- Слова чудеснейшие эти

Услышать  каждый очень рад

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Не  только дети, но и взрослые хотят, чтобы  все их друзья, соседи и даже незнакомые всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется  дружить, а с грубияном, невоспитанным  человеком, конечно же, нет.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск