Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

По нашим данным первый уровень - самый высокий был установлен у 4 человек (24%), это дети, которые  проявляют доброту, отзывчивость, чуткость, легко вступают в контакт с  другими детьми и помогают им в  игре, труде, занятиях. Стремятся выполнять  задания и работу добросовестно, доводят дело до конца. Привлекают в  помощь себе товарищей и сами всегда приходят им на помощь, увлекаются занятиями  и трудом. Умеют культурно обращаться к сверстникам и взрослым, умеют  уступать, если нужно. Сформированы чувство  удовлетворения от взаимопомощи в игре и в занятиях, от проявленного внимания, от добросовестного труда, а также  другие гуманные чувства.

Второй уровень - средний, у 7 человек (41%), это дети, которые вступают в  контакт с другими детьми, помогают им при желании, умеют проявлять  добрые чувства, стремятся выполнять  задания и работу хорошо, но из-за частой смены положительных и  отрицательных эмоциональных состояний  у них происходят колебания настроения, а, следовательно, и смена положительных  и отрицательных побуждений, не хватает  организованности.

Доводят свою деятельность до результата лишь в случаях помощи других, при  советах и поддержке воспитателя, а также в самых привычных  условиях. Испытывают чувство удовлетворения при хорошем исходе дела, но очень  огорчаются при неважном исполнении задания или работы, однако не испытывают тяги улучшить результаты и не устанавливают  причин неправильного выполнения заданий  и поручений. Лишь частично сформированы чувства отзывчивости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательности, дружелюбия, культурного общения  со сверстниками.

Третий уровень - самый низкий, у 6 человек (35%), которые не знают норм нравственного поведения или, все-таки зная правила и требования, не обнаруживают необходимость их выполнения для  себя лично. Дети практически не стремятся  к проявлениям отзывчивости, доброты, взаимопомощи, дружелюбия, к проявлениям  честности, справедливости, они равнодушны к нарушениям порядка, не доводят  начатое дело до конца. Стараются  меньше участвовать в совместных занятиях и работе, не стремятся  к интересным делам и играм, плохо  контактируют с товарищами по группе и детьми из других групп, часто выходят  из себя, обижаются при предъявлении требований. Нравственные чувства не сформированы. Результаты констатирующего  эксперимента отражены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента отражены в значениях  и в процентах (%):

Таким образом, проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить  уровни сформированности нравственных чувств у детей 5-6,5 лет, об этом можно  судить по содержанию ответов детей  во время индивидуальной беседы, по неумению детей составить простые  и четкие рассказы по заданным вопросам, а также исходя из ответов анкетирования  родителей. Всё это дало возможность  выявить, что большинство детей  имеют средний (41 %) и низкий (35%) уровни сформированности нравственных чувств.

Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что большинство родителей  не уделяют особого внимания нравственному  воспитанию, не создают в семье  благоприятные условия для формирования нравственных представлений у детей  с помощью художественной литературы, не формируют такие нравственные чувства, как доброта, отзывчивость, чуткость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, добросовестность, соучастие, сострадание, любовь к окружающему миру и родине.

Полученные данные подтверждают необходимость  организации формирующего этапа  эксперимента.

2.2 Организация работы по формированию  нравственных представлений у  детей экспериментальной группы

 

 

Целью формирующего эксперимента стало  формирование нравственных чувств детей  старшей группы средствами художественной литературы.

 В  качестве основных педагогических  задач, решаемых нами при достижении  поставленной цели формирующего  эксперимента, выступили:

  1. Знакомство с общими правилами нравственного поведения детей, родителей.
  2. Чтение произведений В.А. Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово», «Синие листья».
  3. Создание необходимых условий при организации детской деятельности средствами художественной литературы, а именно книг В.А. Осеевой:
  4. Систематическое приобщение каждого ребенка к художественной литературе, имеющей воспитательной значение;
  5. учет нагрузки на ребенка;
  6. деятельность детей, организуемая педагогом средствами художественной литературы, должна осознаваться ими как необходимая;
  7. Эта деятельность должна быть интересной для детей, должна привлекать процессом и результатом.

Руководя этой деятельностью детей, педагог должен иметь в виду одновременное  решение двух задач: обучение и воспитание.

Определение основного содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературы и ее апробация с детьми.

Дополнительное чтение специально-подобранных  художественных произведений, развивающих  нравственные представления и способствующих, таким образом, формированию нравственных чувств у детей 5-6,5 лет.

Для определения содержания организованной деятельности детей средствами художественной литературы,  в  которой будут  решаться задачи формирующего эксперимента, нами был разработан перспективный  план по  формированию   нравственных  чувств у старших  дошкольников  средствами художественной литературы. 

В  перспективный план нами были включены:

  • выставка книг по ознакомлению с творчеством В.А. Осеевой,

занятия с чтением произведений на нравственные темы,

  • беседы по прочитанным рассказам,
  • на занятиях использовались упражнения с применением пословиц, стихов, имеющих воспитательное значение;
  • трудовые занятия (по выращиванию цветов ко дню рождения писательницы, занятия по уходу за этими цветами),
  • занятия по изобразительной деятельности, на которых дети рисовали события, лепили героев рассказов, создавали коллективную аппликацию по прочитанным рассказам,
  • осуществлялись формы работы по приобщению детей к художественной литературе вне занятий и другая деятельность, имеющая воспитательное значение.

В план работы мы включили воспитательные задачи.

Воспитательные задачи включали:

  • воспитание нравственных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости к близким, сверстникам, младшим детям и взрослым;
  • воспитание дружбы, товарищества, умения помогать детям и взрослым;
  • воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело и добросовестности;
  • воспитание уважительного отношения к своему труду, труду близких, товарищей, других людей;
  • воспитание норм поведения в обществе: быть вежливым, уважать старших и т.д.;
  • воспитание любви к родным местам и родине;
  • воспитание чувств соучастия, сопереживания, сострадания к заболевшим, попавшим в беду, в трудную жизненную ситуацию,
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру и любви к животным, птицам, желание ухаживать и испытывать радость от общения с ними;

Следующей задачей формирующего этапа  было определение правил. Мы выделили правила поведения для детей  и правила для родителей, которые  стали основой нашей дальнейшей работы с детьми.

Правила поведения для детей:

  • дети в детском саду дружно вместе занимаются, трудятся, играют,
  • оказывают помощь друг другу, проявляют внимание,
  • старшие дети заботятся о маленьких, проявляют чуткость,
  • все дети в саду и дома уважительно относятся к взрослым, слушаются их,
  • бережно относятся к вещам детского сада, к своим личным, к вещам товарищей,
  • стараются помогать взрослым: поддерживать уют, красоту и чистоту в групповых комнатах и на садовом участке ДОУ (сажают цветы, наводят порядок в живом уголке, следят за чистотой помещений группы).

Правила для родителей:

  • в семье выполняются все требования детского сада,
  • в семье целенаправленно создаются условия для нравственного воспитания, для приобщения детей к художественной литературе.

Наряду с перечисленными выше общими правилами существовали и другие, более частные правила: правила  поведения на занятиях, за столом, в  раздевалке, при играх на садовом  участке ДОУ. Эти правила отражают основные требования «Программы воспитания в детском саду», но были приспособлены  к особенностям организации жизни  группы. Для организации деятельности по формированию нравственных чувств средствами художественной литературы нами были созданы необходимые условия:

1. Систематическое приобщение к  художественной литературе каждого  ребенка, приобщение детей к  другим видам деятельности, что  отражено в таблице № 3.

Таблица № 3. Организация деятельности детей старшей группы

Форма организации

Частота проведения

Число участников

Продолжительность

Чтение вне занятий детям литературных рассказов В.А.Осеевой с воспитательным содержанием

Ежедневно

По усмотрению воспитателя или  вся группа

20-30 минут

Индивидуально проведение упражнений: «Нарисуй портрет героя» или краткий  пересказ по иллюстрации произведения, имеющего воспитательное значение;  составление рассказов о доброте, о помощи людям, о помощи животным, проявленной смелости, трудолюбии, дружбе

Через день 1-2 задания

От 3- 4 детей

15-20 минут

Индивидуально осмысливание пословиц, составление по ним кратких рассказов, сказок, отражающих их значение, заучивание наизусть стихотворений с нравственным смыслом

Через день 1-2 задания

От 3 - 4 детей

15 минут

Дежурства: 1. по групповой библиотечке 2. по выставке книг, проводимой в помещении группы 3. по подготовке к занятиям по чтению, рисованию, лепке 4. по уголку природы 5. по уходу за растениями, которые выращивают дети в группе

Ежедневно

5- 10 детей

до 20 минут 

до 20 минут 

10 минут 

10-15 минут 

10-15 минут

Помощь детям из младших групп, помощь няне

Ежедневно

От 4-5 детей

До 20 минут

Общение с природой на садовом участке  ДОУ

Ежедневно

Вся группа

До 30-40 минут


 

2. Учет нагрузки на ребенка

 Деятельность с приобщением  к художественной литературе  должна осознаваться детьми как  необходимая.

Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной, привлекать процессом, игровыми моментами, будущим результатом.

Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение умениям и навыкам, и  воспитание в этой деятельности нравственных чувств и качеств.

На следующем этапе формирующего эксперимента нами апробировались занятия  для формирования  нравственных  чувств  дошкольников   в  деятельности организованной средствами художественной литературы (Приложение 3).

Апробация занятий осуществлялась поэтапно. Предварительная работа с  детьми по ознакомлению с художественной литературой. Постепенная деятельность детей, организованная средствами художественной литературы (занятия). Руководство процессом  различной деятельности детей вне  занятий.

I этап. В предварительной работе мы использовали такие методы и приемы, как рассматривание иллюстраций книг для будущего прочтения, рассказывание по иллюстрациям, рассказы детей о событиях дома, рассказы о помощи детей товарищам и старшим или о чьем-то хорошем поступке. Применяли такой прием, как важные поручения детям разных уровней:

  • показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней;
  • показать высаженные растения и рисунки, уже сделанные группой, и рассказать всё по порядку, как это выполняли.

Нами использовались все случаи и создавались ситуации, побуждающие  детей рассказывать и говорить на нравственные темы, мы предлагали детям  пословицы, поговорки, потешки, частушки, стихи, связывая их с жизненными ситуациями. Предлагали всем детям помогать своим  товарищам при подготовке к тем  или иным занятиям (например, к занятию  с прочтением нового рассказа - разложить  всем картинки, развесить крупные  иллюстрации на общей доске).

II этап. Восприятие на занятиях ярких образных художественных рассказов, описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительные и отрицательные поступки героев и остальных персонажей оказывали влияние на эмоциональное состояние дошкольников и имели большое воспитательное значение.

На занятиях, организованных средствами художественной литературы, дети приобретали  навыки и умения:

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения,
  • запоминать слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа;
  • развивали связную речь путем построения пересказа с опорой на картинки, игрушки, план;
  • развивали умение давать характеристику героям и их отношениям с другими персонажами.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск