Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51
По нашим данным первый уровень - самый высокий был установлен у 4 человек (24%), это дети, которые проявляют доброту, отзывчивость, чуткость, легко вступают в контакт с другими детьми и помогают им в игре, труде, занятиях. Стремятся выполнять задания и работу добросовестно, доводят дело до конца. Привлекают в помощь себе товарищей и сами всегда приходят им на помощь, увлекаются занятиями и трудом. Умеют культурно обращаться к сверстникам и взрослым, умеют уступать, если нужно. Сформированы чувство удовлетворения от взаимопомощи в игре и в занятиях, от проявленного внимания, от добросовестного труда, а также другие гуманные чувства.
Второй уровень - средний, у 7 человек
(41%), это дети, которые вступают в
контакт с другими детьми, помогают
им при желании, умеют проявлять
добрые чувства, стремятся выполнять
задания и работу хорошо, но из-за
частой смены положительных и
отрицательных эмоциональных
Доводят свою деятельность до результата
лишь в случаях помощи других, при
советах и поддержке
Третий уровень - самый низкий, у 6 человек (35%), которые не знают норм нравственного поведения или, все-таки зная правила и требования, не обнаруживают необходимость их выполнения для себя лично. Дети практически не стремятся к проявлениям отзывчивости, доброты, взаимопомощи, дружелюбия, к проявлениям честности, справедливости, они равнодушны к нарушениям порядка, не доводят начатое дело до конца. Стараются меньше участвовать в совместных занятиях и работе, не стремятся к интересным делам и играм, плохо контактируют с товарищами по группе и детьми из других групп, часто выходят из себя, обижаются при предъявлении требований. Нравственные чувства не сформированы. Результаты констатирующего эксперимента отражены в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента отражены в значениях и в процентах (%):
Таким образом, проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности нравственных чувств у детей 5-6,5 лет, об этом можно судить по содержанию ответов детей во время индивидуальной беседы, по неумению детей составить простые и четкие рассказы по заданным вопросам, а также исходя из ответов анкетирования родителей. Всё это дало возможность выявить, что большинство детей имеют средний (41 %) и низкий (35%) уровни сформированности нравственных чувств.
Анализируя ответы родителей, мы пришли
к выводу, что большинство родителей
не уделяют особого внимания нравственному
воспитанию, не создают в семье
благоприятные условия для
Полученные данные подтверждают необходимость организации формирующего этапа эксперимента.
Целью формирующего эксперимента стало формирование нравственных чувств детей старшей группы средствами художественной литературы.
В качестве основных
Руководя этой деятельностью детей, педагог должен иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение и воспитание.
Определение основного содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературы и ее апробация с детьми.
Дополнительное чтение специально-подобранных
художественных произведений, развивающих
нравственные представления и
Для определения содержания организованной деятельности детей средствами художественной литературы, в которой будут решаться задачи формирующего эксперимента, нами был разработан перспективный план по формированию нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.
В перспективный план нами были включены:
занятия с чтением произведений на нравственные темы,
В план работы мы включили воспитательные задачи.
Воспитательные задачи включали:
Следующей задачей формирующего этапа было определение правил. Мы выделили правила поведения для детей и правила для родителей, которые стали основой нашей дальнейшей работы с детьми.
Правила поведения для детей:
Правила для родителей:
Наряду с перечисленными выше общими правилами существовали и другие, более частные правила: правила поведения на занятиях, за столом, в раздевалке, при играх на садовом участке ДОУ. Эти правила отражают основные требования «Программы воспитания в детском саду», но были приспособлены к особенностям организации жизни группы. Для организации деятельности по формированию нравственных чувств средствами художественной литературы нами были созданы необходимые условия:
1. Систематическое приобщение к
художественной литературе
Таблица № 3. Организация деятельности детей старшей группы
Форма организации |
Частота проведения |
Число участников |
Продолжительность |
Чтение вне занятий детям |
Ежедневно |
По усмотрению воспитателя или вся группа |
20-30 минут |
Индивидуально проведение упражнений:
«Нарисуй портрет героя» или краткий
пересказ по иллюстрации произведения,
имеющего воспитательное значение;
составление рассказов о |
Через день 1-2 задания |
От 3- 4 детей |
15-20 минут |
Индивидуально осмысливание пословиц, составление по ним кратких рассказов, сказок, отражающих их значение, заучивание наизусть стихотворений с нравственным смыслом |
Через день 1-2 задания |
От 3 - 4 детей |
15 минут |
Дежурства: 1. по групповой библиотечке 2. по выставке книг, проводимой в помещении группы 3. по подготовке к занятиям по чтению, рисованию, лепке 4. по уголку природы 5. по уходу за растениями, которые выращивают дети в группе |
Ежедневно |
5- 10 детей |
до 20 минут до 20 минут 10 минут 10-15 минут 10-15 минут |
Помощь детям из младших групп, помощь няне |
Ежедневно |
От 4-5 детей |
До 20 минут |
Общение с природой на садовом участке ДОУ |
Ежедневно |
Вся группа |
До 30-40 минут |
2. Учет нагрузки на ребенка
Деятельность с приобщением
к художественной литературе
должна осознаваться детьми
Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной, привлекать процессом, игровыми моментами, будущим результатом.
Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение умениям и навыкам, и воспитание в этой деятельности нравственных чувств и качеств.
На следующем этапе
Апробация занятий осуществлялась поэтапно. Предварительная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой. Постепенная деятельность детей, организованная средствами художественной литературы (занятия). Руководство процессом различной деятельности детей вне занятий.
I этап. В предварительной работе мы использовали такие методы и приемы, как рассматривание иллюстраций книг для будущего прочтения, рассказывание по иллюстрациям, рассказы детей о событиях дома, рассказы о помощи детей товарищам и старшим или о чьем-то хорошем поступке. Применяли такой прием, как важные поручения детям разных уровней:
Нами использовались все случаи и создавались ситуации, побуждающие детей рассказывать и говорить на нравственные темы, мы предлагали детям пословицы, поговорки, потешки, частушки, стихи, связывая их с жизненными ситуациями. Предлагали всем детям помогать своим товарищам при подготовке к тем или иным занятиям (например, к занятию с прочтением нового рассказа - разложить всем картинки, развесить крупные иллюстрации на общей доске).
II этап. Восприятие на занятиях ярких образных художественных рассказов, описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительные и отрицательные поступки героев и остальных персонажей оказывали влияние на эмоциональное состояние дошкольников и имели большое воспитательное значение.
На занятиях, организованных средствами художественной литературы, дети приобретали навыки и умения: