Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51
Дети обогащали активный и пассивный
словарь и совершенствовали навыки
логичного рассказывания о
При отборе художественных произведений
мы следовали следующим
III этап. В процессе руководства различной детской деятельностью нами обеспечивалось и формирование нравственных представлений. Представлений о нормах поведения и отношений между участниками деятельности (работа группой в библиотеке и дежурство на выставке книг, работа в уголке природы и уход за растениями), а также обеспечивалось воспитание чуткости и заботы, взаимопомощи и доброжелательности, внимания друг к другу, взаимоконтроль (при оказании помощи в младшей группе или при оказании помощи няне). Мы разъясняли детям важность, справедливость, обязательность такой деятельности.
Руководя деятельностью детей,
при нашем участии проводились
и игры детей, а также проигрывали
сценки по прочитанным произведением,
одной из таких сценок была сценка
«Сыновья» (Приложение 5). Имели место
игры «Детский сад», «Школа», «День
рождения», а также игры, отражающие
увиденное в жизни - «Помощь врача
больному», помощь в младшей группе.
Мы также предложили всем детям пополнить
библиотеку группы любимыми книгами, помочь
устроить выставку новых книжек в
группе малышей. Имело место и
чтение детям коротких литературных
произведений (стихов, отрывков рассказов
и сказок, загадок, потешек, пословиц)
вне занятий - на природе (садовом
участке ДОУ) во время труда всей
группой, в раздевалке, в столовой,
все литературные произведения воспитательного
характера связывались с
IV этап. По окончании работы и всей деятельности мы проводили с детьми обсуждение результатов. Задача этого этапа состояла в том, чтобы еще раз на конкретных примерах детской деятельности показать преимущества и важность их работы, помощи, всей деятельности. Мы обязательно задавали детям вопросы: «Что мы сегодня с вами делали? Как много интересных дел выполнили - скольким детям и людям помогли? Что изменилось от нашей доброй и нужной деятельности?». Дети перечисляли выполненные поручения, оценивали свою деятельность и товарищей. Опирались и на проделанное, на индивидуальных занятиях, вспоминали и то, что узнали на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Мы, анализируя деятельность детей, оценивали и качество выполненных поручений, и активность на занятиях, стремление узнать новое, старание. В итоге приводили детям примеры их доброты, чуткости, внимания, старательности, добросовестности детей в труде, умения помогать младшим и старшим. На протяжении всей деятельности мы старались формировать у детей гуманные чувства - воспитывали отзывчивость, доброту, чуткость, умение приходить друг другу на помощь, замечали перед детьми возникновение у них чувств товарищества, соучастия, сопереживания. Мы отмечали их постоянную заботу об уголке природы, аккуратность во время дежурства по выставке книг, старательность при уходе за растениями, любознательность и активность на занятиях по чтению.
Мы постоянно старались
В работе с художественной литературой вне занятий нами использовались такие произведения, как:
В.А. Осеева «Волшебное слово»,
В.А. Осеева «Хорошее»,
После прослушивания художественных произведений дошкольникам задавались вопросы: понравилось ли произведение и почему, кто из героев больше понравился и почему, также просили обосновать свое мнение о персонажах, которые не понравились. Мы старались подвести детей к пониманию нравственных поступков, нравственных чувств, разъясняли, что добро, забота, дружба, любовь, труд помогают преодолеть любые препятствия.
В этот этап мы также включили пословицы, поговорки о добре, дружбе, любви, смелости, скромности, умении помогать, трудолюбии (приложение 6).
Всю работу мы строили в сотрудничестве с родителями.
С родителями была проведена консультация на тему: «Нравственность детей и художественная литература» (в качестве литературы для дальнейшего прочтения детям мы предложили рассказы В.А. Осеевой, т.к. рассказы писательницы одинаково хорошо годятся и для детей, и для взрослых в виду их двуединого сюжета).
Мы рекомендовали родителям вопросы для бесед с ребенком дома и наблюдали за их работой. Подготовили родителям списки произведений В.А. Осеевой и других рассказов, стихов, имеющих воспитательное значение. На родительском собрании ознакомили родителей с возрастными особенностями детей, задачами нравственного воспитания. Мы сообщили родителям конкретно их задачи, а также предложили им обратить внимание и на дальнейшее приобщение детей к художественной литературе для формирования у них прочных нравственных представлений и чувств: отзывчивости, доброты, чуткости, справедливости, дружелюбия, трудолюбия, взаимопомощи, любви к окружающему миру и родине.
В прихожей старшей группы вместе с родителями мы оформили выставку «В человеке всё должно быть прекрасно - и душа, и одежда, и мысли». На стендах выставки - фотографии, на которых изображены: дети и их родители, занятые своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за животными, совместным трудом дома и на даче, совместными походами по местам боевой и трудовой славы города, в магазины и центры для покупки одежды, обуви, книг, игрушек; на выставке также имелись фотографии трудовых будней сотрудников детского сада).
Наши рекомендации, беседа и советы на родительском собрании и консультация заинтересовали родителей, вместе с этим определились и единые подходы в организации нравственного воспитания детей через приобщение к детской художественной литературе и другим видам деятельности.
Таким образом, деятельность, организованная
с помощью средств
Для того чтобы детская деятельность и художественная литература стали средством формирования нравственных чувств ДОУ и семье, следует давать детям не только сумму моральных навыков и знание определенных норм поведения, но целенаправленно знакомить детей с художественной литературой, имеющей воспитательное значение, а также направлять их добрые побуждения, желания и усилия на формирование добрых, гуманных чувств и нравственных отношений, в которых рождаются осознанное совершение добрых дел и поступков и нравственная культура. При формировании нравственных чувств в экспериментальной группе мы сочетали общие формы с индивидуальным подходом к детям.
В содержании формирующего эксперимента мы использовали:
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента.
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: беседа, наблюдение за детьми в деятельности с художественной литературой и других видах деятельности, анкетирование родителей.
Беседа повторялась с целью
выявления положительных
Анализ ответов детей дает возможность судить о повышении уровня сформированности представлений и нравственных чувств и их проявлений в детской деятельности.
Результаты показали, что большинство детей теперь знают пословицы и поговорки о добре, дружбе, любви, умении помогать, смелости, скромности, трудолюбии. Дети знают многих героев из рассказов В.А. Осеевой и других художественных произведений, имеющих воспитательное значение. Дети понимают, какие добрые дела может совершать человек благодаря доброте, чуткости, отзывчивости, смелости, дружбе, трудолюбии. Знают хорошие поступки героев сказок и рассказов. Расширился кругозор детей и о труде их родителей, появилось желание трудиться самим, повысилось стремление помогать взрослым, малышам, товарищам.
На данном этапе контрольного эксперимента также проводились повторные наблюдения за деятельностью детей с художественной литературой и другой детской деятельностью. Нам важно было установить, произошли ли положительные сдвиги в проявлениях нравственных чувств у дошкольников.
Анализ повторного наблюдения за детьми показал, что дети были дружными, внимательными друг к другу, активными, любознательными, а также старались помогать отстающим. Во время самостоятельных игр дети проявляли инициативу в помощи товарищам, уступали друг другу, когда это требовалось.
Дети составили рассказы и раскрыли значение пословиц. Они придумали действия и поступки детей и людей, чтобы сообщить о добросовестном труде, добрых делах, о помощи животным. Дети были более эмоциональными, активными, добрыми.
На заключительном этапе контрольного
эксперимента нами проводилось повторное
анкетирование родителей с
Анализируя ответы родителей, мы выявили, что родители старательно приобщают детей к художественной литературе, имеющей воспитательное значение, а также мы выяснили, что повысилось число детей, которые стали чаще помогать взрослым и малышам, заботиться о своих товарищах, проявлять чуткость к родителям и другим старшим людям. Большинство родителей показали знания о тех нравственных чувствах, которые надо развивать у дошкольников. Кроме этого, родители показали знание пословиц и поговорок о добре, дружбе, любви, о труде, скромности, смелости, которые они используют теперь с детьми в процессе различной совместной деятельности.
Мы пришли к выводу, что для 82% семей теперь проблема формирования нравственных чувств у детей имеет большое значение.
Чтобы иметь возможность сравнить
количественные данные, характеризующие
сформированность нравственных
чувств дошкольников на последнем
контрольном этапе после
Эти данные по экспериментальной группе, свидетельствуют, что у большинства детей, участвующих в исследовании, нравственные представления и нравственные чувства в процессе работы с художественной литературой и другой деятельностью развивались, обогащались и теперь достигли высокого уровня -10 человек (58%), средний уровень у 4 человек (24%) и низкий уровень у 3 человек (18%).
Динамика произошедших изменений в уровнях сформированности нравственных чувств в процессе приобщения детей к художественной литературе и другим видам деятельности после формирующего эксперимента отражена в Диаграмме 2 в значениях и в процентах.
Диаграмма 2. Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента отражены в значениях и в процентах (%):
На диаграмме видно, что нам
удалось значительно повысить первый
уровень – с 4 до 10 человек, а
также изменилось число детей
в среднем уровне (4 человека) и
низком (3 человека). Это произошло
в результате целенаправленной работы
по формированию нравственных
чувств дошкольников и установление
достаточных контактов с
Наибольшие изменения в
Поэтому методы и приемы, которые
мы использовали для формирования нравственных
чувств у детей в процессе приобщения
к художественной литературе и другим
видам детской деятельности, можно
считать педагогически
Разделение детей старшего дошкольного возраста на три показанных уровня дает возможность постановки дифференцированных задач в разработке соответствующих методических приемов и рекомендаций.