Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51
В работе с детьми, имеющими сравнительно высокий уровень развития нравственных чувств, целесообразно использование таких методических приемов, которые способствуют дальнейшему развитию ещё и других качеств самостоятельности и инициативы в принятии решений, их реализации и самооценке полученных результатов. Среди этих приемов, такие приемы, как совет, предложение, постановка цели, поощрение и т.д.
Детям, имеющим средний уровень развития, необходимо обеспечить возможность применения усвоенных в обычных условиях чувств и форм поведения в новых ситуациях. Хорошие результаты в работе с такими детьми дает использование приемов вариантности одних и тех же заданий. Поощрение усилий ребенка, его стремлений выполнить задания или работу хорошо, контроль за его деятельностью и другие эффективные в подобных случаях приемы воспитания.
В отношении детей с низким уровнем важно использовать такие методические приемы, которые способствовали бы формированию сознания необходимости хорошего поведения и выполнения заданий и других дел, имеющих значения для других людей.
Необходимо так же научить контролю
за поведением, поступками, планированию
действий, доведению всех заданий
и дел до конца, показать им –
сопоставление целей и
Методы, применяемые нами в работе, оказались существенными для успешного формирования нравственных представлений и чувств у большинства детей, методы также способствовали качественным изменениям нравственного развития многих детей и повышению общего уровня морального развития остальных детей.
Таким образом, итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 10 человек (58%). Уменьшилось число детей в среднем и низком уровнях сформированности нравственных чувств (4 человека – 24 % и 3 человека – 18%). Далее приведена таблица этапов эксперимента (таб. № 4).
Таблица № 4. Этапы проведения эксперимента
№ |
Этапы исследования |
Основное содержание практической деятельности |
Результаты |
1 |
Констатирующий |
Изучение уровня сформированности нравственных чувств старших дошкольников в процессе опосредованного наблюдения за детской деятельностью. |
Составление информационных справок об участниках экспериментальных групп |
2 |
Проектирование и планирование формирующего эксперимента |
формирование нравственных чувств детей старшей группы средствами художественной литературы, а именно чтение рассказов В.А. Осеевой |
Проведение занятий |
3 |
Анализ полученных результатов и формирование выводов |
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. |
Итоги выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств дошкольников средствами художественной литературы. |
Выводы по второй главе
Проведенный количественный и качественный
анализ позволил выявить уровни сформированности
нравственных чувств у старших
дошкольников, о чем можно было
судить по содержанию ответов дошкольников
на вопросы, по анализу наблюдений занятий
и их самостоятельной деятельности.
Эти мероприятия показали, что
большинство детей имеют
Поэтому мы попытались выстроить работу по формированию нравственных чувств детей средствами художественной литературы следующим образом: знакомство с правилами поведения детей, воспитателей и родителей, а также разработка учебных и воспитательных задач, перспективного плана для организации формирующей работы (занятия); создание необходимых условий для организации деятельности с литературой вне занятий и другой детской деятельности; включение дошкольников в поэтапную деятельность; разработка содержания деятельности, а также подбор художественных произведений для детей; организация педагогической и просветительной работы с родителями.
В заключение организованного нами формирующего эксперимента, где использовались педагогические средства формирования нравственных чувств у детей средствами художественной литературы и другой деятельности, проводилось контрольное констатирование, включающее анализ, обобщение и оценку произошедших изменений. Итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные изменения в уровнях формирования нравственных чувств у дошкольников средствами детской художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 58%.
Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.
Детская художественная литература силой своей образности и особенной конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что именно в этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественных произведений. Эта сила находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими людьми, на свои поступки и дела.
Большое значение имеет методы, приемы и содержание подобной деятельности: подобранная литература должна соответствовать возрасту, быть доступной в понимании, привлекать интересными образами, захватывать динамичным сюжетом.
Кроме этого, в содержание этой деятельности
должны быть заложены новые ситуации
и игровые моменты, а также
другая детская деятельность (рисование,
лепка для выражения
Процесс формирования нравственных чувств долог и он совершенствуется, когда дети проявляют нравственные чувства самостоятельно: будь то реальная помощь старшему или младшему, совершение доброго поступка по собственной воле в более старшем возрасте, проявление жалости, участья, выражение соболезнования – не смог пройти мимо чужой беды, и проявление в будущем героизма в тяжелой жизненной ситуации. Путь к этому проложила художественная литература с воспитательным содержанием и методы и приемы педагогического воздействия, которые оказались эффективными.
В деятельности, организованной средствами
художественной литературы, дошкольники
усваивают не только нравственные нормы
поведения, но и имеют возможность
постоянно упражняться в их выполнении,
видеть жизненную необходимость
нравственных норм. Например, оказание
помощи друг другу, желание добросовестно
трудиться, развивать справедливые
отношения во время игры, любить
книги и бережно к ним
Основными задачами нашего исследования стали:
Проведенная работа по формированию нравственных чувств в процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы, старших дошкольников в экспериментальной группе и сравнение данных констатирующего и контрольного этапов исследования показали очень существенные, положительные изменения в уровнях сформированности нравственных чувств, а так же их достаточную реализацию в поведении, поступках и общении при различной деятельности дошкольников.
Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании:
1. Проведен теоретический анализ
психолого-педагогической
2. Определено содержание
3. Определены особенности
4. Изучен опыт работы педагогов
ДОУ по воспитанию и обучению
детей старшего дошкольного
5. Определено содержание методов
формирования нравственных чувств
в процессе деятельности
6. Получены результаты
Результаты контрольного эксперимента
показали, что у старших дошкольников
повысился уровень
Все это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что осуществлять формирование нравственных чувств старших дошкольников и воспитание нравственности в целом эффективнее при: