Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

В работе с детьми, имеющими сравнительно высокий уровень развития нравственных чувств, целесообразно использование  таких методических приемов, которые  способствуют дальнейшему развитию ещё и других качеств самостоятельности  и инициативы в принятии решений, их реализации и самооценке полученных результатов. Среди этих приемов, такие  приемы, как совет, предложение, постановка цели, поощрение и т.д.

Детям, имеющим средний уровень  развития, необходимо обеспечить возможность  применения усвоенных в обычных  условиях чувств и форм поведения  в новых ситуациях. Хорошие результаты в работе с такими детьми дает использование  приемов вариантности одних и  тех же заданий. Поощрение усилий ребенка, его стремлений выполнить  задания или работу хорошо, контроль за его деятельностью и другие эффективные в подобных случаях  приемы воспитания.

В отношении детей с низким уровнем  важно использовать такие методические приемы, которые способствовали бы формированию сознания необходимости  хорошего поведения и выполнения заданий и других дел, имеющих  значения для других людей.

Необходимо так же научить контролю за поведением, поступками, планированию действий, доведению всех заданий  и дел до конца, показать им –  сопоставление целей и результатов. Для этого целесообразно использование  художественной литературы, создание игровых ситуаций после прочтения  и применение узнанного в деятельности, а также использование приемов: объяснения, показы примеров, сообщение  знаний о выполнения тех или иных упражнений, поощрения. Все эти приемы нравственного воспитания дают эффективные  результаты, но в том случае, если их использование связано с интересами ребенка, хотя бы к какому-то определенному  виду деятельности или содержанию, лишь некоторых литературных произведений.

Методы, применяемые нами в работе, оказались существенными для  успешного формирования нравственных представлений и чувств у большинства  детей, методы также способствовали качественным изменениям нравственного  развития многих детей и повышению  общего уровня морального развития остальных  детей.

Таким образом, итоги проведенного исследования на контрольном этапе, где использовались те же диагностические  методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные  изменения  в  уровнях формирования  нравственных  чувств  дошкольников  средствами художественной литературы. Большинство детей теперь имеют  высокий уровень – 10 человек (58%). Уменьшилось число детей  в  среднем и низком уровнях сформированности нравственных чувств (4 человека – 24 % и 3 человека – 18%). Далее приведена  таблица этапов эксперимента (таб. № 4).

Таблица № 4. Этапы проведения эксперимента

Этапы исследования

Основное содержание практической деятельности

Результаты

1

Констатирующий

Изучение уровня сформированности  нравственных  чувств старших  дошкольников   в  процессе опосредованного наблюдения за детской деятельностью.

Составление информационных справок  об участниках экспериментальных групп

2

Проектирование и планирование формирующего эксперимента

формирование нравственных чувств детей  старшей группы средствами художественной литературы, а именно чтение рассказов  В.А. Осеевой

Проведение занятий попрочитанным  произведением, проведение игр, сценок. Обсуждение с детьми нравственных понятий

3

Анализ полученных результатов и  формирование выводов

Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений  в  формировании  нравственных  чувств у старших  дошкольников  и воспитании их нравственности.

Итоги выявили существенные положительные изменения  в  уровнях формирования  нравственных  чувств  дошкольников  средствами художественной литературы.


 

Выводы по второй главе

Проведенный количественный и качественный анализ позволил выявить уровни сформированности  нравственных  чувств у старших  дошкольников, о чем можно было судить по содержанию ответов дошкольников на вопросы, по анализу наблюдений занятий  и их самостоятельной деятельности. Эти мероприятия показали, что  большинство детей имеют средний (41%) и низкий (35%) уровни нравственных чувств.

Поэтому мы попытались выстроить работу по  формированию   нравственных  чувств детей средствами художественной литературы следующим образом: знакомство с правилами поведения детей, воспитателей и родителей,  а  также разработка учебных и воспитательных задач, перспективного плана для  организации формирующей работы (занятия); создание необходимых условий  для организации деятельности с  литературой вне занятий и  другой детской деятельности; включение  дошкольников   в  поэтапную  деятельность; разработка содержания деятельности, а также подбор художественных  произведений  для детей; организация  педагогической и просветительной  работы с родителями.

В заключение организованного нами формирующего эксперимента, где использовались педагогические средства формирования нравственных чувств у детей средствами художественной литературы и другой деятельности, проводилось контрольное  констатирование, включающее анализ, обобщение  и оценку произошедших изменений. Итоги  проведенного исследования на контрольном  этапе, где использовались те же диагностические  методы, что и на констатирующем этапе, выявили существенные положительные  изменения  в  уровнях формирования  нравственных  чувств у  дошкольников  средствами детской художественной литературы. Большинство детей теперь имеют высокий уровень – 58%.

 

Заключение

 

 

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие  возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей  формируются добрые, гуманные чувства  и отношения.

Детская художественная литература силой  своей образности и особенной  конкретности воздействует на эмоции детей, вызывая эти чувства. Кроме  этого, при чтении художественной литературы ребенок становится эмоциональным  соучастником: человеческих отношений, общественных событий и исторических фактов, выраженных  в  захватывающе увлекательных образах героев и  происходящих событиях. Художественная литература вызывает иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. Поэтому мы подчеркиваем, что именно в этом заключена особая, практически  уникальная, воспитательная сила художественных  произведений. Эта сила находится  в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя и свои отношения с другими  людьми, на свои поступки и дела.

Большое значение имеет методы, приемы и содержание подобной деятельности: подобранная литература должна соответствовать  возрасту, быть доступной в понимании, привлекать интересными образами, захватывать  динамичным сюжетом.

Кроме этого, в содержание этой деятельности должны быть заложены новые ситуации и игровые моменты,  а  также  другая детская деятельность (рисование, лепка для выражения впечатлений, поручения о помощи младшим детям  и взрослым, уход за растениями и  животными, самостоятельная игровая  деятельность), в эти обстоятельства дети и привносят то, что узнали, пережили и прочувствовали с помощью  художественной литературы. Эта деятельность и есть результат, который раскрывает измененный моральный облик ребенка.

Процесс формирования нравственных чувств долог и он совершенствуется, когда  дети проявляют нравственные чувства  самостоятельно: будь то реальная помощь старшему или младшему, совершение доброго поступка по собственной  воле в более старшем возрасте, проявление жалости, участья, выражение  соболезнования – не смог пройти мимо чужой беды, и проявление в будущем  героизма в тяжелой жизненной  ситуации. Путь к этому проложила  художественная литература с воспитательным содержанием и методы и приемы педагогического воздействия, которые  оказались эффективными.

В деятельности, организованной средствами художественной литературы, дошкольники  усваивают не только нравственные нормы  поведения, но и имеют возможность  постоянно упражняться в их выполнении, видеть жизненную необходимость  нравственных норм. Например, оказание помощи друг другу, желание добросовестно  трудиться, развивать справедливые отношения во время игры, любить книги и бережно к ним относиться и т.д.

Основными задачами нашего исследования стали:

  • изучение исходного уровня сформированности  нравственных  чувств у  дошкольников   в  процессе различной детской деятельности;
  • определение активных методов, способных целесообразно выстроить формирование  нравственных  чувств у старших  дошкольников   в  процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы;
  • обогащение и корректировка уже имеющихся  нравственных  чувств, их углубление (в  деятельности  дошкольников  с художественной литературой и  в  других видах детской деятельности).
  • Задачами формирования  нравственных  чувств  дошкольников  выступили:
  • знакомство с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей;
  • создание необходимых условий для организации деятельности средствами художественной литературы;
  • определение содержания формирующей деятельности и апробация её с детьми;
  • включение дошкольников  в  поэтапную деятельность с художественной литературой и другие виды детской деятельности  в  ДОУ;
  • чтение специально подобранных художественных  произведений  вне занятий;
  • организация педагогической просветительной работы с родителями.

Проведенная работа по  формированию   нравственных  чувств  в  процессе деятельности, организованной средствами художественной литературы, старших  дошкольников   в  экспериментальной  группе и сравнение данных констатирующего  и контрольного этапов исследования показали очень существенные, положительные  изменения  в  уровнях сформированности  нравственных  чувств,  а  так  же их достаточную реализацию  в  поведении, поступках и общении  при различной деятельности  дошкольников.

Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании:

1. Проведен теоретический анализ  психолого-педагогической литературы  по проблемам нравственности, нравственного  воспитания и формирования нравственных  чувств средствами детской художественной  литературы.

2. Определено содержание воспитания  детей средствами художественной  литературы в семье и ДОУ.

3. Определены особенности воспитания  нравственных чувств детей   в  процессе деятельности с  включением  в  нее средств  художественной литературы.

4. Изучен опыт работы педагогов  ДОУ по воспитанию и обучению  детей старшего дошкольного возраста  средствами художественной литературы

5. Определено содержание методов  формирования  нравственных  чувств  в  процессе деятельности старших   дошкольников, с включением в  нее средств художественной литературы  и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы  в процессе экспериментальной  формирующей работы.

6. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения  средств художественной литературы  и методов их использования  для формирования нравственных  чувств у детей,  а  также  эффективность организации педагогической  просветительной работы педагогов  с родителями.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у старших  дошкольников  повысился уровень сформированности  нравственных  чувств. На этапе констатирующего  эксперимента большинство детей  имели средний (41%) и низкий (35%) уровни воспитания  нравственных  чувств,  а  на контрольном этапе мы выявили  очень существенные положительные  изменения  в  уровнях воспитания  нравственных  чувств  дошкольников. У большинства детей уровень  нравственных чувств достиг высокого (58%).

Все это подтверждает выдвинутую нами  в  начале исследования гипотезу о  том, что осуществлять формирование  нравственных  чувств старших  дошкольников  и воспитание нравственности  в  целом эффективнее при:

  • определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста;
  • организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
  • отборе содержания методики формирования нравственных чувств средствами художественной литературе в ДОУ и семье;
  • организации поэтапной воспитательной и формирующей деятельности, и включении в нее детей старшей группы;
  • повышении уровня представлений детей о нравственных чувствах через дополнительное чтение, вне основных занятий, подобранных художественных  произведений, стихов, пословиц, потешек, имеющих прямую связь с жизненными нравственными ситуациями,
  • организации знакомства с общими правилами поведения детей, воспитателей и родителей в процессе организованного просветительского сотрудничества педагогов с родителями.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск