Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа
Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51
Я сейчас прочитаю вам рассказ, который написала В. Осеева «Волшебное слово». Послушайте, какая история произошла с мальчиком Павликом, который не знал вежливых слов.
Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово».
Вопросы:
Как надо обращается с просьбой?
(вежливо…)
Каким Павлик был до встречи со стариком?
(капризным, грубым…)
Как старик помог мальчику?
(подсказал
доброе слово, научил не
Какое слово подсказал старик?
(пожалуйста)
Каким стал мальчик?
(вежливым, не грубил, добрым…)
как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика
(не ругали, не прогоняли, улыбались…)
Воспитатель: Да, что бы, что то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Послушайте еще раз историю про Павлика
(повторное чтение)
Итог: - Вот ребята, видите, что быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я очень рада, что вы это поняли и не будете забывать, обращается друг к другу вежливо.
Приложение 4.
Словарь «вежливое слово»
Доброта |
Это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. |
|
Отзывчивость |
это наша способность чувствовать и понимать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. |
|
Вежливость |
это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах. . |
|
Совесть |
это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. |
|
Дружба |
Это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. |
|
Трудолюбие |
Это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей. |
|
Жалость |
это, на первый взгляд, очень хорошее и нужное качество человека. Это умение отнестись к другому с пониманием, с сочувствием, желание поддержать в трудную минуту. |
|
Приложение 5.
Сценка «Сыновья»
(по В. Осеевой)
Действующие лица:
Ведущий
Женщины (1–3) (в руках вёдра, на головах платки)
Старичок (в жилетке и шапке-ушанке, в руках палка)
Мальчики (1–3) (одеты современно, у Мальчика (1) в руках гантели)
(На сцене Женщины (1–3) и Старичок)
Ведущий. Две Женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А Старичок на камушек отдохнуть присел.
Женщина (1). Мой сын — ловок да силён, никто с ним не сладит.
Женщина (2). А мой поёт как соловей. Ни у кого такого голоса нет.
Женщина (1). Мой сын — настоящий богатырь! Такие тяжести поднять может, что не каждому по плечу.
Женщина (2). А мой каждый день новые песни распевает. Любо-дорого слушать. (Пауза)
Женщина (1). (Женщине (3)) Что же ты про своего сына не скажешь?
Женщина (3). Что же сказать, ничего в нём особенного нету.
Ведущий. Вот набрали Женщины полные вёдра и пошли. А Старичок за ними. (Женщины и Старичок имитируют ходьбу по улице. Женщины показывают, что у них тяжёлые вёдра: идут, сгорбившись, останавливаются, утирают пот, разгибают поясницу.)
Ведущий. Идут Женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу выбегают три Мальчика.
(Выбегает
Мальчик (1) – силач. Он машет
гантелями, принимает
(Выбегает Мальчик (2), громко поёт.)
Мальчик (2).Во поле берёзонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла.
Люли-люли, стояла.
Ведущий.Другой песни поёт, соловьём заливается — заслушались его Женщины.
(Выбегает Мальчик (3).)
Мальчик (3). Мама, дай я тебе помогу, тяжело ведь. (Берёт у матери тяжёлые вёдра и уходит с ними.)
Женщина (1). (Старичку) Видел, прохожий?
Женщина (2). Каковы наши сыновья?
Старичок. А где же они? Я только одного сына видел.
(Исполнители сценки кланяются и уходят.)
Приложение 6
Пословицы, поговорки о добре, дружбе, смелости, скромности, умении помогать, трудолюбии.
- Доброта да участье берегут в ненастье.
- За добро плати добром.
- Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
- Жизнь дана на добрые дела
- Человек без друзей - что дерево без корней.
- Назвался другом - помогай в беде.
-
Дружба удваивает радости,
- Вдруг не станешь друг.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
- Сам себя губит, кто других не любит.
- Одна пчела много меду не наносит.
- Одна рука в ладоши не бьет.
-Всегда любите друг друга всей душой, ведь в мире нет почти ничего, кроме любви. (Мудрость)
- Материнская ласка и любовь конца не знает.
- У зазнайки Егорки похвальба да отговорки.
- Не хвались началом, хвались концом.
- У страха глаза велики.
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Трусливому зайке и пенек волк.
- Трусливый сто раз умирает.
- А храброму и счастье помогает.
- Лениться да гулять - добра не видать.
- Кто ленится, тот не ценится.
- Кто хочет - может.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Большой говорун - плохой работник.
Мал золотник, да дорог.