Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа
Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические
основы коррекции и формирования
межличностных отношений в
1.1 Теоретический анализ
проблем формирования
1.2 Психологические особенности
развития межличностных
1.3 Теоретические аспекты
использования арт-терапии при
коррекции межличностных
Глава 2. Характеристика
арт-терапии как средства развития
межличностных отношений
2.1 Организация, методы
и результаты исследования по
изучению уровня развития
2.2 Описание арт-терапевтических
техник в формировании
2.3 Анализ результатов
исследования влияния арт-
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка
Введение
Во всем мире сегодня растет интерес к использованию методов арт-терапии в образовании, психологии, социальных сферах и прочих областях. Арт-терапия – достаточно молодой метод психотерапии, который развивается с 40-х годов прошлого века. В рамках психоанализа культурная активность является одним из первичных структур психики человека, творчество - это аспект сублимации (по 3. Фрейду),; последующее развитие арт-терапии связывают с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической активности (М. Милнер, Э. Крис, А. Эренцвейг, Д. Винникотт, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг заявлял, что искусство является одной из главных потребностей человека.
Подростковый возраст считается как самый сложный, критический. В качестве основных особенностей данного периода отмечаются частая перемена настроений, общая эмоциональная неустойчивость Для коррекции возникающих в этот период эмоциональных нарушений у подростков в последние годы применяется арт-терапия как метод невербальной изобразительной экспрессии.
Предмет исследования: коррекция и формирование межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование арт-терапии возможно при коррекции и формировании отношений у подростков.
Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков.
Задачи исследования:
1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.
Новизна. Моя программа создана для подростков определенного возраста (13 – 15 лет) и определенного коллектива (7в класс), рассчитана на определенный отрезок времени (3 года). Данная программа может быть использована коллегами в так называемых «Трудных классах», т.е. классных коллективах, требующих коррекции. Планирование воспитательной работы ведется по направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Досуг», «Гражданин», «Семья». В каждое направление включаются психологические практикумы, игры, тренинги для коррекции, отклоняющегося поведения подростков, для планирования индивидуальной психологической помощи детям и родителям, для диагностики отношений между подростками и коррекции.
1. Теоретические
основы коррекции и
1.1 Теоретический
анализ проблем формирования
межличностных отношений в
Максимальные возможности для определения механизмов становления подростка как личности предоставляет науке изучение онтогенеза. Переход от периода детства к взрослению протекает, как правило, проблемно и очень часто драматично, в данном периоде жизни наиболее остро переплетены основные тенденции социального развития общества.
Д.И. Фельдштейн отмечает в своих работах: «С одной стороны, для данного периода жизни показательны в основном негативные направления, резкое изменение интересов ребенка.
С другой стороны, подростковой период отличается и огромным количеством положительных характеристик - увеличивается самостоятельность личности, более содержательными становятся личные отношения с другими людьми, значительно расширяется и изменяется сфера деятельности человека, развивается ответственное отношение и т.д.».
Главная характеристика подросткового периода – его противоречивость. Противоречивость обуславливает ряд острых проблем. Одна из них - является ли данный период стабильным или критическим.
Ш.Бюлер, Л.И.Божович рассматривают подростковый период как непрерывный кризис личности. Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон рассматривают подростковый период как абсолютно стабильный, разграниченный несколькими кризисами от других возрастов.
Вторая проблема, связанная с противоречивостью подросткового периода, - различия в определении его временных границ. Ш.Бюлер [23] определила подростковый период по критерию пубертатности ( или полового созревания человека).
Психологические симптомы данного периода, по ее мнению, проявляются уже в возрасте 11-12 лет, после следует пубертатный период (12-17 лет) и уже позднее юность (18-23 года).
По мнению другого ученого, Е.Н.Каменской [22, с.151], «подростковый период - это период пытливого ума, жадного познания окружающего, бурной деятельности, инициативности, энтузиазма, стремления к героическим поступкам, опасности».
Определенное развитие в подростковом периоде приобретают волевые качества - настойчивость, упорство в достижении поставленных целей, преодоление препятствий и трудностей на пути к успеху в делах.
Человек к данному возрасту уже сам ставит перед собой четкие цели и задачи, сам планирует действия по их осуществлению.
Вместе с этим подростковый период характеризуется постоянной импульсивностью, возбудимостью, запальчивостью, неуравновешенностью. Отрицательные эмоциональные проявления в данном возрасте не компенсируются соответствующими нервными центрами торможения.
Очень часто подросток сначала что-то делает, а уже после осознает, что в данной ситуации следовало бы поступать наоборот. Основополагающее значение приобретает в этом периоде жизни стремление найти свое место в современном обществе.
Подросток постоянно стремится определить, «чего он может добиться». Из данной проблемы вытекает противопоставление себя другим людям, очень часто резко негативное.
В результате подросток оскорбляет окружающих только потому, что хочет показать окружающим собственную независимость. Но упрямство, желание настоять на своем есть не что иное, как упражнения для понимания своих возможностей и границ поведения в обществе.
Каждый случай успеха или поражения становится накопительным капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими людьми, примериванием каких-то их особенностей и личных качеств на себя, он формирует свое новое «я». Отмечается рост жестокости, цинизма, грубости, агрессивности.
За этими внешними проявлениями ухудшения характера кроются глубокие переживания растущих людей - страха, неуверенности, тревожности, боязни одиночества.
Сегодня это углубившееся чувство внутреннего одиночества преломляется в особой позиции большинства детей по отношению к взрослым людям.
Следствием данной ситуации является потеря подростками чувства ответственности, эгоизм, некоторый инфантилизм, духовная опустошенность.
Именно данные отрицательные приобретения личности, ведущие к деформации мотивационно-потребностной сферы подростка, вызывает реакция эмансипации.
Реакция эмансипации - это «стремление всех подростков освободиться от контроля, опеки, покровительства старшего поколения - учителей, наставников, родных» отмечает Личко А.Е. [26, с.114].
В подростковом периоде у молодых людей формируется новое самосознание, вырабатывается личная независимая система определенных эталонов поведения, самооценивания и самоотношения, все ярче развиваются особенности проникновения в свой личный мир и личное пространство.
Столяренко Л.Д. [30] выделяет следующие виды самоотношения среднестатистического подростка:
1.«Самооценка» подростка является прямым воспроизводством оценки его действий матерью.
Подростки отмечают в себе, в первую очередь те качества, которые наиболее часто подчёркиваются его родителями.
«Если ребенку внушается негативный образ, у него формируется ярко выраженное негативное отношение к себе с преобладанием уверенного чувства неполноценности».
2. Смешанная самооценка, в которой смешаны самые противоречивые компоненты личности: один - это формирующийся у человека образ собственного «Я», второй - отголосок видения ребёнка его родителями.
Образ «Я» становится противоречивым. «Тем не менее, человеку со временем удаётся разрешить данный личный конфликт: успешность взаимодействия человека вне его семьи позволяет ему испытывать чувство самоуважения, а, принимая требования родителей, он сохраняет аутосимпатию и чувство единения со своими родителями».
3. Подросток воспроизводит мнение своих родителей на себя, но при этом даёт ей другую оценку.
Поскольку для любого подростка по-прежнему очень важны одобрение и поддержка родных, то ради сохранения ощущения «Мы» им воспроизводится негативная оценка личного поведения. Но при этом послушание означает отказ от собственного «Я».
«Переживания данного личностного конфликта как невозможности адекватного ответа требованиям своих родителей и сохранения своего личного «Я» приводят к тому, что подросток оценивает себя как плохого человека».
В данный период начинается отделение подростка от семьи, противостояние ей. В отношениях с окружающим миром подросток поставлен в очень сложные условия: он занимается формированием собственной личности и налаживает свои связи с окружающим его обществом.
В отличие от взрослого человека у подростка, чаще всего, отсутствует устойчивая сформировавшаяся самооценка. Поэтому он ориентируется на оценки своих поступков со стороны разнообразных авторитетных для него лиц: сверстников, старших ребят и т.д.
При изменениях внешних оценок он старается сохранить самоуважение как прочную опору для дальнейшего поддержания удовлетворяющего его общения с ровесниками, добиваясь того, чтобы они в дальнейшем воспринимали его таким, каким он хочет выглядеть в их глазах.
Чувство самоуважения - инструмент достаточно точный, но очень хрупкий при этом. И если окружающие по неосторожности или же намеренно разрушают у подрастающего человека чувство самоуважения, то они лишают его дальнейшей возможности противостоять дурным социальным факторам, делают невосприимчивым к положительным примерам.
Как бы ни был плох подросток, но если у него сохраняется самоуважение, то это позволяет научить его уважать и окружающих, общество, в котором он живет.
Нельзя описывать процессы общения подростка всегда и при любых обстоятельствах легко протекающими и лишенными каких-либо внутренних противоречий.
В определенных ситуациях обнаруживается явный антагонизм жизненных позиций, отражающий наличие у подростка взаимоисключающих жизненных ценностей, задач и целей, что очень часто оборачивается взаимной враждебностью в подростковой среде - возникает межличностный конфликт подростков.
Социальная значимость данного межличностного конфликта различна и зависит от жизненных ценностей, которые лежат в основе данных отношений.
Конфликтными становятся, например, отношения двух подруг старшеклассниц, оказавшихся явными соперницами, претендующими на внимание одного юноши.
Или столкновение двух друзей, один из которых совершил отрицательный поступок. Естественно, что общественная оценка двух конкретных конфликтов будет различаться.
В процессе общения у подростков в качестве причин для конфликтов могут быть определены два типа детерминант: предметные разногласия и разность личностных интересов.
В том случае, когда во взаимодействии подростков, осуществляющих какую-либо совместную деятельность, преобладают предметные противоречия, конфликт, чаще всего, не приводит к разрыву отношений и не сопровождается какой-либо эмоциональной напряженностью и враждебностью.
При возникновении противоречий в сфере личных интересов, конфликты легко переходят в открытую неприязнь и вражду.
Отсутствие общности целей ставит подростков, преследующих узкоэгоистические интересы, в ситуацию острой конкуренции, где выигрыш одного подростка означает стопроцентный проигрыш другого.