Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:34, дипломная работа
Цель работы: изучить эффективность арт-терапии при коррекции и формировании отношений у подростков. Задачи исследования: 1) раскрыть суть арт-терапии;
2) конкретизировать специфику работы с подростками;
3) выделить основные особенности арт-терапии;
4) выявить возможные нарушения при вормировании отношений среди подростков;
5) провести опытно-экспериментальную практическую работу с применением арт-терапии;
6) проанализировать результаты проведенной практической опытно-экспериментальной работы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы коррекции и формирования межличностных отношений в подростковой среде методами арт-терапии
1.1 Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений в подростковой среде
1.2 Психологические особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты использования арт-терапии при коррекции межличностных отношений подростков
Глава 2. Характеристика арт-терапии как средства развития межличностных отношений подростка
2.1 Организация, методы и результаты исследования по изучению уровня развития межличностных отношений подростка
2.2 Описание арт-терапевтических техник в формировании межличностных отношений подростка
2.3 Анализ результатов исследования влияния арт-терапии на развитие межличностных отношений подростка
Заключение
Литература
Приложение №1 - Программа коррекции и формирования межличностных отношений подростка
Общение с искусством помогает подростку на время уйти от личностных переживаний, эмоционального отвержения окружающей социальной средой, чувства одиночества, страхов и тревожности в целом или от конфликтных межличностных и коллективных отношений.
В последние годы выделяется несколько основных направлений коррекционной деятельности средствами искусства: психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную часть; психофизиологическое - коррекция психосоматических отклонений; психологическое - регулятивная, катарсистическая, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей.
Практическая реализация этих направлений работы осуществляется в рамках психокоррекционных методик современной психологии.
Впервые термин «арт-терапия» был применен психологом Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании лечения больного туберкулезом и уже через несколько лет получил широкое распространение во всем мире.
В настоящее время данным термином обозначают все виды искусства, которые используются в специализированных клиниках и центрах психического развития, хотя многие психологи считают данное определение слишком общим и неточным.
Эффективность использования искусства в контексте психокоррекции поведения подростка основывается на том, что данный метод позволяет свободно экспериментировать с личными чувствами, исследовать и выражать их на доступном каждому символическом уровне.
Простейшее символическое искусство восходит к распространенным во всем мире пещерным рисункам первобытных людей.
Они использовали символику для понимания и принятия своего места в окружающем мире и поисков смысла существования на земле человека.
Искусство напрямую отражает культуру и социальные показатели того общества, в рамках которого оно прогрессирует. Прообраз современной арт-терапии сохранился в основных архаических формах прикладного искусства – в народном творчестве.
Склонный к символизации, человек тогда абсолютно бессознательно преобразовывал в определенные символы известные ему предметы и формы окружающей действительности и использовал данные символы, как в повседневной жизни, так и в изобразительном искусстве.
С точки зрения представителей школы классического психоанализа, главным механизмом коррекционного действия в арт-терапии считается механизм сублимации.
К. Юнг утверждал, что искусство, в том числе легенды и мифы и арт-терапия, использующая изобразительное искусство, в большой степени облегчают сложнейший процесс индивидуализации саморазвития личности подростка на основе установления баланса между бессознательным и сознательным "Я".
В двадцатые годы психолог Принцхорн провел большое классическое исследование изобразительного творчества своих пациентов с психическими отклонениями от нормы и пришел к выводу, что их изобразительное творчество прямо отражает наиболее интенсивные личностные конфликты. В Америке одной из первых начала практиковать арт-терапию психолог Маргарет Наумбург.
Она обследовала подростков, имеющих явно выраженные поведенческие проблемы, в крупнейшем психиатрическом институте штата Нью-Йорк и позднее разработала несколько специальных обучающих программ по арт-терапии.
В своей практической работе Наумбург опиралась на идею Зигмунда Фрейда о том, что первичные реакции и переживания, возникающие в подсознании человека, чаще всего находят выражение в форме определенных образов и символов, а не вербально.
С точки зрения представителей гуманистического направления психологии, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением подростку практически неограниченных возможностей для его полного самовыражения и самореализации в результатах творчества.
В 1960 г. в Америке была открыта Американская арт-терапевтическая ассоциация психологов. Данные ассоциации возникли позднее в Англии, Японии и Голландии.
Арт-терапия как наука представляет собой совокупность всех психокоррекционных методик, которые имеют определенные различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному типу искусства, так и своей узкой направленностью, технологией психокоррекционного воздействия.
Поскольку арт-терапия как наука обеспечивается психокоррекционным воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются на специфике применяемых видов искусства (изобразительное искусство – изотерапия; литература, книга – библиотерапия, музыка – музыкотерапия; театр, образ – имаготерапия; танец, движение – кинезитерапия).
Музыкотерапия — это подвид арт-терапии, где мелодии используются в лечебных или психокоррекционных мероприятиях. В настоящее время музыкотерапия считается отдельным психокоррекционным направлением (в современной медицине и психологии), имеющим в основе два основных аспекта воздействия на личность: психосоматическое и психотерапевтическое.
Во многих исследованиях по современной музыкотерапии (С. С. Корсаков, Г. П. Шипулин, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Б. В. Асафьев, И. М. Догель, А. Н. Борисов, В. М. Бехтерев, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, С. И. Консторум, Л. А. Мадель, Г. Н. Кехаушвили, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений явно выраженного лечебного и психокоррекционного воздействия данного вида арт-терапии выделяются следующие:
— облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;
— катарсис, регуляция психоэмоционального фона;
— регулирование
— повышение социальной активности;
— активизация творческих проявлений [4,22].
Сказкотерапия — это использование сказки как метафоры в целях:
• психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений);
• психодиагностики (проведение проективной диагностики, описывающей целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы);
• психотерапии и психологического консультирования (исцеления с помощью сказки).
Типы сказкотерапии:
•сочинение сказок;
• использование архетипа сказки;
• сказочное путешествие;
• драматерапия сказки;
• рецептурные сказки;
• медитативные сказки (ресурсные, диагностические);
• рисование сказки.
Достоинствами и преимуществами сказки как литературного жанра, безусловно, являются следующие:
Кинезитерапия. Явный положительный эффект от применения танцетерапии, ритмических упражнений под приятную музыку в коррекции психоэмоциональных состояний у подростков и прочих нарушений подтверждается рядом авторитетных авторов (В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, Г. А. Волкова и пр.).
В основе использования танцетерапии лежит снятие через танцы мышечного тонуса, появившегося в результате длительного стрессового состояния. Использование ритмичных движений в коррекции психоэмоциональных состояний подростков основывается на принципе взаимосвязи психоэмоциональных переживаний и телесного напряжения.
Музыкоцветотерапия — это подвид музыкотерапии, который способствует полному восстановлению первоначального свойственного человеку энергетического равновесия, которое нарушается болезненным состоянием подростка, с помощью синтеза мелодии и цвета.
В последние годы психологами и психотерапевтами все больше изучается явная связь между психическими и физиологическими процессами в организме подростка, что приводит к грандиозным открытиям, говорящим о явных положительных изменениях в организме под воздействием определенных мелодий и цветов, смеха, положительных эмоций.
Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает одно из важнейших мест среди типов современной арт-терапии. Ее основой принято считать театрализацию психотерапевтического процесса.
Имаготерапия опирается на многочисленные теоретические положения об образе, а также об определенном единстве личности и образа. В соответствии с данными определениями задачами имаготерапии считаются:
— возможность адекватно реагировать на возникновение стрессовых ситуаций;
— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов;
— развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа подростком, что приобретает огромное значение в психоэмоциональном оздоровлении личности;
— создание в процессе имаготерапии явно выраженного творческого интереса у подростка, обогащающего его жизнь новым содержанием.
Одним из наиболее популярных сегодня и распространенных во всем мире видов арт-терапии по праву считается изотерапия (рисунок, лепка) — психокоррекционное, лечебное воздействие искусства, коррекция психических расстройств посредством изобразительной деятельности.
Изотерапия по форме проведения может быть как индивидуальной так и групповой. В современной мировой изотерапии выделяют основные направления данного метода:
— использование существующих мировых произведений изобразительного искусства путем их глубокого анализа и интерпретации подростками;
— побуждение подростков к самостоятельным творческим изысканиям в изобразительном искусстве.
Изотерапия широко применяется
в психокоррекционной практике как в различных
областях медицины: терапии, психиатрии,
так и в специальной психологии. Использование
изотерапии в современной медицине обусловлено
лечебно-реабилитационными целями, а в
психологии —коррекционно-
Изотерапия дает явно выраженные положительные результаты в работе с подростками с различными психологическими проблемами — агрессией, трудностями в общении и т.д..
Во многих случаях изобразительная терапия выполняет психотерапевтическую роль, помогая подростку справиться со своими многочисленными психологическими проблемами.
Различные типы арт-терапии предоставляют широкие возможности для самовыражения, самопознания и позволяют подростку подняться на более высокую ступень своего психоэмоцианального развития.
2. Характеристика
арт-терапии как средства
2.1 Организация,
методы и результаты
Как уже описывалось в
теоретической части, основной проблемой
межличностных отношений
Экспериментальное практическое исследование осуществлялось в два основных этапа. Первый заключался в постановке и теоретическом обосновании данной темы, подбор методик для исследования, определение актуальности, задач исследования.
На втором проводилась практическая проверка рабочей гипотезы, обработка и детальный анализ полученных результатов, оформление выводов по практической части работы.
Методики практического исследования:
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки [32, с.624].
2. Анкета для определения частоты конфликтов и их возможных причин.
3.Опросник «Взаимодействие подростка в социальной среде».
4. Обработка результатов проведенного исследования с помощью 2-критерий К.Пирсона.
Методика диагностики агрессии в среде подростков разделяет понятия агрессия и враждебность и определяет последнюю, как: «...негативные чувства и негативные оценки людей и событий» [32, с.625].
Выделяются следующие типы агрессивных реакций:
1.Физическая агрессия.
2. Раздражение.
3.Обида.
4.Косвенная.
5.Негативизм.
6. Подозрительность.
7. Чувство вины.
8. Вербальная агрессия.
Вопросник состоит из 75 утверждений, с которыми испытуемый должен был согласиться или не согласиться.
Для определения частоты возникновения агрессии у подростка, а также возможных причин такой реакции была разработана анкета. Она состоит из семи вопросов, один закрытый и шесть альтернативных. Ответам на вопросы с 1 по 4 и 6 были присвоены баллы. Ответы на остальные 2 вопроса оценивались переводом полученных результатов в проценты.
Второй опросник содержит 10 шкал:
1 шкала: требовательность.
2 шкала: мягкость - строгость.